Цели: дать детям представление о
необходимости правил в различных
взаимоотношениях, побудить учащихся изменить
отношение к правилам, устанавливаемым в школе, к
дисциплинарным требованиям.
Метафора: «Человек без
правил –
как кипящее молоко: и молока нет, и вокруг все
неопрятно».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Разминка «Мяч в круге»
Стоя в круге, участники перебрасывают
друг другу один, два, три и более мячей,
сигнализируя о своих намерениях без помощи слов.
Выбывает тот, чей мяч не был пойман.
2. Работа со сказкой
Трумбик остался в маленькой стране,
пошел в школу. Он очень гордился тем, что у него
есть портфель. Когда в класс вошла учительница,
он стал громко-громко кричать:
– Здрасте, тетенька!
Листик, которого посадили рядом с Трумбиком,
схватил его за руку:
– Ты что, это же учительница Хурминка
Апельсиновна! Ее надо звать по имениотчеству,
нельзя учительницу называть тетенькой.
Когда урок подошел к концу, Трумбик выскочил из
класса первым.
– Ух, как я устал сидеть! – сказал он и
помчался по школьному коридору, сбивая всех на
своем пути. Когда учительница взяла его за руку,
он вырвался и убежал, решив, что Хурминка
Апельсиновна тоже хочет поиграть с ним. Он смеясь
спрятался под лестницей. Затаив дыхание, он сидел
и смотрел, как все его ищут: «Вот так игра, вот так
веселье придумал!».
Так он просидел под лестницей и час, и два. А когда
надоело, пошел в класс. Широко распахнув дверь, он
прокричал: «Ага, не нашли! Теперь вы прячьтесь!».
Хурминка Апельсиновна почему то стала его ругать.
Он обиделся на всех и молча сел за свою парту. Но
вскоре ему наскучило сидеть спокойно, и он громко
начал задавать Листику разные вопросы, копаться
в своем портфеле, чихать и смеяться, а под конец
свалился со стула. Просто так, потому что ему
скучно стало.
Хурминка Апельсиновна делала ему замечания.
Ребята сначала смеялись над ним, а потом стали на
него както особенно смотреть. Но Трумбик не
замечал этого. Следующим уроком было чтение.
Ребята читали интересную сказку. Но Трумбику и
это быстро надоело:
– Сидишь тут, по буквам что-то складываешь...
Вот мама быстро читает, так зачем же самому
читать? Лучше маму послушать, а читать как - нибудь
потом научусь!
Ребята стали возмущаться:
– Помолчи, пожалуйста, ты нам мешаешь! Нам
очень интересно читать!
Но Трумбик не успокаивался, стал возиться в
портфеле, есть бутерброды и падать со стула.
Следующим уроком была физкультура. Трумбику
очень понравился этот урок, где можно прыгать и
бегать. Но вдруг учитель Минуткин сказал:
– Ребята, посидите на скамеечке спокойно
минутку, я сейчас положу маты к бревну, и мы с вами
вместе будем учиться выполнять упражнение на
бревне.
Трумбику в голову пришла такая мысль: «Вот ребята
со мной целую перемену не общались, а я им покажу,
какой я смелый и бесстрашный! Сейчас как пройду
по этому бревну! Без помощи учителя Минуткина!». И
Трумбик помчался к бревну. Он быстро залез на
него, но никто и не заметил, что он уже вовсю
пляшет на бревне. Только его радостные крики
привлекли внимание ребят и учителя:
– Посмотрите на меня, траляля, траляля! Вот
как я умею! – И в тот же миг Трумбик свалился с
бревна вниз головой. Под бревном не было матов,
поэтому Трумбик ударился очень-очень больно.
Он так громко плакал, что всем стало его жалко. Но
учитель Минуткин сказал:
– Трумбик, я всех предупредил, но ты не
послушал меня. Как ты думаешь: почему так
произошло?
Трумбик молчал».
– Ребята, а вы как думаете: почему так произошло?
3. Рисунок на заданную тему: «Школа
с правилами и без»
– Дети, так как мы с вами
находимся в школе, то и поразмышлять о правилах
нам проще на примере школы.
Пожалуйста, подумайте: что бы происходило в
школе, если бы не было правил?
А теперь я предлагаю вам сделать два рисунка на
такие темы: «Школа с правилами» и «Школа без
правил».
Обсуждение:
– Что общего есть в рисунках?
Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас
колотят, обижают, обзывают? Можно ли назвать
рисунки «Школа без правил» радостными? Так нужны
ли нам правила или нет?
Выводы:
Правила в школе нужны. Они помогают
нам. Выполнять их иногда очень трудно и не
хочется, но все равно нужно.
4. «Самоесамое главное»
– В некотором царстве, в некотором
государстве жилабыла школа. А в этой школе были
правила. Давайте познакомимся с ними. (Ведущий
называет правило и показывает к нему рисунок.)
«На уроках веди себя спокойно», «Играем на
переменах», «Учителя нужно слушать», «Драки
запрещены», «На уроках вскакивать нельзя».
Правила помогали ребятам играть, дружить, решать
споры.
Но однажды сильный ветер принес с собой колючку.
Детям, конечно, стало интересно, что это такое.
Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки
прикрепились к их пальцам. Как ни старались
ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в
школе начались драки, ссоры. Правила бегали от
одного ученика к другому, пытались их помирить и
успокоить... Но все было напрасно. Ребята обзывали
друг друга, не слушали учителя. Оказалось, что эта
колючка была сделана из злости и вредности. Кто к
ней прикоснется, становится злым. Правила все
время пытались подружить ребят, но ничего не
получалось. Тогда правила решили: «Раз мы вам не
нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой
школы». Ребята закричали: «Конечно, уходите, вы
нам не нужны, только жить мешаете!».
Правилам стало обидно, что их не замечают. Вам
ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто
не обращал внимания, правда? Правила собрались и
ушли из школы. Но мыто с вами знаем, как трудно
жить без правил: неизвестно, как и что надо
делать!.. Ребята, что будет, если уйдет правило
«Драки запрещены»? (Таким образом разбираются
последствия нарушения каждого правила.) То
есть мы можем сделать вывод, что у правил очень
тяжелая работа, что они очень нужны и полезны.
Давайте теперь скажем нашим правилам какието
хорошие слова. Может быть, ктото придумает
подарок для правил и они всетаки вернутся?
(Далее проводится ролевая игра. на роль правил
назначаются добровольцы. Остальные участники
должны сказать или сделать им чтото приятное,
привести доводы, почему им нельзя уходить.)
Обсуждение:
– Что важное узнали мы из этой игры?
Понравилась или не понравилась игра? Что
запомнилось? Какой момент показался очень
важным? Какие выводы мы можем сделать? Смогут ли
люди жить без правил?
5. Ритуал окончания занятия
«Скажите доброе словечко»