Цели: активизировать знания учащихся по истории;
расширять их кругозор; развивать память, логическое мышление, творческие
способности, смекалку; способствовать сплочению коллектива класса.
Подготовка: на доске написано стихотворение,
посвященное Петру I, Семена Боброва.
Ученик.
О, Первый Петр!
Во всем ты первый,
Хоть кратко факел твой светил...
Но, о, премудрый основатель!
Одних ли сих творец ты стен?
Одних ли сих чудес ты здатель?
Народ тобою сотворен.
Народ - трофей в трофеях главный!
А ты - России всей творец.
О, росс! Благославляй венец
Петровых стен столетья славный!
Действующие лица
Клио, муза истории.
Ход мероприятия
Клио.
О, Первый Петр!
Во всем ты первый,
Хоть кратко факел твой светил...
Первая четверть XVIII в. характеризовалась для России
напряжением и подъемом: лихорадочно строились новые города, возводились
невиданные ранее заводы и фабрики, прокладывались
каналы, дороги. Реформированная и хорошо вооруженная
армия (первая по численности в Европе) нанесла поражение шведским войскам,
победоносно прошедшим через всю Северную Европу. Молодой российский флот вышел
в Балтийское море и разгромил сильную шведскую эскадру. Русские полки
маршировали по Померании, а на рейде Копенгагена стояли русские фрегаты.
Деятельным организатором и руководителем всей этой работы был российский император
Петр I.
У ч е н и к. А как он всего этого добился? Он же был
простым ребенком, потом стал взрослым, но он ведь простой человек, как все...
Клио. Конечно, это так. Послушай-ка, что-я тебе
расскажу. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с
Н.К. Нарышкиной. С четырех лет он рос без отца. B 10 лет Петр стал свидетелем Стрелецкого бунта,
вспыхнувшего после смерти его сводного брата, бездетного царя Федора
Алексеевича (1682). Бунт явился отражением борьбы двух группировок -
сторонников Милославских, родственников первой жены Алексея Михайловича, и
сторонников Нарышкиных. Первоначально сторонники Нарышкиных возвели на престол
Петра в обход его старшего сводного
брата Ивана. Однако после выступления стрельцов,
подстрекаемых Милославскими, было принято компромиссное решение: на царство
были венчаны оба брата. Иван V объявлен старшим, а Петр I - младшим царем.
Регентшей и фактической правительницей государства стала их старшая сестра
царевна Софья Алексеевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака.
В отроческие годы Петр вместе с матерью жил не в
Кремле, а в подмосковном селе Преображенское. Здесь он предавался обычной
мальчишеской забаве - игре в войну, которая вскоре переросла в серьезное
увлечение военным делом. По его воле были созданы потешные полки -
Преображенский и Семеновский, ставшие позднее первыми в России гвардейскими
полками, сооружена потешная крепость Прешбург, строились потешные корабли.
После провала Стрелецкого бунта в 1689 г., имевшего
целью возвести царевну Софью на трон, власть фактически оказалась в руках
семнадцатилетнего Петра, а после смерти его болезненного брата Ивана Петр стал
единодержавным правителем России. В 1689 г. он женился на Евдокии Лопухиной,
которая родила ему сына - царевича Алексея.
К концу 1680 - началу 1690-х гг. относится сближение
Петра с иноземными жителями Немецкой слободы, которых он стал активно
привлекать на русскую государственную и военную службу.
Вокруг царя сформировалась группа единомышленников,
ставших его сподвижниками в проведении реформ во всех сферах государственной
жизни.
С середины 1690-х гг. внимание Петра сосредоточилось
на внешнеполитических делах. Азовские походы 1695-1696 гг., в результате
которых Россия закрепилась на побережье Азовского моря, и создание первого
регулярного военного флота свидетельствовали о намерении царя оттеснить
Османскую империю от южных границ России и выйти к Черному морю. В 1697 г. Петр
отправился с Великим посольством в Западную Европу. Получив известие о новом
Стрелецком бунте, царь в 1698 г. прервал путешествие по Европе и вернулся в
Москву, чтобы лично возглавить расправу над мятежными стрельцами. Стрелецкое
войско было разгромлено, более тысячи стрельцов казнены, стрелецкие полки
расформированы. Перед царем и его сподвижниками встала задача создания новой
армии европейского образца. В 1699 г. была проведена реформа городского
управления, введено новое летосчисление - от Рождества Христова, принятое в
западноевропейских странах (заменившее летосчисление - от сотворения мира).
В последние годы XVII в. Петр I пришел к выводу о
необходимости решить давнюю задачу - обеспечить выход России к Балтийскому
морю («прорубить окно в Европу»). В 1700 г. по его инициативе началась война
со Швецией - главным соперником России в Прибалтике (Северная война),
растянувшаяся на два десятилетия. Началась она неудачно для России: в ноябре
1700 г. шведские войска нанесли сокрушительное поражение русской армии. Первая
неудача не обескуражила царя. С еще большей энергией он приступил к реформе
армии и созданию боеспособного флота. «Славные дела» были впереди...
Ну я ответила на твой вопрос?
Ученик. Да. Очень много интересного, так сразу все и
не запомнишь...
Клио. Тогда я сейчас проверю, кто и как запомнил. Я
буду задавать вопросы, а тот, кто первый поднимет руку и ответит правильно,
получит медаль. У кого в итоге окажется больше медалей, тот и выигрывает. А ты
(обращается к ученику), мне в этом поможешь.
1. Чьим сыном был Петр? (Алексея Михайловича.)
2. Какие два семейства боролись за власть после смерти
бездетного царя Федора Алексеевича? (Милославские и Нарышкины.)
3. На царство венчали двух братьев. Кто это были?
(Иван V и Петр I.)
4. Как звали сестру Петра I и кем она была у власти?
(Софья Алексеевна, регентша и фактическая правительница государства.)
5. Где жил Петр I с Матерью? (В подмосковном селе
Преобра-женское.)
6. Как назывались первые гвардейские полки, созданные
Петром? (Преображенский и Семеновский.)
1. В каком году Петр стал единоличным правителем
страны? (В 1689 г.)
8. Как звали первую жену царя? (Евдокия Лопухина.)
9. Когда были Азовские походы? (В 1695-1696 гг.)
10. В каком году была проведена реформа городского
управления? (В 1699 г.)
11. Что означает фраза «прорубить окно в Европу»?
(Обеспечить выход России к Балтийскому морю.)
Клио. Теперь я уверена, что вы все запомнили. А есть
ли у кого-нибудь добавления, какая-нибудь другая интересная информация, которую
он хочет рассказать?
Ребята отвечают.
Клио. Все вы сегодня молодцы! До встречи!
|