Проводили ли вы когда-нибудь открытый урок по письму? Одни скажут,
смотреть на спины детей целый урок, не представляет никакого интереса,
ученики только прописывают палочки, петельки, крючочки... Другие - что
очень тяжело провести урок так, чтобы заинтересовать не только детей, но
и учителей. Поэтому большинство любят проводить интегрированные уроки
обучения грамоте и письму.
Мы предлагаем вашему вниманию "живой" урок письма автора тетради по
русскому языку Таисии АНДРИАНОВОЙ. Он интересен различными видами
заданий, четкостью, логикой построения.
В сценарии урока заданий дано больше, чем дети могут выполнить на уроке.
Это сделано для того, чтобы учитель смог познакомиться со всеми видами
заданий и выбрать наиболее оптимальные для себя и своего класса.
Тема: "Написание овалов в рабочей строке". Цели
: Обучить приемам написания овалов; расширить знания детей о
русском языке; тренировать учащихся в умении анализировать, сравнивать и
обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Настраивает
на активную и творческую работу.
II. Введение в тему урока
Учитель. Ребята! Начнем урок с того, что все вместе посмотрим в окно.
Что вы увидели? Расскажите. Поделитесь своими впечатлениями.
Дети. На улице пасмурно, идет дождь, кругом лужи.
- Несмотря на дождь, на улице все равно красиво.
- Деревья стоят разноцветные с красными и желтыми листьями. Листья
медленно падают.
У. Действительно, ребята, осень - удивительное время года! Осень
славится не только красотой, но и своими плодами. Уже собран урожай с
полей, огородов и садов. Лишь висят на некоторых деревьях удивительные
красные ягоды. Им не страшен мороз. Как вы думаете, о чем я говорю?
Д. О рябине.
У. Правильно, ребята. Молодцы! А вот сможете ли вы разгадать следующую
загадку? Посмотрим! Открывайте тетради на с. 24.
(На уроке дети работают в тетрадях "Русский язык. Тетрадь по письму.
Часть I.", авторы: Андрианова Т.М., Остроумова А.В., Андрианова И.Л.)
Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать загадку:
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
Д. Это рябина.
- Нет, это виноград.
У. Разве у загадки могут быть две отгадки?
Д. Могут!
- Не могут!
У. Оказывается, ребята, есть такие загадки, у которых несколько отгадок.
Например: Без окон, без дверей полна горница людей.
Д. Это может быть и огурец, и кабачок.
- Это тыква или дыня.
- Это даже может быть арбуз, у него тоже семечки внутри.
У. Задаю очень трудный и хитрый вопрос. Какой из перечисленных вами
предметов бывает разной формы?
Д. Наверное, дыня. Она бывает круглой и продолговатой.
- Да, дыня бывает овальной и маленькой кругленькой, ярко-желтого цвета.
У. Отлично, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями и сами
произнесли слово, которое будет сегодня на уроке главным. Это слово
овал. Получайте первое самостоятельное задание. Обведите в тетради
предметы овальной формы.
Дети обводят виноград и листики рябины.
У. А знаете ли вы, ребята, почему фигуру, напоминающую вытянутый круг,
назвали овалом?
Учитель записывает слово на доске.
- Это слово нерусское. Очень-очень давно люди подметили, что яйцо очень
напоминает эту фигуру. В переводе с латинского "ово" - яйцо. Отсюда - и
слово "овал". Теперь веселое задание. Найдите в слове овал овалы.
К доске выходит ученик и цветными мелками обводит буквы, в которых
содержится овал - о, в, а.
Учитель предлагает всем детям потренироваться написать эту букву в
воздухе. Для этого необходимо взять ручку, поставить руку на локоть и
сделать несколько движений против часовой стрелки, описывая в воздухе
овалы.
- Ребята, о чем всегда нужно помнить, работая в тетради по письму?
Д. О посадке!
У. Сели правильно и удобно.
Д. О наклоне.
У. Положите правильно тетрадь.
(Рекомендую обозначить на партах (с помощью клейкой ленты) линию наклона
тетрадей.)
Д. Надо правильно держать ручку!
У. Проверьте себя. Нас снова ждут овалы, только теперь в строке.
Обведите половину строки, обращая внимание на стрелку, показывающую
начало написания.
Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель следит за посадкой.
- Как еще можно обводить (или писать) овал?
Д. Мы начинали его писать сверху, а можно, наверное, и снизу.
Учитель вызывает ученика к доске и просит проиллюстрировать свой ответ.
Дети продолжают работу в тетради.
У. Ребята! А зачем нам нужно уметь писать овал?
Д. Чтобы уметь писать буквы.
- Чтобы уметь писать букву о - она тоже овал.
У. Вы правы! Без овала нельзя написать целых семь букв. Кто их нашел на
странице? Кто в них нашел овалы?
Дети поднимают руки. Пробуют (общими усилиями) их назвать: о, а, б, в,
д, ю, ф.
У. Как одним словом можно назвать все эти буквы?
Д. Это письменные буквы.
- Их можно назвать строчными.
У. Прекрасные ответы. Принимаю их и предлагаю вернуться к загадке.
Найдите среди печатных букв овалы или, говоря по-другому, найдите в
загадке... Кто продолжит мою мысль?
Д. Букву о.
У. Подчеркните ее.
Дети выполняют задание.
- Сколько букв вам встретилось?
Д. Всего две.
У. Может быть, кто-нибудь знает, в каких словах?
Д. Подружки.
- Тесно.
У. Сейчас нам снова предстоит писать букву о. Только теперь это сделать
будет гораздо труднее. Почему?
Д. Потому что нет точек.
- Потому что раньше мы не писали, а только обводили по точкам.
У. Давайте немного отдохнем перед трудной работой, наберемся сил и
хорошего настроения.
III. Физкультминутка
У. Отложите-ка тетрадку!
Д. Раз, два!
У. Становитесь на зарядку!
Д. Раз, два!
У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
Д. Да!
У. Ваши губы улыбнулись?
Д. Да!
У. Пальчики к письму готовы?
Д. Да!
У. Мы работать будем снова?
Д. Да!
Учитель напоминает о правилах посадки, о положениях тетради и ручки.
IV. Продолжение темы
У. Ребята! При написании буквы о помните, что это овал, а не круг.
Следите за расстоянием между буквами! Смотрите на образцы! Желаю вам
удачи!
Дети работают самостоятельно. Учитель следит за посадкой детей,
оказывает индивидуальную помощь.
- А сейчас мы поиграем. Я взмахну указкой, и вы все превратитесь в
строгих, но справедливых учителей. Возьмите красные ручки (карандаши,
фломастеры) и подчеркнете на этой строке три самые красивые, самые
правильные буквы о.
Раз, два, три, четыре -
Начинается игра.
Вы теперь не просто дети,
Вы теперь - учителя!
Учитель проходит по рядам; одобряет выбор детей; хвалит всех за то, что
отлично справились с такой трудной ролью.
- Раз вы у меня такие умные и внимательные, даю еще более трудное
задание. Хотите?
Д. Да! Хотим!
Учитель открывает шторки на доске (или ставит дополнительную доску), на
которой заранее были написаны четыре вида бордюра.
На доске.
У. Посмотрите очень внимательно на страницу в тетради и записи на доске.
Попробуйте догадаться сами, какое задание я хотела вам дать.
Дети анализируют записи, общаются друг с другом, пробуют формулировать
вопросы.
Д. У нас в тетради есть похожий бордюр?
- Все бордюры на доске между собой похожи?
- Вы, наверное, хотите нас спросить: есть ли на доске такой же бордюр,
как в тетради?
У. Совершенно верно! Молодцы! Вы верно угадали задание. Вот и отвечайте
на вопросы, которые сами себе поставили.
Д. У двух бордюров расстояния между линиями и овалами не такие, как в
тетради.
- Бордюр в тетради состоит из овалов, прямых линий и точек. А на доске у
двух бордюров вообще точек нет.
- Все бордюры похожи, а точный - только последний.
- Четвертый бордюр в тетради как будто буквы ф с точками.
У. Молодцы, ребята! Все подметили. Я думаю, что вы без ошибок справитесь
с этим трудным, но интересным заданием - написанием бордюра в тетради.
Кому будет трудно - "зажгите красный огонек" (покажите красный
сигнальный круг), и я приду на помощь.
V. Итог урока
У. Какую букву мы учились сегодня писать? Ответ дайте такой, чтобы он
соответствовал этой схеме.
Рис. Схема
Учитель показывает схему на доске.
Д. Мы учились писать о.
- Сегодня мы писали о.
- Мы писали букву о.
- Мы писали строчную о.
У. Вы меня очень порадовали своими правильными ответами. Спасибо вам! А
теперь озвучьте схемы предложений, данные в тетради. Работаем по
вариантам.
Дети внимательно рассматривают свои рисунки и первые схемы предложений.
В а р и а н т 1
- Девочка собирает ягоды.
- Маша сорвала земляничку.
- Аня собирает земляничку.
В а р и а н т 2
- Мальчик поймал большого окуня.
- Петя поймал большую рыбу.
- У Васи огромная рыба.
У. Теперь поменяемся вариантами и поработаем со вторыми схемами. Что вы
заметили?
Д. Схемы те же. Знаки препинания только разные.
Дети тренируются правильно произносить вопросительные и восклицательные
предложения.
У. Предлагаю игру "Каков вопрос - таков и ответ!" Я буду задавать вам
вопросы. Вы должны будете отвечать только одним словом: "да" и "нет" -
не говорить.
Учитель спрашивает, выделяя голосом разные слова.
Мальчик поймал большую рыбу?
Д. Мальчик.
У. Мальчик поймал большую рыбу?
Д. Поймал.
У. Мальчик поймал большую рыбу?
Д. Большую.
У. Вы обратили внимание на нарисованный ключик? Какой секрет русского
языка мы только что с вами открыли?
(Обучение постановке логического ударения лучше начинать с
вопросительных предложений, постепенно переходя на восклицательные и
повествовательные.)
Д. Одно предложение можно произносить по-разному.
- Можно голосом выделять в предложении разные слова.
У. Попробуйте теперь вы задать мне вопросы о девочке.
Д. Девочка собирает ягоды?
У. Ягоды.
Д. Девочка собирает ягоды?
У. Девочка.
Д. Девочка собирает ягоды?
У. Собирает.
Детям, которые активно задавали вопросы, правильно отвечали на
поставленные, вручаются маленькие ключики, вырезанные из картона.
У. До конца урока осталось несколько минут. А в тетради одно задание, да
притом легкое. Сделайте его? Вы не устали?
Д. Нет, не устали.
- Мы даже знаем, что надо сделать с буквами, чтобы они стали
одинаковыми.
У. Когда выполните работу, поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте.
Проверьте друг у друга, правильно ли вы сделали работу.
Дети выполняют задание.
- Все справились с заданием?
Д. Все.
У. Молодцы! Урок окончен! Все - на перемену!
|