Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии
У.Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык
выразительного чтения; учить сопоставлять
произведения разных видов искусства;
совершенствовать навык анализа драматического
произведения; закрепить понятия "сюжет”,
"экспозиция”, "завязка”, "кульминация”,
"развязка”; расширять кругозор, развивать
эстетическую восприимчивость, формировать
интерес к творчеству Шекспира.
Эпиграфы к уроку:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
(У.Шекспир)
Любовь сильнее смерти и страха смерти, только
ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)
Оборудование. Портреты Шекспира,
иллюстрации к трагедии Саввы Бродского,
аудиомагнитофон, фонограмма — фрагменты из
балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета —
фрагменты из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео и
Джульетта».
Ход урока
Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве
Есть в мире литературы имена героев, которые
знакомы всем, даже если человек не читал самого
произведения. Эти имена стали символами каких-то
вечных ценностей: чести, благородства,
преданности, любви. Над ними не властны ни люди,
ни смерть.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский
драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая
стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея
Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков.
Сюжет её был переосмыслен чешским писателем
Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии
создала русская поэтесса XX века Маргарита
Алигер, существует ряд экранизаций трагедии,
одна из самых красочных принадлежит
итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…
Самое интересное заключается в том, что
У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а
заимствовал его у древнеримского поэта Овидия,
который в сборнике «Метаморфозы» (превращения)
рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит
Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты
мы употребляем как символы преданности и
беззаветной любви.
В чём же секрет шекспировского таланта? Сегодня
мы попробуем ответить на этот вопрос.
Беседа с классом
1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж
появляется на сцене? Не показалось ли вам это
удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и в своей речи
кратко сообщает сюжет всей пьесы.)
Давайте прочитаем пролог.
Слово учителя. В древности в античных
трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший
из группы актёров. Он выражал мнение автора,
высказывал отношение к происходящему,
комментировал события. Шекспир использовал этот
приём древних авторов, чтобы сразу настроить
зрителей на трагедию.
2. Определите тему трагедии «Ромео и
Джульетта».
(Это произведение о жестокости мира, о силе
любви, о взрослении юных героев.)
3. Где происходит действие?
(События разворачиваются в Италии, в Вероне и
Мантуе.)
4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале
произведения?
(В этом городе многие годы длится вражда двух
семейств, причина её давно забыта, правителю
Вероны и жителям это противостояние уже давно
надоело, так как оно приносит много бед, но
по-прежнему льётся кровь.)
Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея
Прокофьева «Ромео и Джульетта», который
называется «Монтекки и Капулетти».
(Фонограмма.)
5. Как вы думаете, какое настроение воплощено
в этой музыке?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Это прозвучала тема вражды,
отрывок называется «Монтекки и Капулетти».
6. Итак, в чём необычность ситуации, которая
предстаёт перед нами в пьесе?
(В произведении изображается, как влюбляются
друг в друга члены враждующих семейств, самые
юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти.
Их чувство способно преодолеть вражду.)
7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его
элементы в трагедии У.Шекспира.
(Сюжет — система событий в произведении.
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки
и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка
к балу в доме Капулетти. Завязка — встреча Ромео
и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой,
считая своего возлюбленного умершим, принимает
решение уйти из жизни. Развязка — рассказ брата
Лоренцо и примирение семей.)
8. Что является способом характеристики
героев в драматическом произведении?
(Способом характеристики персонажей
драматического произведения являются их
монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других
героев и авторские ремарки — пояснения автора к
тексту, касающиеся обстановки, поведения
действующих лиц, их внешнего вида.)
9. Давайте проследим, как создаются образы
главных героев, которые изменяются под влиянием
своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале
трагедии, до знакомства с Джульеттой?
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)
10. Почему герой так отзывается о любви? В чём
дело?
(Ромео признаётся, что влюблён в некую
Розалину, которая не отвечает на его чувства, и
это заставляет его страдать.)
11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О
чём идёт речь?
(Первая встреча с героиней происходит в сцене
разговора Джульетты с матерью, которая сообщает
девушке о внимании к ней графа Париса. Мать
просит дочь обратить внимание на молодого
жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Юная героиня ещё не думала о любви, о браке,
она спокойна.)
12. Вспомните, сколько лет Джульетте?
(О возрасте героини мы узнаём из речи её
кормилицы: "Ей нет ещё четырнадцати лет”.)
Давайте послушаем отрывок из балета
С.Прокофьева, который называется
«Джульетта-девочка».
13. Как вы думаете, почему автор делает
героиней такую молодую девушку?
(Может быть, драматург желал подчеркнуть, что
любовь может прийти в любом возрасте, главное,
чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную
героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта
ведёт себя смело и решительно.)
14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?
(Любовь возникает внезапно во время случайной
встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти,
куда герой явился в надежде встретиться с
Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная
имён друг друга. Когда они узнают правду, это не
останавливает их.)
(Видеофрагмент из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео
и Джульетта» — встреча.)
15. Зачитайте отрывки из текста, в которых
герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.
Её сиянье факелы затмило…
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)
16. Что мешает их любви?
(Любви героев мешает вражда их семейств.)
17. Как любовь воздействует на героев: как
ведут себя Ромео и Джульетта до и после
знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень
много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он
встречает дочь Капулетти, он начинает
действовать, так как настоящее чувство требует
решительности. Из мечтательного юноши он
превращается в смелого, мужественного человека,
способного принимать решения и отвечать за свои
поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она
меняется ещё сильнее: сначала она была покорной
дочерью, теперь восстаёт и борется за свою
любовь.
Любовь в трагедии предстаёт как великий
воспитатель: герои взрослеют, принимают важные
решения, берут на себя ответственность.)
18. Как юные герои относятся к вражде своих
семейств? Какое событие сыграло роковую роль в
судьбе героев?
(Они оценивают друг друга не по имени, а по
качествам. "Когда Ромео не звался бы Ромео, он
хранил бы все милые достоинства свои…” —
говорит Джульетта.
Им не понятна вражда, которая мешает
соединению. Из-за грубости и кровожадности
кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео —
Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
(Ромео не желал драться с Капулетти:
влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в
Тибальте он видит родственника своей юной
супруги и не желает ему зла.)
20. В чём видят герои смысл жизни?
(Для них высшей ценностью является любовь.
Поэтому они не могут остаться в мире один без
другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их
слова похожи.
Джульетта, принимая снадобье, данное ей
монахом Лоренцо, восклицает: "И за твоё здоровье
пью, Ромео!”
Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: "Пью
за тебя, любовь!”)
21. Почему погибают герои?
(Мир, в котором они живут, ещё не готов к
гармонии, примирению, доброте и любви.)
Давайте обратимся к тексту: прочитайте
развязку (с рассказа монаха Лоренцо).
22. Есть ли смысл в гибели героев?
(После смерти юных супругов враждующие семьи
примиряются. Гибель детей убеждает родителей в
том, что их вражда — страшный пережиток времени и
они наказаны за зло.)
23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам.
Соответствуют ли они содержанию нашего урока?
(Юные герои У.Шекспира радостно встретили
свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно.
Они не смогли жить друг без друга, предпочтя
смерть, но их гибель открыла глаза их родителям;
Шекспир показал, что любовь действительно
сильнее смерти.)
Подведение итогов
Учитель. Трагедия — это драматическое
произведение, в котором изображается
столкновение героя с миром, его гибель и крушение
идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви,
чувство героев торжествует, хотя сами они
погибают, отстаивая свой идеал.
По традиции переводчики Шекспира всегда
последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант
заключительной строки, ведь история юных героев
живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а
имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые
восторженные чувства, уважение к их стойкости и
верности.
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии
У.Шекспира. |