Есть древняя мудрость, которая гласит: "Читай медленнее, и успехи не
заставят себя ждать". Понятие "медленное чтение", предполагающее
глубокий анализ текста, есть у литературоведов. С помощью медленного
чтения можно, например, пройтись "пешком по Пушкину", вычерпывая из его
текстов все больше и больше смыслов, любуясь красотой и точностью стиха.
В практике обучения чтению в начальной школе акцент долгое время делался
на наращивании темпа чтения, и эффективность работы учителя проверялась
и оценивалась по тому, как быстро читают его ученики. Предлагаемые
ребенку после чтения вопросы проверяли, как правило, усвоение
поверхностного слоя текста, то есть фактуальной информации. При проверке
умения читать ребенок нацеливался не на глубокое прочтение текста, а на
беглое, "порхающее" чтение. Результат часто получался такой, как в
известной русской пословице: "Читает - летает, да ничего не понимает".
Современные представления психолого-педагогической науки об обучении
чтению состоят в том, что основной задачей этого обучения является,
образно говоря, воспитание читателя, или, как пишет ученый-психолог А.М.
Кушнир, "воспитание автономной самообучающейся личности". И в этом
процессе главное - формирование ценностного отношения к чтению, умения
извлекать текстовую информацию и уже потом развитие психомоторных
навыков, то есть техники чтения.
Психологами разработана методика так называемого "замедленного чтения", с
помощью которого изучался процесс понимания текста. В эксперименте
опытным читателям предлагали рассказывать или записывать, какие
размышления, представления, переживания возникают у них по ходу чтения.
Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой как бы беседует с
ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность
которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при
знакомстве с названием и автором текста, а заканчивается самостоятельным
поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.
Таким образом, диалог с текстом можно считать одним из важных приемов
работы с книгой.
Многие авторы, которые пишут для детей, используют диалогичность
восприятия текста. Создавая произведения "с тайной", они стимулируют
возникновение вопросов при чтении. Столкновение с чем-то неясным,
непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, "вытаскивает" знания
из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого
невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.
Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается
читателем. В учебных целях можно разложить его по следующим "полочкам":
-
поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
-
вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или
дальнейшего содержания текста;
-
самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Если читатель владеет этими операциями диалога с текстом, то он вступает
в беседу даже с самым коротким текстом. Например, читая строку "Утром
хорошего мало...", такой читатель сразу насторожится, потому что будет
ждать от текста ответа на вопрос: "А почему утром мало хорошего?" У
него, как правило, есть свой ответ на этот вопрос или сомнение в
правильности утверждения текста. Интерес читателя "подогревает" ожидание
следующей информации из текста. Проверим свои предположения и убедимся в
их соответствии авторскому варианту: "Вовсе некстати тянут твое одеяло с
теплой кровати".
Предположения читателя будут более конкретными и четкими, если он узнает
название этого маленького стихотворения - "Вставай". Автор произведения
в заголовок вкладывает важную информацию. Поэтому беседа с текстом не
может не затронуть его названия.
В детских произведениях часто сами заголовки сформулированы в форме
вопроса и, таким образом, приглашают читателя к разговору: "Какая бывает
роса на траве?", "Чем пахнут ремесла?", "Почему ноябрь пегий?", "Какой
зверь называется на букву "ю"?", "Чей класс лучше?" и мн. др. Некоторые
заголовки содержат скрытые вопросы ("Вот какие чудеса", "Удивительное
дело",
"Нерешенный вопрос") или вообще не поддаются объяснению ("Плим"). Есть
заголовки, которые подсказывают авторское отношение или главную мысль
текста: "Приятная весть", "Глупая история", "Чистюля", "Шалуны", "Всему
свое время". Часто по названию можно узнать главных героев или место
действия ("Приключения Незнайки", "Чук и Гек", "На горке"). А иногда в
заголовок выносится второстепенная деталь, которая оказывается важной в
понимании замысла автора ("Косточка", "Заплатка").
Посмотрим, как можно учить диалогу с текстом, который, как показали
эксперименты, помогает не только в развитии умения понимать текст, но и в
развитии устной речи, снятии ряда психологических барьеров в обучении.
Вначале необходимо показать ребенку, как текст может быть собеседником.
Для этого можно взять тексты, которые содержат прямые вопросы.
Учитель. Когда разговаривают люди, они задают друг другу вопросы,
отвечают на них, высказывают свое мнение. Текст тоже может задавать
вопросы, отвечать, высказывать свое мнение (а точнее, мнение автора).
Вот как это бывает.
ОДУВАНЧИК
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Текст задает нам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик.
Попробуйте ответить на вопрос текста. Чем больше ответов у нас будет,
тем лучше.
А теперь сравните свои ответы с текстом:
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру!
(Т. Белозеров)
Все ответы были интересны по-своему. Правильно ответили на вопрос те,
кто говорил, что с одуванчика облетели пушинки. Обратите внимание, как
образно сказал об этом автор - Тимофей Белозеров.
А теперь расскажите это небольшое стихотворение наизусть. Наверное,
многие из вас его запомнили. Не забудьте о выразительности.
Постепенно от текстов, содержащих прямые вопросы и ответы на них,
следует переходить к текстам, в которых вопросы скрыты. Чтобы состоялся
диалог с текстом, дети должны задавать их самостоятельно.
Если у читателя возникает вопрос к тексту, то благодаря имеющимся
знаниям и размышлению у него появляются предположительные ответы на этот
вопрос. Насколько точен прогноз читателя, зависит от его умения
вычерпать информацию из каждого слова и прочитать ее "между строк".
Вероятностному прогнозированию принадлежит важная роль в нашей жизни.
Кладем ли мы в сумку зонтик, собираясь выходить из дома, или размышляем
над тем, что произойдет с героями любимого сериала (если таковой
имеется), мы прогнозируем. При чтении текста прогноз может возникнуть на
уровне отдельного слова, словосочетания, предложения или целого текста.
О прогнозировании говорят "вероятностное", так как могут возникнуть
несколько вариантов прогноза.
В качестве примера рассмотрим, как происходит прогнозирование по ходу
текста и как характер прогноза влияет на понимание смысла текста.*
Учитель. Представьте, что навстречу вам идут мама и четыре
маленькие девочки. Они о чем-то говорят. Но не все слова девочек можно
расслышать. Восстановите разговор мамы и девочек, заполните пропуски в
тексте.
Учитель читает рассказ, текст которого написан на карточках, лежащих
перед детьми. Ученики следят по тексту.
ЧЕТЫРЕ ДЕВОЧКИ
Идет мама по улице и ведет за руку четырех маленьких девочек.
Мама говорит:
- Куплю большую сумку.
Четыре девочки говорят:
- И еще четыре маленькие сумочки!
Мама говорит:
- Куплю большой гребень.
Четыре девочки говорят:
- И ________________ .
Мама говорит:
- Куплю большой платок.
Четыре девочки говорят:
- И ________________ !
Мама говорит:
- А еще куплю большую щетку, пол мыть.
____________________ .
(Д. Лунич)
- Удалось ли вам услышать то, что говорили девочки? Давайте проверим.
Дети. И четыре маленьких гребешочка.
- И четыре маленьких платочка!
- Четыре девочки ничего не говорят.
У. Прочитаем текст еще раз.
Дети читают текст.
- Какая строка в нем самая важная? Почему?
В данном примере необходимо было прогнозировать на уровне слова,
предложения и целого текста. Последний прогноз напрямую связан со
смыслом текста. Если предлагается вариант: "И четыре маленькие щеточки -
маме помогать", - то смысл один. Если вариант, близкий к авторскому, -
смысл другой.
Рассмотрение вариантов прогнозов важно, так как делает процесс понимания
более гибким, не дает формироваться установкам, которые могут
заблокировать понимание, сделать его однобоким или искаженным 6. Верный
прогноз окончания текста в ряде случаев можно считать одним из критериев
понимания, так как такой прогноз основан на внимательном отношении к
слову и улавливании смысла текста.
Еще одной операцией диалога с текстом является самоконтроль. О значении
самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника сказано много: он
формируется в данный возрастной период и влияет на успешность обучения.
В основе самоконтроля лежит операция сравнения, сопоставления своих
действий с каким-либо образцом. При чтении текста такой образец задается
движением сюжета и мысли автора. Читатель по ходу работы с книгой
постоянно сравнивает свои размышления с тем, что есть в тексте. Чем
разнообразнее, богаче его размышления, тем больше вероятность того, что
они совпадут с имеющими место в тексте.
Сравнению своего ответа с тем, который дает текст, тоже необходимо
учить, так как часто, даже получив готовый ответ, но в другой форме,
ребенок затрудняется сказать, правильно он думал или нет. Об
инвариантности мысли, способах ее выражения в слове и понимании мы еще
будем говорить в разделе об обучении пониманию смысла текста.
А сейчас посмотрим, как организуется обучение диалогу с текстом на
уроке. Ниже описан фрагмент урока развития речи, проведенного в 1-м
классе прогимназии N 1755 г. Москвы учителем Г.В. Самыкиной.
Учитель. Сегодня мы продолжим учиться разговаривать с текстом. Возьмите
свои волшебные палочки-открывалочки (непрозрачные закладки или полоски
плотной бумаги), чтобы мы могли читать по строчкам, не забегая вперед.
Прочитайте название текста.
Дети. "Майский снег".
У. Название вас удивило?
Д. Возник вопрос: "Откуда в мае снег?"
- Может быть, похолодает, если зима еще не ушла.
- А может быть, это какой-нибудь пух.
У. Дети, вы услышали Варю?
Д. Да, может быть, это пух от тополя.
- Или от одуванчиков.
У. Давайте начнем читать текст.
Снег идет!
Удивляются дети...
- Стоп! Почему мы остановились?
Д. Потому что хочется спросить: "Чему удивляются дети?"
У. Верно. Ответим на этот вопрос сами, а потом проверим по тексту.
Д. Дети маленькие, они еще не видели снега.
- Мы знаем, что это в мае происходит. Дети удивляются, почему в мае
снег.
- Удивляются они, потому что тепло, снег не холодный.
- А может быть, они жили в теплых широтах и в Москве снегу удивились.
У. Спасибо за интересные предположения. Давайте проверим себя, прочитав
стихотворение В.Приходько:
...Удивляются дети:
К нам зима
Воротилась
Опять?
У. Были и у нас такие вопрос и предположение? Да?
Ответы детей.
- А теперь прочитаем окончание текста:
Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.
У. Что же это было?
Д. Это был снегопад. Нет... листьяпад. То есть листопад.
У. Это правильно?
Д. Это был цветопад.
- Лепесткопад!
У. Какие интересные новые слова у вас получились! А что у всех этих слов
общего?
Учитель выписывает слова на доску.
Д. Они оканчиваются на букву "д".
- Они звучат в рифму.
- У них общая часть "пад". Все это падает.
- Это все красопад. Падают красивые листья.
У. А что падает в мае?
Д. Листья, пух.
- А еще может быть портфелепад, школопад. (Ребята развеселились.)
У. Вернемся к тексту "Майский снег". Прочитаем его от начала до конца.
Дети читают текст целиком.
- Теперь понятно, почему текст так называется?
Д. Я понял, что это лепестки яблони.
- Лепестки - как ковер белый по земле.
- Лепестки цветов падают, они похожи на снег.
У. Было ли у нас с вами такое предположение?
Д. Мы об этом не догадались.
У. Значит, этот текст показал нам что-то хорошо знакомое с новой,
неожиданной стороны.
Д. А я представил, что лепестки были похожи на бабочек.
У. Каждый из вас представил описанную в стихотворении картинку
по-своему. Захотелось вам нарисовать то, что вы представили?
Д. Да.
У. Прежде чем вы начнете рисовать, тихонечко, для себя прочитайте текст,
включив свой "мысленный экран", - и вы поймете, что нужно рисовать.
Дети начинают работу.
Д. Я, кажется, догадался! Снег идет только около дерева.
У. Кто услышал Илюшу?
Заканчивается фрагмент урока показом и обсуждением рисунков: их
соответствие тексту, творческие находки авторов. Дети читают
стихотворение наизусть, так как уже хорошо его запомнили.
В начале обучения диалогу с текстом нужно потренироваться в применении
его операций по отношению к текстам, в которых есть скрытые вопросы и
ответы на них. Хорошо, если авторские ответы будут неожиданными и
веселыми, а сам текст - небольшим. Небольшой объем текста придаст
маленькому читателю уверенности в своих силах, а шутливый характер
текста создаст для обучения благоприятный эмоциональный фон. Важно
выслушать все возможные варианты детских ответов, особо отмечая наиболее
точные и оригинальные.
На первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в
наиболее важных для прогнозирования местах. В дальнейшем обсуждение
возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после
чтения. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с
просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или
появляется желание высказать свои размышления. Постепенно такая беседа
становится естественной для ребенка при работе с книгой.
На уроке обучение диалогу с текстом может выглядеть так. Вначале на
небольшом тексте проводится своего рода "разминка" в применении операций
диалога с текстом, а потом идет работа с основным произведением, в
котором есть скрытые вопросы и возможности для прогнозирования
содержания. Приведем фрагмент такого урока. В нем принимали участие
первоклассники школы ? 6 г. Курска. Учитель - С.А. Дыбленко.
Учитель. Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные,
грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про
историю, которая произошла с девочкой Томой.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который
называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история
произошла с Томой?
Дети. Неприятная. Страшная. Грустная...
У. Проверим ваши предположения, читая текст.
На скамеечке у дома
Целый день рыдает Тома.
Д. Хочется спросить: "Что произошло? Почему девочка рыдает?"
У. Выскажите свои предположения.
Д. Кто-то ее обидел.
- Она потеряла что-то важное.
- Мама ушла и оставила ее одну.
- Девочку испугала собака...
У. Как помочь беде такой -
Тома в туфлях разных:
Левый - светло-голубой,
Правый - темно-красный?!
Чей прогноз был наиболее точным?
Ответы детей.
- Что бы вы посоветовали Томе?
Д. Поискать к туфлям пары.
У. Дворник, дядя с бородой,
Ей сказал: - Сходи домой!
Тома глазки подняла:
- Дядя дворник, я была...
Вы были правы. Но почему же Тома так расстроена? Что она увидела дома?
Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте.
Дети выполняют задание.
- А теперь проверим:
Дома тоже разные:
Голубой да красный!
(В.Фетисов)
Чьи предположения подтвердились? Молодцы!
Случилась ли у Томы беда на самом деле?
Д. Нет.
У. Что вы можете сказать о характере названия текста?
Д. Оно шутливое, ироничное.
- Автор подсмеивается над Томой по-доброму.
У. Почему Тома попала в такую ситуацию?
Д. Она еще маленькая.
- Тома была невнимательная.
У. А как можно назвать ситуацию, в которой оказалась Тома?
Д. Смешная, нелепая, глупая...
У. Сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которую ее автор,
Михаил Зощенко, так и назвал - "Глупая история". Будем читать, беседуя с
текстом.
Далее идет чтение текста до слов: "Вот она одела его и поставила на
ножки около кровати. Но Петя вдруг упал".
- Что вы хотите спросить у текста?
Д. Почему Петя упал?
У. Ваши предположения?
Д. Петя был сонным, еще не проснулся.
- Мальчик заболел.
- Петя притворялся.
У. Давайте проверим по тексту.
Чтение текста продолжается до слов: "Взрослые вечно что-то напутают".
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
Д. В этой истории виноваты невнимательные взрослые. Теперь они будут
внимательнее относиться к ребенку.
- В тексте говорится о том, что Коля тоже был маленьким, но
самостоятельным ребенком. Наверное, и Пете нужно становиться
самостоятельнее. А взрослые должны ему в этом помочь.
Эту точку зрения разделили большинство детей.
У. Многие из вас оказались правы в своих предположениях, потому что уже
поняли одну из важных мыслей, которая спрятана автором в этом тексте.
Что это за мысль? Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь к авторскому
названию рассказа.
Д. Наверное, мысль эта такая: "В глупую историю самостоятельный человек
не попадает. Или попадает реже, чем несамостоятельный, беспомощный".
Диалог с текстом на уроке открывает возможности для детского творчества.
Распространенной является ситуация, когда дети сочиняют свои
продолжения, окончания текстов, создают собственные произведения под
влиянием работы на уроке.
|