Цель мероприятия: Улучшение
информированности подростков о факторах риска,
создаваемых наркоманией для здоровья и личности
в целом, и содействие в становлении ЗОЖ.
Задачи:
- рассмотреть виды наркотических веществ;
- выяснить причины толкающие подростков к
употреблению наркотиков;
- назвать факторы, способствующие
распространению наркотиков в молодежной среде;
- познакомить учащихся с уголовной
ответственностью предусмотренной за хранение,
сбыт и употребление наркотиков;
- рассмотреть более подробно последствия
употребления наркотиков;
- по возможности уровнять психологическую
подкованность подростков с подкованностью
наркодельцов.
Форма: ролевая игра.
Место в цепочке тематических классных часов: обобщающий
час общения по теме.
Предварительный этап подготовки:
- Систематические классные часы по теме
"Пагубные привычки" в разных формах в течение
определённого количества времени (5-9кл.).
- Беседы и дискуссии. Мифы о наркомании.
Технологии:
- ИКТ;
- Коммуникативное общение;
- Игровая.
Оборудование:
- Мультимедийная установка;
Оформление зала:
- Плакаты по теме мероприятия.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день! Я рада видеть вас и
уверена, что тема нашего разговора "наркомания
- знак беды" для вас небезынтересна.
Представляем ведущих: (имена) и их помощников по
названной теме наши 6 теоретиков (имена).
Готовясь к нашему мероприятию, я провела в
группе старшеклассников нашей школы анонимное
анкетирование на тему "Мифы о вредных привычках
в молодежной среде". Наиболее типичные
заблуждения (ответы) участников анкетирования
мне хотелось бы вам сейчас зачитать. А вы должны
их опровергнуть. (Зачитать мифы):
Должна сказать, что ваши высказывания, т.е.
опровержения верны.
Мы продолжаем наш разговор.
Нравится это кому-то или нет, но факт остается
фактом, наркотики - проблема № 1 в молодежной
среде и не только в России, но и во всем мире.
Цель нашего разговора - по возможности уравнять
вашу психологическую подкованность с
подкованностью наркодельцов, которые могут вам
встретиться в жизни. А чтобы не попасть в их
ловушки, вам нужны определенные знания.
В-1: Но что такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и
табак считает наркотиком, другие же говорят, что
анаша и марихуана практически безопасны. Кто же
прав?
В-2: Если мы заглянем в медицинскую
энциклопедию, то сможем прочитать следующее:
Термин "наркомания - частный по отношению к
более общему - токсикомания. Дело в том, что
вызывать наркотическое состояние могут многие
вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это
весьма широкий круг веществ - от лекарств,
обладающих психотропным эффектом, до средств
бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже
наркотические вещества, и пристрастие к ним в
широком смысле тоже является токсикоманией".
В-1: Я думаю, пришло время обратиться к
теоретикам. Господа, нам необходима ваша
консультация: какие наркотики известны в мире?
1-й Теоретик: Человечеству давно известны
наркотические вещества. Во многих восточных
культурах вполне обычно употребление
психотропных веществ. Табак, кофе, алкоголь -
несомненно, самые распространенные психотропные
вещества, потребляемые в обществе. Это, так
называемые, разрешенные наркотики. Употребление
же других подобных средств строго запрещено. Вот
они, наиболее известные наркотические вещества:
1. Амфетамины - сильные возбуждающие средства.
Употребление амфетаминов в первое время создает
ощущение физического благополучия, человек
чувствует себя в форме, он уверен в себе.
Длительное употребление этих веществ приводит к
психическим проявлениям параноидного типа:
человек чувствует себя затравленным, бредовые
идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.
2. Кокаин получают из листьев южно-африканского
кустарника коки. Это тоже возбуждающее средство.
Человек, находящийся под воздействием кокаина,
чувствует себя сильным и деятельным, он ясно
видит жизненную перспективу, ощущает избыток
сил, уверен в себе. Но такое состояние быстро
сменяется беспокойством, а иногда и неприятными
слуховыми галлюцинациями.
3. Барбитураты и транквилизаторы. Более 2000
барбитуратов используются как снотворные
средства. При отравлении небольшими дозами
барбитуратов возникают симптомы, сходные с
симптомами алкогольного опьянения. В больших
дозах они вызывают кому. Наркоман страдает
ухудшением памяти, ослаблением умственной
деятельности и интереса к работе или к событиям
текущей жизни, или потерян контроль над эмоциями.
Транквилизаторы - успокаивающие средства,
уменьшают беспокойство.
Однако даже употребление таких слабых
транквилизаторов, как валиум или либриум, может
вызвать физическую и психическую зависимости.
4. Опиаты - продукты переработки мака. Активные
компоненты опиума - морфин и кодеин
(первоначально их использовали как
болеутоляющие средства). В конце XIX века было
открыто производное морфина - героин. Все эти
вещества действуют на головной мозг, блокируя
болевые синдромы и активизируя центры
удовольствия. Употребление героина вызывает
ощущение блаженства, чувство благополучия. К
сожалению, очень быстро приходит физическая и
психическая зависимость, из-за которой наркоман
вынужден постоянно увеличивать дозу.
5. Галлюциногены и психоделитики - к ним
относятся мескалин, псилоцибин, буфотенин,
воздействующие главным образом на восприятие
окружающего мира, искажая восприятие формы,
цвета, времени. Все это очень часто
сопровождается идея ми величия или
преследования. Результат - эмоциональные
расстройства.
6. Марихуана и гашиш - продукты переработки
конопли. Это самые распространенные наркотики,
они одновременно обладают галлюциногенным,
возбуждающим и эйфоризирующим действием.
Большие дозы могут вызвать агрессивное
поведение. Оно часто бывает результатом
непреодолимых импульсов или бредовой мысли о
преследовании.
Учитель: Спасибо, ты подробно рассказал о видах
наркотических веществ! Сегодня наркотики
называют чумой XXI века, и я могу подтвердить это
данными статистики.
А сейчас проведем игру, подтверждающую этот
факт. Слово организатору игры.
Цель игры: Участники игры и присутствующие в
аудитории должны увидеть, насколько широко и
незаметно распространяется наркомания в
обществе, научиться оценивать свой личный риск
приобщения к наркотикам, и задуматься о том, что
мы сами несем, ответственность за свое здоровье,
и в опасных ситуациях уметь сказать "нет".
Игра: Мы немного устали, давайте разомнемся.
Разминка будет в форме игры. Каждому из вас я
раздам листки бумаги. Выберите из присутствующих
трех участников, которых знаете меньше всего,
подойдите и попросите их расписаться на вашем
листочке ... Спасибо!
Теперь давайте вернемся на свои места. Прошу
подойти ко мне трех добровольцев, если кто-то из
них расписался на вашем листочке, тоже выйдите
сюда.
Итак, если в числе тех, кто вышел, есть
расписавшиеся на вашем листочке, просим вас
выйти сюда. Н. Н. рассказала, что один наркоман
привлекает к наркотикам от 4 до 1 7 человек в год.
Эта игра ярко показывает цепную реакцию.
По условиям игры я намеренно поставила вас в
ситуацию, которая угрожала вашему здоровью. Да,
это была игра, но в жизни, пожалуйста, будьте
осторожны. Если вы видите, что ситуация для вас
опасна, что другой человек намерено или не
намеренно оказывает на вас давление и призывает
вас совершить то, что может нанести вред вашему
здоровью, то вы должны не бояться, и всегда уметь
сказать НЕТ.
Спасибо за участие!
Учитель: Да, страшно подумать, что будет с нашим
обществом через 10-20 лет. А как вы считаете, какие
причины толкают подростков к употреблению
наркотиков?
Ученики (предполагаемые ответы):
- Уйти от жизненных проблем (неудачная любовь,
трудности в школе, ревность к наиболее удачливым,
разлад с родителями).
- А я думаю, подросток хочет испытать необычные
ощущения.
- Испытать неведомое.
- Я согласна с вашим мнением, а еще причиной может
быть желание выделиться, стать продвинутым,
значительнее, круче.
- Некоторые подростки считают, что, употребляя
наркотики, они тем самым приобщаются к образу
жизни модных певцов, музыкантов.
- Бывает, просто от скуки.
- Причиной может быть и влияние старшего по
возрасту.
- Я уверена, что некоторые подростки хотят
противопоставить себя родителям, которые ругают
наркотики, а сами употребляют алкоголь и табак.
Учитель: Кто еще хочет высказаться?
Ученик: Я считаю, что сегодня мы должны назвать
"факторы, способствующие распространению
наркотиков.
- Доступность наркотиков.
- Экономическая нестабильность.
- Недостаточная информация о вреде алкоголя,
табакокурения и наркотиков.
- Неблагополучная обстановка в семьях, в учебных
заведениях.
Ученик-2: Я смотрел передачу по ТВ, где
рассказывалось, что в некоторых регионах
наркотики подросткам раздают бесплатно. Дельцы
наркобизнеса ничего от этого не теряют. Таким
образом, они расширяют рынок сбыта. Стоит раза 2-3
понюхать, покурить - и подросток привык. После
этого бесплатно ему уже никто не предложит. А он
привык, ему надо, он начинает покупать за любую
цену, добывает для этого деньги любым путем,
всевозможными средствами, в том числе и
преступными.
Учитель: Каждый из нас должен решить для себя,
есть ли в его жизни место наркотикам.
В-1: А сейчас нам снова придется обратиться к
теоретикам. Господа, не могли бы вы рассказать
нам о табаке. Существует мнение. Что миллионы
людей в мире курят, но никто еще от сигареты не
умер.
2-й теоретик: Табак известен давно. Родом он из
Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не
знали. Растение получило свое название по имени
провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало свое
победное шествие по всем континентам. Кроме
никотина, в табаке содержится большое количество
вредных веществ, которые, воздействуя на
организм, вызывают нарушение в работе всех
систем и органов.
Так как курение приводит к возникновению
заболеваний, не имеющих определенной
симптоматики и ясной клинической картины,
курильщики уверены, что специфической болезни
возникающее только от курения не существует. Тем
не менее, если курильщик и не страдает бронхитом,
туберкулезом, раком легких, гипертонией и т.д., то
все равно его организм изнашивается и стареет
значительно быстрее, чем организм некурящего
человека.
Ученик: У меня есть дополнение. В мире
ежегодного умирают от болезней связанных с
табакокурением 1.5 млн. человек, в том числе
россиян - 100 тысяч человек.
Учитель: Ну что же, у вас есть выбор: курить или
быть здоровыми!
В-2: Итак, с табаком разобрались. Теперь никто не
считает это безвредной привычкой. А как быть с
алкоголем? Не секрет, что русских считают, чуть ли
не самыми пьющими в мире, а, кроме того - самыми
смекалистыми. Не связано ли это между собой? Не
является ли алкоголизм толчком к развитию
всевозможных талантов?
В-1: Господа теоретики, вам слово!
3-й теоретик: Человек не знал алкоголя долгие
сотни тысяч лет приобщение к пьянству -
сравнительно молодая ошибка человечества.
Явление сбраживания было открыто почти
одновременно во многих местах, и сейчас нам не с
кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен
на свободу. А что же в России? На царских пирах
пили ковшами и чашами, но не водку, а
"мед-пиво", крепость их не превышала 5-7
градусов. В 1552 году Иван Грозный устроил в России
первый кабак, где водку подавали только
опричникам. Спаивание народа безудержным
становится в конце XIX В., когда в России
складывается своеобразная питейная процедура,
согласно которой ни одно знаменательное событие
не проходит без выпивки. Способствовала пьянству
и беспросветно тяжелая доля русского рабочего.
Первые попытки искоренить пьянство были
предприняты в 1917 году. С тех пор война не
прекращается и идет с переменным успехом -
зеленый змий оказался крайне живучим. Кроме того,
что алкоголь разрушает организм, он разрушает
личность. Человек тупеет эмоционально,
интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и
что такое плохо, что·есть добро, и что есть зло -
все перепутывается в голове несчастного. Такие
люди часто находятся на учете врача-психиатра
или помещаются в психиатрические клиники.
Учитель: Верно, но я считаю, что нужны уточнения.
Я хочу их сделать с помощью статистической
таблицы. Я представляю Вам статистические
данные:
Думаю, что эти цифры окончательно доказали, что
алкоголь не является толчком к развитию таланта.
В-2: Страшные цифры. И самое ужасное, что
алкоголь требует себе в жертву не только
взрослых людей, но и их будущее потомство.
В-1: Одно радует, алкогольная и табачная
продукция дорожает с каждым днем. И далеко не
каждый школьник может себе позволить такие
расходы.
В-2: К сожалению, предприимчивые потенциальные
самоубийцы нашли выход из положения. Токсикоману
не нужно быть богатым, чтобы поймать кайф.
В-1: Нам хотелось бы услышать ваше мнение,
господа теоретики.
4-й теоретик: Термин "токсикомания" часто
используется специалистами в понятии -
пристрастие к употреблению широкого, довольно
беспорядочного и все расширяющегося круга
веществ, способных воздействовать на психику - от
разного рода "таблеток" до растворителей.
Токсикоманы - чаще дети и подростки, чем взрослые.
Кроме того, для токсикоманов характерно
беспорядочное употребление действующих на
психику веществ, случайное их сочетание. Пары
химических веществ обладают высокой
токсичностью. Через легкие они молниеносно
всасываются в кровь, быстро достигают мозга и
других органов. Часто у любителей "понюхать"
начинаются судороги, они теряют сознание, а придя
в себя, не могут вспомнить, что с ними случилось. В
дальнейшем наступают более серьезные нарушения
здоровья. Случаи отравления, когда медики помочь
не в силах, не так уж редки. Некоторые мальчишки
травят себя ядами бытовой химии. Помните! От этих
веществ человек буквально разлагается.
В-1 и В-2: А у нас частушки!
Моя милая подруга
Вытворяет просто чудо:
Литр водки выпить может,
Три да два сложить не сможет.
Мой дружок пришел на танцы,
А под березою сидит
Голова его в пакете,
Рядом лак пустой лежит.
Закурите сигаретку
Будете красивыми:
Желтозубыми старушками
С тупыми минами.
В-2: А теперь мне хотелось бы спросить
теоретиков вот о чем. Все наркотические вещества
вызывают физическую и психическую зависимости.
Как это происходит?
В-1: Когда человек становится законченным
наркоманом? Может ли он сам остановиться? Слово
нашим теоретикам.
5-й теоретик: Первые пробы не всегда
сопровождаются каким-либо ощутимым эффектом.
Иногда наблюдается защитная реакция организма -
головокружение, тошнота. Наркотик постепенно
расшатывает эту защиту. И после нескольких проб
человек чувствует состояние эйфории. Первое
пережитое чувство эйфории является точкой
отсчета в развитии психической зависимости
человека от наркотика. Результатом этого
является неожиданное желание вновь испытать
действие наркотика. Если человек продолжает
употреблять наркотические вещества, то
изменения в физиологических процессах и психике
закрепляются и он, наконец, осознает не
возможность обходиться без наркотиков. В этот
момент предстоит сделать выбор: как быть дальше -
порвать с наркотиком или плыть по течению. Одни
люди пытаются бороться, сдерживают себя,
обращаются за помощью, другие отдаются своей
страсти с охотою, третьи смиряются с судьбой и
пытаются как-то приспособить свое существование
к этому доминирующему фактору. После некоторого
периода регулярного употребления наркотика
человек начинает испытывать потребность в
увеличении дозы, поскольку прежняя не дает
желаемого эффекта. Со временем наркотик
утрачивает свой специфический эйфоризирующий
эффект. И принимать наркотик больного далее
заставляет стремление избежать состояния
"ломки", а также желание привести себя в
рабочее состояние, так как вне действия
наркотика этот человек уже абсолютно не
работоспособен. На заключительной стадии можно
наблюдать полную физическую зависимость и
прогрессивное истощение организма - слабость,
неспособность к умственным и физическим усилиям,
похудение, отчетливо видны признаки отравления
организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.
Ученик: Мне бы хотелось дополнить выступление
теоретика и остановиться более подробно на
последствиях употребления наркотиков.
Последствия употребления наркотиков
подразделяются на медицинские, психологические
и социальные:
Медицинские:
- Депрессия.
- Передозировка.
- Судороги.
- Воспаление вен из-за нестерильных шприцов.
- Заражение крови.
- Легочная эмболия.
- Бактериальный эндокардит.
- Гепатит.
- Врожденные дефекты и уродство.
- СПИД.
Психологические:
- Привыкание.
- Страх.
- Самоубийство.
Социальные:
- Домашние скандалы.
- Потеря друзей.
- Потеря работы.
- Арест.
- Кражи.
- Побои.
В-2: Удивительно, все знают, что употребление
наркотиков вредно для здоровья, ведет к
деградации личности, но, тем не менее, очень мало
людей, находящихся на стадии привыкания,
обращаются за помощью. Почему?
В-1: Спросим теоретиков.
6-й теоретик: На наш взгляд, возникшая ситуация
связана, с одной стороны, с умелым использованием
распространителями наркотиков
неосведомленности подростков, а с другой - с
активным внедрением в сознание молодежи ряда
мифов о наркотиках.
- Миф первый: Попробуй - пробуют все. Это не так: 80%
подростков никогда не пробовали наркотиков.
- Миф второй: Попробуй - вредных последствий не
будет. Это ложь. К некоторым наркотикам
зависимость формируется с 1-2 раза. Кроме того, в
связи с индивидуальными особенностями возможна
гибель при первой же инъекции.
- Миф третий. Попробуй - если не понравится,
прекратишь прием. Нет, при употреблении
наркотиков страдает воля, и даже с помощью врачей
излечиться от наркотической зависимости сложно.
Миф четвертый. Существуют "безвредные"
наркотики. Таких не существует. Все наркотики
ядовиты для организма.
При формировании психической зависимости
наркоманом овладевают заблуждения:
- это не болезнь, лечиться не от чего;
- я могу расстаться со своей привычкой в любой
момент;
- я самостоятельно буду считать дозы или уже с
завтрашнего дня сменю наркотик (чтобы не
привыкнуть) на более слабый, а к врачам
обращаться не стоит;
- это помогает мне жить на пределе возможностей.
Становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят
блестящие идеи; .
- если бы другие были чуть-чуть добрее и
человечнее, со мной ничего такого бы не
случилось;
- лечиться совершенно бесполезно.
Поскольку наркоманом владеют такие
заблуждения, он не может сам обратиться за
помощью. Если среди ваших знакомых есть люди,
хотя бы изредка употребляющие любые наркотики,
это люди, нуждающиеся в помощи, помогите им
понять себя и осознать, что наркомания - болезнь,
которую нужно лечить.
Рефлексия.
В-2: Друзья, давайте подведем итог. В чем
заключается социальная опасность и вред
наркомании? В-1: Во-первых, наркоман - объективно
плохой работник, поскольку физическое его
состояние неудовлетворительное.
В-2: Во-вторых, наркоман - субъективно плохой
работник, так как все мысли его заняты поиском
наркотического вещества.
В-1: В-третьих, наркоманы наносят обществу
материальный ущерб, являясь источником
несчастных случаев, вызывая аварии, портя
имущество.
В-2: В-четвертых, наркоманы наносят обществу
моральный ущерб, совершая правонарушения -
воровство, грабежи, проституция, растраты и т.д.
В-1: В-пятых. Наркоманы создают невыносимые
условия для своей семьи, не давая близким
возможности для нормальной жизни.
В-2: В-шестых. Наркоманы совершают преступления
по отношению к потомству, отравляя своих будущих
детей.
В-1: В-седьмых, наркоманы деградируют физически
и морально, не оправдав ожиданий родителей. При
этом они успевают втянуть в этот порок других
людей.
В-2: В-восьмых, употребление наркотиков
безнравственно само по себе. Для наркомана
понятия добра и справедливости утрачивают свою
значимость.
В-1 и В-2: Вот почему наркотикам нужно сказать -
НЕТ!
Учитель: Ну что же наш разговор подошел к концу.
Хочется надеяться, что он будет для вас
небесполезным, ведь как гласит латинская
пословица "учимся не для школы, учимся для
жизни". До свидания, всего Вам доброго! |