Урок литературы в 6-м классе с использованием элементов технологии
критического мышления
Цель:
• активизировать работу учащихся на уроке путем
создания проблемной ситуации;
• развивать умения учащихся
- - самостоятельно определять свои знания-незнания
по изучаемой теме;
- - работать в парах и группах;
- - сравнивать, анализировать , формулировать
вопросы;
- - систематизировать материал.
• воспитывать желание переосмысления собственных
знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: максимально приблизить
учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме
урока.
Ход
урока.
1 этап
Формирование групп по пословицам.
Розданы пословицы по темам: дружба,любовь,
справедливость,честь
Каждая группа называет тему своих пословиц.
Задание: нарисуйте эмблему вашей группы в
соответствии с вашей темой
Защита своих эмблем.
Слово учителя. Какое
отношение к роману имеют все эти слова?
2 этап.
Каждая группа работает со своей проблемой.
Как это вопрос решается Пушкиным в романе.
1 группа Что же такое
настоящая дружба?
1. Кто виноват в ссоре – Дубровский
или Троекуров?
2.Переживает ли ссору Троекуров? Откуда это видно?
3. Почему дерзит Дубровский? Он что раньше не знал,
как живут крестьяне у Троекурова, не знал размаха богатства своего
друга?
4. А Дубровский переживает ссору? Какие чувства им
владеют?
5. Как ссора перерастает во вражду?
5. Опишите переживания Троекурова, когда он едет
мириться к Дубровскому.
Вывод Можно ли дружбу между Дубровским и
Троекуровым назвать настоящей?
2 группа
Справедливость и несправедливость -отчего
она зависит?
Какие эпизоды романа заставили вас
задуматься над этими вопросами
Сцена суда в романе .
1.Опишите поведение судей во время суда ( словесное
рисование.)
2.Опишите поведение Шабашкина при первой встрече с
Троекуровым? (словесное рисование)
3.Почему Дубровкский не выиграл суда?
4. Троекуров рад был исходу дела? Докажите текстом.
Для чего он тогда его затеял?
Вывод Почему проснувшаяся в
Троекурове человечность не одержала победы над реальными законами
жизни? ( общий уклад жизни губит людей, лишённых положения и
прав).
3 группа
Анализ вопроса о любви
1.На что способен человек в своём желании
отомстить?
2.Что его может остановить?
3.Кого в романе остановила любовь?
4.Любил ли Владимир Машу? Докажите текстом.
5.Любила ли Маша Дубровского?
Учащимся для обоснования своего мнения
предлагается составить сжатый пересказ монтажа сцен для
выразительного чтения на тему
« Маша и Владимир Дубровский»(домашнее
задание).
• Новый гувернёр .(гл
8)-гл 8 от слов « Сей учитель..до ..неожиданным образом получила она о
нём совершенно новое понятие.»
• « Маша в него
влюбилась» (гл 8) от слов «Кирилла Петрович вошёл изумлённый
до конца главы.
• Бал.(10гл ) от начала главы до
слов «….барышни насмешливо за ним примечали»
• «Все любили молодого учителя»( 11гл) от
слов « Дубровский, овладев бумагами француза» до слов«…в отсутствие
начальника»
• « Мне необходимо с вами поговорить»(
глава12) до слов
« Между тем француза не находили»
• Письмо (начало14 главы) до слов
«Кирилла Петрович был не один» и от слов «Марья Кирилловна жадно
воспользовалась позволением удалиться».
• «Я всё знаю» глава 15.
• «Теперь поздно» (18гл) со слов
«Обряд был кончен» до конца главы
Дополнительные вопросы, если мнение о том,что Маша
любила Дубровского будет однозначно «да»
• Как возникла любовь у Дубровскому?
• Каково было отношение Маши в самом начале к
учителю Дефоржу?
• Как она отреагировала на известие о том, что
Дубровский и Дефорж одно и тоже лицо?
- Почему она медлила с просьбой о помощи?
- Почему Маша не приняла свободы из рук
Дубровского?
- Как Пушкин отнесся к решению Маши?
3 этап Рефлексия
Ребята, как вы думаете, вопросы, которые мы сегодня
с вами рассматривали Пушкина волновали?
А вас они волнуют?
Почему они волновали людей в 19 веке, волнуют и в
21 веке?( это нравственные законы жизни, нравственные проблемы)
А что может произойти с человеком, если он нарушит
эти законы?
Как вы думаете А Троекурова это волновало?
Подведение итогов.Давайте заполним центральную
часть кластера
Давайте подберем эпиграф к нашему уроку? Обоснуйте
свой выбор.
Спасибо за урок. |