Контроль результатов
обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения
учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с
производимым разбором или по заданию учителя; - учитываются речевые
умения учащегося, практическое владение нормами произношения,
словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и
текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и
пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать свои мысли,
своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля,
выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные
работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных
жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений Сочинение
и изложение – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С
помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил
правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая —
за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за
исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и
речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и
изложения оценивается по следующим критериям: Ø соответствие работы
ученика теме и основной мысли; Ø полнота раскрытия темы; Ø
правильность фактического материала; Ø последовательность изложения. При
оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: Ø
разнообразие словаря и грамматического строя речи; Ø стилевое
единство и выразительность речи; Ø число речевых недочетов. Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических. 5
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2.
Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается
последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность
текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2
речевых недочёта. Допускается: 1 орфографическая; или 1
пунктуационная; или 1 грамматическая ошибка. 4 1.Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 2
орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки; или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок; а также 2 грамматические ошибки. 3 1. В работе допущены
существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но
в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе
допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; или 3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. 2 1. Работа не
соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство
текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7
речевых недочетов. Допускается: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок; или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных
ошибок; или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
ошибок. 1 В
работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых
недочётов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7
грамматических ошибок.
Оценка устных ответов учащихся Устный
опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по
русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой
связное, логически последовательное сообщение на заданную тему,
показывать его умения применять правила, определения в конкретных
случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень
осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа. Ответ
на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной
системе. Отметка «5»
ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт
правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно
и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик
даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5»,
но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик
обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает
материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик
обнаруживает незнание большей части соответствующего материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов. Диктанты – одна из основных форм
проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов
целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать
нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 5
класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 класса –
110-12- слов, для 8 класса – 120-150 слов, для 9 класса – 150-170 слов. Контрольный
словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего
количества слов: для V класса— 15—20, для VI класса — 20—25, для VII
класса— 25—30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40. При
оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим. Оценка «5»
ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик
допустил 1—2 ошибки. Оценка «3»
ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в
котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант
оценивается баллом «1». Диктант, имеющий целью проверку подготовки
учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и
года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. При
оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые
не включены в школьную программу; 3) на еще не изученные правила; 4)
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются,
но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова, При оценке диктантов важно также учитывать характер
ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1)
в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных
собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного
написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в
случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и
после приставок; 6) в случаях трудного различия не и ми (Куда он
только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ.
Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и
др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и
однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в
корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на
одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются
однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или
его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий —
резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в
одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они
считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5
поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на
один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более
исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за
безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при
наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется за
диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при
наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором
допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При
большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности
количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант,
следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет
выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические
ошибки (для V класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7
орфографических ошибок. В комплексной
контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического)
задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. При оценке
выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим. Оценка «5» ставится,
если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не
менее 1/4заданий. Оценка «3»
ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий. Оценка «2»
ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик
не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные
ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются
при выведении оценки за диктант. |