День здоровья, учрежденный Всемирной
организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается 7
апреля.
Катастрофическое снижение качества и уровня
здоровья населения, и особенно школьников –
неопровержимый факт, реальность нашего времени.
Быть здоровым – нормальное желание любого
человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих
Гейне писал: "Единственная красота, которую я
знаю – здоровье”, а Ж. Ж. Руссо писал: "Большая
часть болезней наших – это дело наших
собственных рук; мы могли бы почти всех их
избежать, если бы сохранили образ жизни простой,
однообразный, уединенный, который предписан нам
был природою”.
Здоровье человека не только является
эстетической ценностью, но и зависит от
окружающей среды. Здоровье - это один из
источников счастья и радости каждого человека и
вместе с тем достояние целого общества. Я
убеждена в том, что потребность заботиться о
своем здоровье в человеке надо воспитать. Это
происходит в семье, в детском саду и в школе.
Обучаясь в школе, ребенок получает научные
знания, которые помогают ему лучше организовать
свой здоровый образ жизни, правильно работать,
рационально питаться, правильно отдыхать.
Человек объективно включен в мир природы. Его
психическое и физическое здоровье в
значительной степени определяется той средой, в
которой он обитает, живет
Познания своего организма – часть
представлений о живой природе, с которой человек
неразрывно связан. Не имея порой достаточных
знаний, человек входит во взаимоотношения с
окружающей средой, нарушает их и от этого
страдает ещё больше.
Мероприятия, которые в школе проводятся в
апреле, традиционно посвящены Дню Здоровья:
это спортивные праздники, классные часы,
конкурсы плакатов, стенгазет, акции за здоровый
образ жизни и другие. Организаторами мероприятий
становятся учителя биологии, классные
руководители, социальный педагог, психолог,
медицинский работник, ученические активы. Это
объединяет учителей и школьников, делает работу
общественно значимой.
Главная цель – показать ребятам ценность
здоровья, воспитать у них ответственное
отношение к своему здоровью.
Здоровье рассматривается в различных аспектах:
"наследственность и здоровье”, "здоровый образ
жизни”, "здоровье и спорт”, "растения и
здоровье”, "экология и здоровье”
Здесь большую роль берет на себя учитель
биологии.
На своих уроках мы много говорим о здоровом
образе жизни, о причинах, нарушающих здоровье, об
экологическом состоянии окружающей среды.
В нашей школе данной проблеме посвящаются и
элективные курсы для учащихся 9 класса:
"Экологическая безопасность человека”,
практикум "Познай себя”, основная задача
которых научить школьников практическим умениям
самоанализа и самооценки своего здоровья,
изучение и оценки состояния окружающей среды,
что позволит им в дальнейшем вести здоровый
образ жизни.
Учащиеся старших классов, которые обучаются в
профильных группах по биологии, готовят рефераты
по интересующим их темам, и с ними выступают на
классных часах, например, "Наследственные
болезни человека”, "Генетически
модифицированные продукты питания и их влияние
на здоровье человека”, "СПИД – болезнь века”,
"Сколько жить тебе, человек?”, "Витамины и их
польза”, "Вегетарианская пища”, "Закаливание и
аутотренинг”, "Вредные привычки и как с ними
бороться”, "Величайшие загадки человека”.
Ученики пятых, одиннадцатых классов при
изучении темы "Основы экологии” в курсе
биологии участвуют в конкурсе рисунков "Мы за
здоровую окружающую среду”, участники
биологического кружка готовят новый посадочный
материал для озеленения школы и кабинета,
занимаются изучением комнатных растений,
выявлением их роли на здоровье человека.
Учащиеся среднего звена сочиняют сказки, ищут
загадки, частушки, составляют кроссворды, пишут
стихи на данную тему, а также проводится
анкетирование, где учащиеся должны ответить на
один вопрос: что такое здоровье?
Ответы получаются самыми разнообразными, но
объединяет то, что дети считают здоровье главным
богатством человека.
Здоровье – это когда ничего не болит.
Здоровье – это красота.
Здоровье – это бодрость.
Здоровье – это когда голова не болит.
Здоровье – это когда хочется жить и радоваться
жизни.
Здоровье – это когда можно пробежать на лыжах 3
км и не устать.
Здоровье – это чудо, это праздник.
Здоровье – это то, чего никогда не купишь.
Здоровье – это значит здорово!
Очень ярким праздником, который запомнился
всем, было коллективное творческое дело "Наше
здоровье – в наших руках!”. К этому празднику
готовились всей школой. Каждый класс получил
задание подготовить выступление агитбригады на
заданную тему:
- Вредным привычкам нет!
- Здоровье и спорт рядом!
- Режим дня.
- Витамины.
- Рациональное питание.
- Зеленая аптека.
- В здоровом теле – здоровый дух!
Учащиеся 8 класса готовили выступление о
лекарственных растениях. Инсценировка кажется
незамысловатой, но за легкостью стоит большая
творческая работа классного руководителя –
учителя биологии, учащихся. Пришлось изучить
большое количество источников, но готовых
выступлений на заданную тему не находилось, и
так, по крупицам, мы составили свой вариант
сценария выступления агитбригады. Праздник
получился восхитительным! Каждое выступление
было не похоже на другое. И хочется верить, что
дети ушли с этого праздника с новыми знаниями, с
твердой уверенностью, что каждый человек
счастливым будет в том случае, если у него будет
здоровье.
Данный сценарий можно использовать и для
подготовки выступления перед младшими
школьниками, на классных часах для популяризации
знаний о лекарственных растениях.
|