Цель. Сформировать представление о народных промыслах гжели, хохломы. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду. Оборудование. Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Слайд №1.
Слайд №2. Посмотрите на экран. Перед вами предметы декоративного искусства. Можете ли вы определить, к каким народным промыслам они относятся? Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся они к разным народным промыслам.
Ребята, можете ли вы предположить, как будет звучать тема нашего урока? (определение темы урока). Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами гжелью и хохломой. Слайд №3 II.
Вступительное слово учителя.
Чтобы лучше узнать художественные промыслы гжель и хохлому, мы совершим экскурсию по местам, где они зарождались.
III. Целеполагание.
А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии? (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия)
Мы узнаем, где зародились народные промыслы гжель и хохлома, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и выполним элементы росписи по мотивам народных промыслов гжели и хохломы в творческой мастерской.
IV. Объяснение темы урока. И так, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народных промыслов. 1. Путешествие в Подмосковное село Гжель. Слайд №4 Первое путешествие мы совершим в Подмосковье, село Гжель - известный центр гжельской художественной керамики. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите? Слайд №5
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.
Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту? Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Слайд №6
Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок. Какие элементы росписи используют гжельские мастера? Слайд №7 Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели. Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков (рассказ сопровождает выполнение приема росписи).
2. Путешествие в мир волшебной хохломы (Горьковская область). Слайд №8. На Волге, в Горьковской области, возник еще один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе. Откуда же появилось это удивительное искусство? Слайд №9.
Разное сказывают старики. Говорят, будто давным–давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе.
Ребята, скажите, какие изделия изготавливают хохломские мастера?
Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы.
А какие по цвету краски любили использовать хохломские мастера? Слайд № 10
Любимые цвета – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. А золото – то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливается лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?
Ребята, обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие кудрявятся, не касаясь стебелька, или же собираются к корешку. Такую травку называют «Кудриной». Слайд №11
Посмотрите, как выполняется узор.
Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, т.е. «с маху» красками, при этом кисть держится перпендикулярно к поверхности. Бежит, кружится по поверхности затейливый узор – Кудрина, взлетит вверх, наберет силу, да и остановится. Сам рисунок добавят мелкой прорисовкой и вот готов узор.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
V. Рефлексия.
Ребята, мы совершили с вами экскурсию по местам народных промыслов.
Скажите: С какими промыслами вы познакомились? Назовите основные элементы гжельской росписи и хохломы. (Учащиеся называют основные элементы росписи) Слайд № 12
Чтобы проверить свои знания, я предлагаю вам по описанию определить вид промысла.
1. Голубизну небесную, что сердцу так мила, кисть мастера на чашку легко перенесла.
2. Удивляя, прорастая
как - то празднично жива.
Молодая, непростая
черно – красная трава.
Варианты ответов: гжель, хохлома. Проверь свой ответ. Слайд № 13.
Физминутка. Ребята, а сейчас, перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук.
Руки подняли и закачали – это деревья в лесу, Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу. В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят. Как они сели– руки сложили назад.
VI. Практическая работа. Слайд №14
Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.
Можете ли вы по предметам, которые лежат у вас на столах, определить, в какой мастерской вы будете работать?
На ваших столах лежат разные по размеру формы предметов, но они не украшены росписью. Выберите форму предмета, которую вы сможете расписать, и украсьте ее элементами росписи, взяв характерные цветовые сочетания и приемы росписи. Составьте декоративный натюрморт из ваших предметов.
Каждая группа – это мастерская народных умельцев и вам нужно выбрать бригадира, который представит вашу работу.
1группа. Мастера гжели.
2 группа. Мастера хохломской росписи.
VII. Итог. Анализ работ учащихся, подведение итогов. (Бригадиры представляют работу группы, дают оценку своей работе, остальные ученики выражают свое отношение к работе группы)
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что удалось? С какими трудностями столкнулись. VIII. Домашнее задание. Выполните один из трёх вариантов задания: Слайд №15
1. Подберите иллюстративный материал о народных промыслах гжели, хохломы.
2. Придумайте интересную форму предмета и распишите его орнаментом одного из промыслов (по выбору). 3. Подготовьте сообщение об одном из промыслов.
На этом наш урок завершен. Всем спасибо за сотрудничество. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство.
|