Почему немного? Да потому, что все, сказанное до сих пор, также
относится и к изучению поэтических произведений. Специфика? Да, она
есть, конечно, и это тоже важно. Но, пожалуй, главная беда сейчас не в
том, что не учитывается специфика жанра, а в общих недостатках
преподавания литературы (которые в работе над лирикой, естественно,
ощутимее и яснее). Можно прекрасно построить работу, допустим, над
выразительным чтением стихотворения, однако пользы не будет, если оно
при этом трактуется неверно, односторонне, в противоречии с вызываемыми
им эмоциями, если учитель не чувствует, чем, как и почему может оно
задеть его учеников.
Но есть специфика жанра, о которой хочется сказать особо, потому что
здесь-то и кроется одна из причин нелюбви школьников к поэзии.
Любить поэзию очень мешает ребятам неправильная организация заданий по
заучиванию наизусть.
У многих словесников ребята любят учить стихи наизусть. Но бывает и
по-другому...
"Вот мученье-то! Опять наизусть задали!" И ученик со вздохом садится
"зубрить". А когда кто-нибудь из его домашних начинает декламировать
стихотворение, имеющее несчастье "входить в программу", школьник,
затыкая уши, кричит:"Ой, не надо! Мы его наизусть учили!"
Почему же так получается? Отчасти потому, что у ребят неправильная
техника заучивания наизусть. Они именно "зубрят", без конца повторяя
одну и ту же отдельную строку. И обаяние поэтического произведения
пропадает.
Люди самых разных профессий, любящие поэзию, знают наизусть очень
многое. А ведь никто из них не "учит" стихи специально. Просто эти люди
часто читают свои любимые стихи - и молча, для себя, и вслух - родным,
знакомым. И любимые стихотворения постепенно запоминаются сами собой.
Это самый естественный путь. И желательно, чтобы работа школьника по
заучиванию как можно больше приближалась к нему. Пусть ученик прочтет
несколько раз все стихотворение про себя, потом вслух, стараясь найти
для каждой строки наилучшую интонацию, затем, если можно, попросит
послушать его чтение кого-нибудь из домашних, товарищей. И постепенно
стихотворение запомнится. Останется только проверить себя. Если
стихотворение велико по объему, можно, в крайнем случае, допустить
заучивание по строфам, но никак не по строкам! Объясните все это
ученикам.
И все же неправильная техника заучивания не только не единственная, но,
возможно, и не самая главная причина нелюбви ребят к этому занятию.
В одном и том же классе самые разные ребята. И восприятие художественных
произведений у них тоже разное. Вот мальчишка, который читал только
детективы. Думает о футболе, цирке и мороженом. А вот девушка,
чувствующая себя уже взрослой. Она прочитала Шекспира и Бальзака,
Голсуорси и Шолохова. Думает о своем призвании, о любви, о людях,
которые ее окружают.
Разве могут эти двое воспринимать, скажем, роман "Евгений Онегин"
совершенно одинаково? Мы же их обоих заставляем учить наизусть письмо
Татьяны. Для мальчишки нашего совершенно неестественно учить "ты в
сновиденьях мне являлся, незримый, ты мне был уж мил..." А вот, скажем,
сцену дуэли он выучил бы с удовольствием. Почему не дать каждому выучить
наизусть то, что ему хочется, что ему больше нравится? Это относится и к
отдельным отрывкам из больших поэтических произведений, и к
стихотворениям.
В этом случае ученикам не придется без конца слушать одно и то же
стихотворение. Опытнейшая московская учительница В. С. Новоселова
сказала как-то по этому поводу: "Если тридцать человек подряд читают
"Анчар", можно его возненавидеть".
В одной школе мы видели мальчика, который никак не мог выучить заданный
монолог Чацкого. Мальчик вообще отличался очень плохой памятью.
Интонация у него была какая-то странная, несколько даже смешная. Читал
он плохо, выразительность никак ему не давалась. Но вот учитель задал
выучить из "Горя от ума" любое место, кто какое хочет. Каково же было
удивление и учителя, и класса, когда этот самый ученик прекрасно прочел
наизусть монолог Репетилова!
Принудительное же заучивание того, что не интересует данного школьника,
вызывает лишь отвращение к заучиваемому. Особенно когда задание
чрезмерно большое.
Как-то мои старшеклассники пригласили в школу поэта Леонида Мартынова.
Ребята читали его стихи, поэт тоже читал свои стихи и отвечал на
вопросы. Когда учащиеся разошлись, между нами, словесниками, и поэтом
завязался разговор о преподавании литературы в школе. Леонид Николаевич
сказал нам: "Ребята до тех пор не полюбят классической поэзии, пока
учителя не перестанут заставлять их учить наизусть". И рассказал случай,
который произошел с ним, когда он еще учился в гимназии. Учитель
словесности задал выучить наизусть "Чуден Днепр при тихой погоде..." У
Леонида Мартынова была плохая память, и он не смог выучить отрывка.
Вызванный отвечать, он бормотал что-то несообразное. Учитель поставил
ему единицу и сказал: "Ну, молодой человек, к поэзии вы навсегда
останетесь глухи!" "С тех пор, - добавил Леонид Николаевич, - я
возненавидел и учителя, и "Чуден Днепр..."
Можно добиться знания учащимися поэтических текстов наизусть, не
заставляя ничего заучивать, если привить ученикам любовь к поэзии, дать
им свободу выбора текстов для заучивания. Перед тем как задать наизусть,
предложите ребятам подготовить выразительное чтение выбранного
стихотворения по книге. И, конечно же, всячески стимулируйте, поощряйте
заучивание наизусть. Невыучившим можно и не ставить двоек. Но те, кто
выучил, пусть получат пятерки и четверки. А ведь ребятам так хочется
получить хорошую отметку! К тому же они будут знать, что "5" или "4" в
специальной графе ("Наизусть") - очень важная отметка, а пустая клетка в
этой графе - не к чести ученика.
Опрос начинайте с тех, кто любит учить наизусть, с желающих. За ними
постепенно подтянутся и остальные. В конце концов, через какое-то время
даже самые слабые обычно что-нибудь выучивают. Если стихотворение или
отрывок велики по объему (скажем, "Песня о Соколе", "Песня о
Буревестнике"), можно разрешить выучить любой наиболее понравившийся
отрывок.
...Лирика-это лирика. И может быть, описанный мной урок скажет больше,
чем отвлеченные разговоры.
Первый урок по лирике Пушкина (IX класс)
Вот говорят, что Пушкин - гениальный поэт. Великий. Что его стихи -
замечательные, прекрасные, гениальные. А что значит - замечательные
стихи? Гениальные стихи? Почему так говорят о поэзии Пушкина?
Постараемся сегодня понять это. Сначала я вам прочту одно раннее
стихотворение Пушкина:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит, Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая,
Тише... чу... гитары звон...
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит Гвадалквивир.
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит, Бежит
Гвадалквивир.
Нравится вам это стихотворение? (Голоса: "Да!"). Красивое оно? (Голоса:
"Красивое!") Да, очень. А теперь скажите: взволновало ли оно вас? Можете
ли вы сказать, что оно вас взволновало, растрогало? (Небольшая пауза.
Потом голоса; "Нет!") Да, оно очень красиво, изящно. Но оно не трогает.
Не трогает потому, что нет здесь ни глубокого чувства, ни глубокой
мысли. А теперь послушайте одно из самых лучших стихотворений зрелого
Пушкина:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Посмотрите, какое глубокое, чуждое всякого эгоизма чувство, какая
высокая человечность!
Поэт любит, его не любят. Но ни слова упрека нет. Ни единой жалобы на
то, как он несчастен. Учитель перечитывает первые четыре строки. Поэт
хочет только одного: чтобы она была счастлива с тем, кого полюбит, чтобы
тот любил ее так же искренно и нежно, как любил ее поэт.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Вот это отсутствие всякого эгоизма, эта человечность, гуманность и
волнуют нас, делают стихотворение одним из шедевров мировой лирики,
потому что поэт сумел передать нам свое чувство. А как просто написано
стихотворение!
Послушайте теперь, как хорошо вот это стихотворение:
На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Поэту грустно, но даже грусть его светла, потому что любовь - всегда
счастье.
Прочту вам еще одно пушкинское стихотворение о любви - "Что в имени тебе
моем?" Учитель читает стихотворение. Опять-таки поэт любит, его не
любят. Что для нее его имя? Ничто. Если она услышит его, то останется
столь же равнодушной, как если бы это был шум волны, плеснувшей в
дальний берег, или какой-нибудь звук в ночном лесу:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Имя поэта записано у нее на памятном листке. Но и записанное, оно ничего
не скажет ее душе. Точно так же, как ничего не говорит нам надгробная
надпись на незнакомом, непонятном языке:
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Но у поэта ни тени обиды. И грустно ему не за себя, а за нее. Грустно
потому, что мысль о нем не согреет ее, что его имя не даст ей
"воспоминаний чистых, нежных":
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
И хочет поэт только одного: чтобы мысль о его любви смягчила бы ее горе,
утешила бы ее, если ей когда-нибудь станет грустно и одиноко:
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Никакой мысли о себе, никаких жалоб на свою несчастную судьбу, никакого
упрека ей. И думает поэт не столько о себе, сколько о том, каково ей.
Как проникает в душу эта человечность, эта гуманность и глубина чувства!
Вы знаете стихотворение "Подруга дней моих суровых" (читаем его).
И опять грусть поэта - не о себе, а о близком, любимом человеке - о
старенькой няне. Он печалится при мысли об ее одиночестве и тоске. Он ее
называет "голубка дряхлая моя".
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
Почему - "медлят поминутно спицы" у нее в руках? (Пауза. Потом голос
ученика: "Потому что она старенькая, устает".) Нет, не поэтому. Потому
что она все время задумывается, она думает о поэте.
А почему - "глядишь в забытые ворота"? Почему ворота забытые? (Голос
ученицы: "В них никто не входит, няня одинока".) Да, правильно. Видите, и
в этом стихотворении та же глубокая человечность, глубокое и волнующее
чувство. А написано оно предельно просто: "И медлят поминутно спицы в
твоих наморщенных руках..."
Вот что писал о стихотворениях Пушкина В. Г. Белинский: "Чувство,
лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его
глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно!" "Общий колорит
поэзии Пушкина - внутренняя красота человека и лелеющая душу
гуманность". "Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное,
благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении,
читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе
человека..."
А теперь мне хочется знать, какое из этих стихотворений больше всего
понравилось. (Большинство отвечает: "Я вас любил", несколько мальчиков
говорят: "Подруга дней моих суровых", две девочки называют "Что в имени
тебе моем?".) Может быть, прочесть еще раз какое-нибудь из них? (Голоса:
"Да", "Я вас любил'. Учительница читает его.)
Кому эти стихотворения понравились, тот пусть выучит самое любимое из
них наизусть. А кому не очень понравились, тот пусть просто перечитает
их.
Только учтите: такие стихи нельзя читать плохо, невыразительно. Прочтите
их так, чтоб мы все поверили, что вы их любите.
|