С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью,
Что отдал жизнь свою ученью.
Рудаки
Проект носит просветительский и
практико-ориентированный характер, соблюдая
разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями. Ребята получают
возможность реализовать свои творческие
потребности путем создания собственной модели
здорового образа жизни (ЗОЖ) современного
человека.
В ходе работы над проектом развиваются навыки
самообразования, подготовка и проведение
здоровьесберегающих занятий для сверстников
формируют у подростков активную жизненную
позицию и развивают коммуникативные качества.
Обязательный результат проекта – создание серии
электронных продуктов для массовой пропаганды
ЗОЖ.
Цель проекта: организация
самостоятельной здоровьеобразовательной
деятельности учащихся; формирование у
подростков активной позиции по отношению к
вредным привычкам; развитие коммуникативной
компетентности.
Задачи проекта:
1. Организация работы детей по
накоплению информации на темы лектория и
подготовка мероприятий. 2.
Формирование информационной
компетентности у учащихся через создание
наглядной мультимедийной продукции по темам
лектория. 3.
Формирование коммуникативной
компетентности участников проекта через
проведение мероприятий и распространение
подготовленной информации о здоровом образе
жизни. Формы работы:
лекторий, внеклассные
мероприятия, экскурсии, семинары, итоговая
конференция. Проект рассчитан на год и включает
три этапа – подготовительный, основной и
заключительный.
Подготовительный этап
Руководители проекта проводят
информационные беседы с учащимися классов
среднего и старшего звена о создании
инициативного Общества по пропаганде здорового
образа жизни; затем проводится анкетирование
всех учащихся, выявляются заинтересованные
ребята и создается общество.
На первом заседании идет вводная беседа,
представляются цели и задачи деятельности.
Совместно с участниками проекта определяются
основные направления работы:
«Наркотикам нет места в нашей жизни».
«Алкоголь – тропинка, ведущая к
бездне».
«Мы против курения».
«За здоровый образ жизни».
Организуются 4 группы учащихся в
соответствии с выбранными темами. Школьникам
предлагается провести собственные исследования,
отобрать материалы по этим направлениям с учетом
рекомендаций школьного психолога и медицинского
работника, подготовить под руководством
педагогов лекции, беседы, викторины, конкурсы и
другие мероприятия по своей тематике,
подготовить демонстрационный материал и
презентацию (см. Приложение).
Каждый участник проекта получает «Дневник
лектора», в котором будут фиксироваться
количество и время проведенных мероприятий,
отзывы аудитории о его работе.
Основной этап
Прежде чем перейти к основной работе, в
классах необходимо провести анкетирование «Что
ты знаешь о здоровом образе жизни?», которое
поможет диагностировать отношение учащихся к
этому вопросу в начале учебного года.
Составляется график работы лектория и
мероприятий, которые проводятся во внеурочное
время, в соответствии с тематическим
планированием воспитательной работы классных
руководителей. Это День здоровья во время
антинаркотической акции, День без сигареты и т.д.
Примерная программа работы
Общества по пропаганде здорового образа жизни
І. Беседы-лекции
1. «Полезные и вредные жвачки, конфеты,
шоколадки».
2. «О пользе закаливания».
3. «Красиво! Вкусно! Полезно? (Основы
рационального питания)».
4. «Компьютер и наше зрение».
5. «Наркомания – знак беды. Научись говорить
«нет!».
6. «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»
7. «Влияние микроклимата в коллективе на
здоровье».
ІІ. Викторины
1. «Здоровье в саду и на грядке».
2. «Кожа – зеркало здоровья».
3. «Корзина грецких орехов (задачи и ЗОЖ)».
4. Викторина о косметике «Свет мой зеркальце,
скажи…».
ІІІ. Конкурсы
1. Конкурс рисунков «Солнце, воздух и
вода – наши лучшие друзья».
2. Конкурс плакатов «О вреде табака, алкоголя и
наркотиков».
3. Конкурс газет о здоровом образе жизни.
ІV. Подготовка рекламного ролика
«Пивной алкоголизм – миф или реальность?»
По окончании основного этапа
вновь проводится анкета «Что ты знаешь о
здоровом образе жизни?», куда включается вопрос о
необходимости работы инициативного общества
учащихся.
Заключительный этап
Участники проекта (ученики и педагоги)
подводят итоги своей деятельности. Для этого
организуется итоговая научно-практическая
конференция. На конференцию приглашаются
классные руководители, администрация учебного
заведения, медицинский работник, представители
средств массовой информации.
Оглашаются итоги мониторинга исследования
отношения учащихся к здоровому образу жизни.
Каждая из четырех групп представляет свое мнение
об эффективности работы над проектом в течение
года. Выявляются наиболее активные участники.
Каждая группа оформляет самые интересные
материалы (стенгазета, стенд, странички сайта
школы).
Приложение 1
«Свет мой зеркальце, скажи…»
Викторина
Многие из вас, прибегая к косметике,
пользуются сведениями «испорченного телефона».
Часто слышим такие разговоры: «Моя подружка
купила классную помаду, я себе тоже такую
купила»; «У моей мамы такой замечательный крем,
все недостатки кожи исправляет! Хочешь, я дам
тебе попробовать?».
Можно ли пользоваться маминой или подружкиной
косметикой? (Нет.)
Почему? (У каждого человека свой тип и цвет кожи,
поэтому тона и свойства косметики тоже должны
быть различающимися, индивидуальными).
Блицанкета «Определите тип своей
кожи»
І. Ваше лицо
блестит или есть ощущение жирности кожи?
1. На всем лице.
2. В зоне Т*.
3. Лишь в некоторых местах.
ІІ. На вашей спине, груди или шее
появляется сыпь?
1. Часто.
2. С последующим появлением болезненной
чувствительности.
3. Иногда или никогда.
ІІІ. В зоне Т появляются угри или
сыпь?
1. Часто.
2. Иногда или никогда.
3. С воспалением.
ІV. Поры на вашем лице:
1. Крупные, неровные, расположенные в
зоне Т.
2. Комбинация мелких и крупных пор.
3. Мелкие, едва заметные.
V. Вызывают ли некоторые
применяемые вами очищающие средства покраснение
кожи, сыпь или зуд?
1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.
VІ. Появляется ли ощущение
сухости или жжения кожи после использования
масла и других очищающих средств?
1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.
VІІ. Появляются ли на коже вашего
лица сухие, зудящие участки?
1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.
*Зона Т – это область, начинающаяся
над бровями и заканчивающаяся на кончике носа,
имеющая форму буквы Т. Ответы пишутся цифрами 1, 2,
3. |
Подсчитайте число цифр 1, 2, 3.
Если у вас больше всего цифр 3, то у вас
чувствительный тип кожи, если, кроме
чувствительного, есть еще какие-то цифры, тип
кожи все же остается чувствительным. Если больше
всего цифр 2, то у вас комбинированный
(нормальный) тип кожи. Если больше цифр 1, то это
жирный тип кожи.
А теперь проверим, какие знания у вас есть о
строении кожи.
(Кожа взрослого человека составляет
10 кв. м.)
(Это – кожное сало, выделяемое
сальными железами, благодаря которому кожа
сохраняет влажность.)
(Защита тела от грязи, бактерий,
солнца, инфекций.)
(Кожа имеет большой диапазон цветов
благодаря разному содержанию в ней меланина,
пигмента, вырабатывающегося в эпидермисе кожи.)
(Если умываться чаще 3 раз в день, то
высушивающий эффект приводит к тому, что кожа
начнет вырабатывать еще больше кожного сала.)
(На всех косметических средствах
указано: для жирной, нормальной/комбинированной,
чувствительной/сухой кожи.)
(Косметика для гигиены лица и тела:
очищающие лосьоны, гели, скрабы, маски.
Увлажняющие и питательные кремы, маски, тоники.
Специальная косметика (лечебная):
солнцезащитная, для удаления волос, морщин,
пятен, прыщей. Декоративная косметика: тушь, тени,
пудра, дезодоранты, духи, туалетная вода, помада,
румяна, тональный крем.)
(Моющие и ухаживающие: шампуни,
бальзамы, кондиционеры. Лечебные: дрожжи для
волос, масло репейное, бальзамы. Средства для
укладки: лаки, мусс, гель, спрей.)
(Лечебные лаки, декоративные,
защитные, кремы.)
(Вещества, подавляющие выделение
пота.)
(Мусс необходим для создания объема и
укладки волос, рекомендуется для тонких и
ослабленных волос, мусс-колор изменяет оттенок
волос до следующего мытья головы.)
(Гель создает эффект мокрых волос.)
(Спрей, или лак, долго удерживает
объем и форму прически, может быть разной степени
фиксации, может быть с блеском и разного оттенка
для украшения прически.)
(Ночной крем содержит много жирных
компонентов для питания кожи, поэтому кожа будет
блестеть.)
(Избыток влаги ведет к обморожению,
повреждению клеток кожи.)
(Содержащую натуральные жиры,
предотвращающую обморожение кожи.)
Запах, который издает здоровая,
чистая кожа, отличается от запаха немытой кожи.
Можно ли использовать духи, туалетную воду, чтобы
заглушить эти запахи?
(Нет, так как запах пота искажает
запах духов.)
(Духи наносятся на отдельные участки
тела, например, на внутреннюю сторону запястья.) |