Цели урока:
• активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;
• развивать умения учащихся
- - самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;
- - работать в парах и группах;
- - сравнивать, анализировать , формулировать вопросы;
- - систематизировать материал.
• воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме урока.
Восприятие информации происходит в три этапа,что соответствует следующим стадиям урока:
- подготовительный –стадия вызова;
- собственное восприятие нового- стадия осмысления;
- присвоение информации- стадия рефлексии.
ХОД УРОКА.
- Деление класса на группы.
- Вырабатывание правил поведения в группе.
- Инструктаж учащихся .
1 Этап.Стадия вызова. (Составление списка «известной информации». Разъяснение метода «Зигзаг».)
Задание . Обсудите в парах, затем
в группе слова Н.В. Гоголя и составьте кластер с « ключевым» словом
данного высказывания ,как вы его понимаете. « Нельзя иначе устремить общество к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости.»
Обсуждение составленных кластеров. Один от группы представляет свой кластер.
2.Этап. Стадия осмысления.
Задание . Заполнить бортовой журнал. Только первую и вторую колонки.
1.Пороки общества, встретившиеся в сказке Салтыкова-Щедрина. |
2.Подтвердить цитатами |
3.Использование художественных средств |
|
|
|
|
|
|
После заполнения в группе 1 и 2 колонки журнала
учащиеся в соответствии со своим номером расходятся и образуют новую
группу, где их ждет новое задание №1. После его выполнения они
возвращаются в исходную группу ,где получают задание №2и №3.
Задание №1.
Найти в тексте следующие художественные приёмы:
1 группа-гипербола
2 группа -ирония
3 группа -сатира, юмор
4 группа- гротеск
5 группа-аллегория
6 группа –«сказочные приёмы».
Задание №2.
Возвратившись в исходную группу, заполнить третью колонку.
Задание №3. Подготовить выступление на тему: «Какие пороки общества и как изображает Салтыков-Щедрин в своей сказке?».
Дополнить кластер новыми словами, найденными во время работы с текстом.
4 Этап. Рефлексия.
Задание. Заполнить дневник. Желающие могут озвучить свой дневник в классе.
Что нового для себя ты сегодня узнал(а)? Что нового ты узнал (а) сегодня о себе? |
|
Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня? |
|
Что у тебя не получилось и почему? |
|
Что ты сделаешь ,чтобы в следующий раз получилось? Кто поможет тебе? |
|
5 ЭТАП . ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА.
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос. Согласны ли вы с утверждением писателя «…. всякий
честный человек,читая мои писания ,непременно отождествляет мои чувства
и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось
сойтись с ним сердцами».
П исьменный ответ на вопрос. Согласны ли вы с утверждением писателя«…. всякий
честный человек ,читая мои писании, непременно отождествляет мои
чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только
удалось сойтись с ним сердцами».
"Познакомившись с «
Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е.
Салтыкова-Щедрина, я только теперь по-настоящему поняла хорошо знакомые
мне слова «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка
написана более ста лет назад.
А как же она современна сегодня! Всё, что писатель нам в ней рассказал
очень напоминает и
сегодняшнее время. Конечно, у нас в 20 веке нет таких генералов, которые
думали бы, что булки в готов виде на деревьях произрастают. Но зато
сколько тунеядцев, пользующихся чужими трудами живёт рядом. Даже среди
нас, школьников есть такие, кто не прочь воспользоваться чужим трудом .
Но они не были бы такими, если бы рядом не жили те, кто в любую минуту
готов исполнить их желание: дать списать готовое задание, вынести мусор,
помыть полы и даже понести портфель. Вот и получается ,что раболепие,
трусость
порождает тунеядство. И
ведь не только тунеядство. Как часто можно наблюдать, «сильные мира
сего» самые настоящие невежды. Разговаривать с такими людьми просто не о
чем.
Вот и получается, что в
своей сказке Михаил Евграфович выразил мои мысли и чувства. Ведь я тоже
хочу, чтобы мир стал лучше, чтобы все люди были добрыми, умными,
смелыми. "
|