Цели:
Учащиеся должны знать, почему некоторые согласные
называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить
их правописание., уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.
Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания
слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова,
применять свои знания в нестандартной
ситуации
Воспитывать интерес к предмету, формировать умение
работать в команде, аккуратность , самостоятельность
Оборудование: записи на доске, илл-ия острова
«Морфемика», символическое изображение морфемы корень, карточки для групповых
заданий, для фронтальной работы
Каллиграфическая минутка.
-Сегодня мы отправимся за новыми знаниями. Нам нужно
определить маршрут. Вы его узнаете, выполнив каллиграфическую минутку.
-На какие группы можно разделить записанные на доске
соединения?
Ая, вф, ое, зс, жш, гк
(Гласные и парные согласные)
-Составьте цепочку из гласных, из согласных.
Орфографическая минутка.
-Мы оказались на острове «Морфемика». Давайте вспомним,
кто его обитатели. Вставьте в стихотворение правильно названия частей слова.
(Стихотворение записано на доске, на месте пропусков
вставить нужные слова)
Та часть слова, что
изменяется,
____________
называется.
____________-значимая
часть,
За корнем __________
Обогрел местечко.
У суффикса в
подругах, представь-ка,
Есть дама гордая -
____________.
(На карту острова прикрепляются рисунки морфем)
-В словах вставьте пропущенные буквы и расположите слова
под той частью слова, в которой был пропуск. (Показываю карточки слов, дети
объясняют, какую букву вставить и прикрепляют в нужное место) Дети записывают
слова в тетрадях в 4 столбика.
Сугробч-к
|
З-ма
|
Н-шел
|
Зайч-к
|
Сне-
|
П-ход
|
В лес-
|
|
-Какая часть в слове самая главная? (Корень)
-Какие орфограммы корня нам встретились? (Парная согл,
безуд. гл)
-Давайте запишем в табличку все, что мы знаем про правила
корня.
Что знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
Правила корня:
Безударная гласная.
Парные согласные.
|
|
|
-Не хотелось бы вам узнать, есть ли еще правила корня?
(запишем в таблицу)
Что знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
Правила корня:
Безударная гласная.
Парные согласные.
|
Есть ли еще правила корня?
|
|
-Давайте попробуем узнать, как оно называется?
3. Словарная работа.
-Поработаем над словарным словом. У меня осталась еще
одна карточка . Давайте попробуем угадать, какое здесь слово?
-У жильцов острова, на который мы с вами попали, есть
будни и есть выходные дни. Как понимаете слово будни? (рабочие дни)
А как по-другому называют красные дни календаря?
(Праздники)
. Вспомните, как пишется это слово
.(Праз-ник)
-Составьте пословицу, в которой есть это слово.
праздник, и, будни, в, ленивому.
Ленивому и в будни
праздник.
-Как понимаете эту пословицу?
-Скоро долгожданный для всех Новый год, и на классном
часу мы обязательно поговорим о мерах безопасности во время проведения этого
праздника.
-Запишите эту пословицу по памяти. Взаимопроверка.
4.Определение темы и целей урока.
У жильцов острова произошел спор. Кому из них принадлежит
слово праздник? Суффикс утверждает, что это его орфограмма, а корень, что его.
Кто же из них прав.? Я думаю, вы сможете разрешить спор, если послушаете
историю происхождения этого слова. Оно произошло от древнерусского слова
праздь, что означало нерабочий день. В этой части заключено значение, значит, в
какой части слова вставляли букву? (В
корне)
-Как называется орфограмма? Соберите рассыпавшиеся слоги
и назовите слово?
ПРО НЕ ИЗ СИ Е МЫ НО
-Почему эту орфограмму называют непроизносимой?
–Какая же тема урока?
(непроизносимые согласные)
-Чему будем учиться? Запишем в табличку).
-Для чего?
Что знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
Правила корня:
Безударная гласная.
Парные согласные.
|
Есть ли еще правила корня?
Какие согласные бывают непроизносимыми?
Находить в словах н. согл.
Как проверять н. согл?
|
3 правило корня. Непроизносимые согласные.
|
5. Актуализация новых знаний.
1. Работа по учебнику.
А) Упражнение 226. Проведем маленькое исследование. Все
ли согласные бывают непроизносимыми? Почему их так называют?
-Прочитать слова, прислушаться все ли согласные звуки
произносятся в выделенных словах. Какие не произносятся? Д,Т,В
Что знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
Правила корня:
Безударная гласная.
Парные согласные.
|
Есть ли еще правила корня?
Какие согласные бывают непроизносимыми?
Находить в словах н. согл.
Как проверять н. согл?
|
3 правило корня. Непроизносимые согласные.
Т,Д,В
|
Б) Чтение вывода по учебнику.
В) -Списать словосочетания, подчеркнуть буквы
непроизносимых согласных.
ФИЗМИНУТКА
Показываю карточки со словами и произношу слова.
Если орфограмма Б. ГЛ-руки на пояс, если ПАРН, СОГЛ,
-руки к плечам, если –НЕПР, СОГЛ, -хлопок в ладоши.
Стена, снежки, солнце, гора, сугроб, честный, моря,
известный, мороз, поздний.
-Теперь ответим на самый хитрый вопрос, можно ли их
проверять?
Упражнение 227.
Вывод.
Правило в стихах.
Иногда согласные играют с нами в прятки,
они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб «эль»,и «т»,и «д», и «в»
В них верно написать.
Что знаем?
|
Что хотим узнать?
|
Что узнали?
|
Правила корня:
1.Безударная гласная.
Парные согласные.
|
Есть ли еще правила корня?
Какие согласные бывают непроизносимыми?
Находить в словах н. согл.
Как проверять н. согл?
|
3 правило корня. Непроизносимые согласные.
Т,Д,В
Правило в стихах
|
2. Работа в
группах.
-Подобрать к данным словам, слова с противоположным значением,
чтобы у них в корне была непроизносимая согласная.
Печальный-
Ясный-
Письменный-
Веселый-
Лживый-
Ранний-
-Записать пары слов, объяснить написание непроизносимой
согласной.
6.Итог урока.
-Что узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
Тест:
Правописание непроизносимой согласной- это орфограмма
суффикса. НЕТ
В некоторых словах
не произносятся согласные звуки:Т,Д,В ДА
В слове ПРАЗДНИК
8букв, 7 звуков ДА |