В век сотовых телефонов, домашних
кинотеатров, компьютеров особенно остро встает
проблема внутренней, нравственной сущности
человека. И в последние годы особенно радует, что
наше общество все-таки возвращается к нетленным
человеческим ценностям, к христианским идеям.
Николай Рубцов является одним из немногих
поэтов, чья лирика проникнута устремленностью к
идеалам христианства. Не поэтому ли вот уже
несколько десятилетий мы продолжаем читать
стихи Николая Рубцова, который был интересен
современникам и близок нам, читателям XXI века?
Христианство – религия любви и помощи
ближнему, откровения и преодоления смерти и
мрака незнания, религия обновления. Может,
поэтому оно быстро распространилось на Руси.
Христианство – это прикосновение человека
непосредственно к Божественному. И если человек
прикасается к Божественному, он открывает для
себя смысл своего существования, бесконечную
ценность каждой человеческой души, цель
мироздания, познает смысл труда и красоту
человеческих отношений и творчества.
Основополагающим принципом
христианской морали является любовь к Богу и
ближнему. Эта высшая любовь обусловлена
осознанием братства всех людей как общины
единого Бога. Такой высокой любовью к человеку и
проникнута поэзия Н.Рубцова.
О многом заставляет задуматься его
стихотворение "Русский огонек”. Сюжет его
незамысловатый. Заблудившийся зимой в глуши
путник входит в первую избу, попавшуюся ему на
дороге. В ней он встречает старую хозяйку, много
пережившую, потерявшую родных, однако не
переставшую верить в людей, в добро и мир. Она от
души предлагает ему:
– Вот печь для вас и теплая одежда.
И тут же задает путнику вопрос,
обжигающий его душу:
– Скажи, родимый. Будет ли война?
За оказанную помощь старая женщина
денег не взяла. И пораженный лирический герой
восклицает:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Вот как проявляется русская
христианская душа! Вот он, "русский огонек”, –
огонек доброты, мудрости, веры… Неслучайно, что
один из известных критиков причислил "Русский
огонек” к лучшим антивоенным стихотворениям.
Берет за душу читателей и другое
стихотворение поэта – "Добрый Филя”. Его
главный герой Филя любит мир и верит в его
справедливость. Он добр по натуре и счастлив в
своем "лесном хуторке”, который задремал "меж
звериных дорог”.
С появлением на Руси христианства
возникает и церковь. Церковь становится
микромиром, но вместе с тем она является и
макрочеловеком. Большой и малый миры, Вселенная и
человек соединяются в церкви! Все здесь
взаимосвязано, все напоминает человеку о величии
мира и значительности в нем его судьбы.
Образы Церкви, Собора, Храма являются
сквозными в лирике Николая Рубцова. Храм у него
олицетворяет Русь, ее святость, ее связь со
Вселенной и человеком.
С мостика идет дорога в гору.
А на горе – какая грусть!
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь!
("По вечерам”)
Поэтому до боли жаль "разрушенных
белых церквей”, он называет храм "удивленным,
белокаменным”, но этот храм, как деревня и
Россия, разорен и погружен в сон. Однако наряду с
горечью в стихах поэта мы чувствуем надежду на
то, что "купол церковной обители” вновь
возвысился над Русью, вновь возродится
христианская русская душа!
Ключевым во многих стихотворениях Н.
Рубцова является слово "душа”:
Есть пора – души моей отрада:
Зыбко все, но зелено уже?
Есть пора осеннего распада.
Это тоже родственно душе.
("Слез не лей”)
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми. Кто проходит…
("Старая дорога”)
Повторение слова "душа” неслучайно.
Этим рефреном поэт настраивает читателя на добро
и участие к людям. Душа поэта зовет нас к
состраданию и пробуждает нашу совесть.
Вселенная создана Богом, а человек в
ней – лишь частица мироздания. Он ощущает свое
материальное и духовное родство с окружающим его
миром, с природой. Лирический герой
стихотворения Николая Рубцова особенно тесно
связан с миром, природы, олицетворяет свою печаль
с шумом темного леса:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Россия! Как грустно!
Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
("Я буду искать…”)
Ему слышатся в лесу "осин тоскливых
стоны и молитвы”, хочется запеть "про тонкую
рябину или про чью-то горькую чужбину”. Ему
видится, как "закачалась над омутом ель”.
Рассказывая о буре и грозе, которые несут гибель
деревьям, он вздрагивает от жалости: "Ночью я
видел: ломались березы!”. Он смотрит на рухнувшие
после грозы липы и с болью вопрошает: "…за что?”
В стихотворениях поэта "глохнет покинутый луг”,
"замерзают георгины”. Он с грустью вспоминает:
Отцветет да поспеет
На болоте морошка,
Вот и кончилось лето,
Мой друг!
Ему хочется покоя, он отдыхает душой,
"когда на окне стоят цветы герани”. Его грусть
светлеет, когда "цветут цветы”, но вдруг слишком
явственно в нем "отзовется увяданье/ Цветов,
белеющих во мгле”.
Признак увядания – облетающие с
деревьев листья – печалят поэта: он
предчувствует "сон золотой увяданья”, т.е.
смерть, и вспоминает о былой любви в своей жизни:
"Спелой клюквой, как добрую птицу, / Ты с ладони
кормила меня…”. Он помнит, как спешил нарвать
"для милых уст/ Малины крупной молодой и
сладкой”, в его видениях "манят, вспыхнув/ Ягоды
малины”. Но суровая действительность берет свое:
Красные цветы мои
В садике завяли все.
("В горнице”)
А в печальном стихотворении "Улетели
листья” поэт сравнивает неизбежность
"умирания” природы и трагическую развязку
человеческих отношений:
Улетели листья с тополей-
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и неясность!
Пусть деревья голые стоят.
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели.
Глубоким смыслом наполнено его
стихотворение "Старая дорога”. Старая дорога –
это образ времени и истории, судьбы Родины. Она
символизирует вечность. Нетленность мира, земли
– Родины, ее судьбы и избранного пути. Этот образ
"раз и навсегда запечатлен в душе, / Которая
хранит всю красоту белых времен…” Меняются
времена, проходят эпохи. Но " голубые вечности
глаза” всегда будут сиять, не умрет русский дух:
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века…
Поэт прекрасно понимает, что он должен
рано или поздно покинуть этот мир. Однако он
воспринимает это спокойно и мудро. Такими
грустными чувствами проникнуты его
стихотворения "Старая дорога”, "Доволен я
буквально всем…”, "Видения на холме”, "Над
вечным покоем”.
Вселенная, Божье мироздание предстают
в творчестве Николая Рубцова через образ-символ
звезды. Звезда у поэта олицетворяет и судьбу, и
красоту, и счастье, и образ Руси:
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд
безбрежное мерцанье…
Звезда также символизирует всю Землю и
человечество:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли…
Когда читаешь стихи Николая Рубцова,
то невольно задумываешься о вечном. Без поучений
и назиданий его поэзия призывает нас к
состраданию и совестливости, помогает в хаосе
современности открыть для себя гармонию
окружающего мира. Человек нередко обращается к
заклинаниям, молитвам, обладающим магической
силой и помогающим ему достичь цели в жизни.
Изучая стихи Николая Рубцова, мы воспринимаем их
как своеобразные гимны-заклинания, впитываем
заложенные в них христианские ценности – добро,
любовь, сострадание.
Лирика Н. Рубцова утверждает и будет
утверждать любовь, творчество и ценность души в
их изначальном значении. Внутренняя
наполненность, неутолимое стремление поэта к
воскрешению истинных христианских идеалов
делают стихи Рубцова вечными.
|