Любовь к литературе как к учебному предмету немыслима без любви к
чтению. А любовь эту нельзя привить на одном только программном
материале, в особенности если говорить о V-VIII классах. И потом бывает
ведь и так: ученик просто не в состоянии понять "Евгения Онегина" или
"Героя нашего времени". Не в состоянии читать "Войну и мир". Потому что
до сих пор вообще не прочел ни одной серьезной книги. Положим, это
крайний случай. Но часто ребята приходят не только в V, но и в старшие
классы без привычки и любви к чтению. Тут уж мешкать не приходится!
Работа по внеклассному чтению начинается с первых дней сентября.
Понятно, мало сказать: "Вот тебе список и читай". Тут важны постоянный
контроль и индивидуальный подход. Проверяют чтение ребят по-разному:
регулярно проводят сочинения по внеклассному чтению (скажем, раз в
четверть), беседуют с учениками после уроков: сегодня - с одной группой,
завтра - с другой и так целый месяц, если надо.
Нельзя считать отметку по внеклассному чтению второстепенной. Тогда
подросток будет думать, что чтение книг, не входящих в программу, -
роскошь, что можно "знать литературу" и не будучи начитанным человеком. А
не так ли думает и учитель, который ставит хорошую отметку за год
десятикласснику, не знакомому, например, ни с одним произведением
Паустовского и Розова, Тендрякова и Солоухина, Кронина и Стейнбека,
Ремарка и Бёлля?
Неправильно будет, если получится так: ребята читают "Мертвые души", или
"Отцы и дети", или "Войну и мир", а вы в это время требуете еще и
чтения других произведений. Для внеклассного чтения лучше использовать
недели, когда идут обзорные темы или небольшие по объему произведения.
Список книг для внеклассного чтения индивидуализируйте, то есть
составляйте так, чтобы каждый независимо от склонностей и развития мог
выбрать книгу по вкусу. Пусть те, кто склонен к романтике, прочтут
Александра Грина, Константина Паустовского, Вильяма Сарояна
("Человеческая комедия"). Завзятым реалистам, которым подавай "про самую
жизнь и чтоб без всяких прикрас", по душе придутся Тендряков ("Ухабы",
"Не ко двору"), Нилин ("Жестокость", "Испытательный срок"). Начитанным,
развитым ребятам и в начале VIII класса по плечу, скажем, Тургенев и
Бальзак.
Ваш короткий рассказ о каждой из рекомендованных книг облегчит ребятам
выбор. Делать же весь список обязательным для всех вряд ли
целесообразно.
Наташа не любила читать. Ни одна из предложенных мной восьмиклассникам
книг не вызывала у нее никаких эмоций. Уроки учила по необходимости, ни в
одном кружке не занималась. Казалось, что ее ничего не интересует. Я не
знала, как с ней быть. Однажды после уроков мы разговорились. И я
узнала, что у Наташи двое младших братишек. Озорные. Бывает, и уроки не
дают делать. Девочка говорила об этом с тихой, мягкой улыбкой. И я
подумала, что ей не может не понравиться книга Ф. Вигдоровой "Мой
класс". Я не ошиблась: книга полюбилась Наташе. Я дала ей и другие книги
Вигдоровой ("Дорога в жизнь", "Это мой дом", "Черниговка"), затем -
"Педагогическую поэму" и книгу известного польского педагога-антифашиста
Януша Корчака "Когда я снова стану маленьким". И девочка начала читать.
И еще случай. Был у меня в V классе озорник и весельчак Петя. Читал он
так: одолеет страниц 10 и бросит. Как-то мне подумалось, что историю о
веселом и озорном Томе Сойере Петя прочтет с удовольствием. Я оставила
Петю после уроков, дала ему книгу и сказала: "Знаешь, с чего она
начинается? С того, как Том ловко увернулся от порки. А раз он напоил
кота лекарством... Я пойду в учительскую, а ты пока почитай и скажи,
дать ее тебе домой или нет".
Книга была взята домой, а потом и ее продолжение - "Приключения
Гекльберри Финна"... Теперь Петя кончил восьмилетку и много читает.
А вот с Борей было труднее. Всегда какой-то угрюмый, он не смеялся, даже
читая рассказы Носова. Прочтет рассказ, равнодушно скажет: "Ну и что?" -
и отложит книгу. А на лице - презрение "ко всякой такой ерунде". Потом я
узнала, что Боря занимается в судостроительном кружке. На уроке
рассказываю о капитане Куке, о том, как мальчиком он впервые попал на
корабль. Предлагаю тем, кто хочет узнать об этом подробнее, прочесть
книгу Николая Чуковского "Водители фрегатов". И даже достаю ее из
портфеля - "Кто хочет взять?" Поднимается много рук, но Бориной среди
них нет. Книгу берет его сосед. Боря заглядывает в нее, но скоро
равнодушно отворачивается. "Ну, погоди ж ты!" - думаю. На другой день
приношу книгу Чумаченко "Человек с луны". Оставляю Бориса после уроков и
говорю: "Знаешь про Миклухо-Миклая? Был такой знаменитый русский ученый
и путешественник. Он хотел доказать, что чернокожие люди ничем не хуже
белых. И он прожил целый год один среди дикарей-людоедов, на острове. Он
сделал им много хорошего, и они его полюбили. Раз, когда они его еще не
знали, он не побоялся пойти в их деревню. Один и без всякого оружия. Он
пришел, а они все выстроились с луками и копьями и стали ему
грозить..." И тут, на самом интересном месте, я оборвала рассказ.
Помолчала, как бы в раздумье, и сказала: "Видишь ли, я хотела бы дать
тебе эту книгу, но сейчас вот подумала, что она, пожалуй, трудна для
тебя. Она для более старшего возраста написана. Или попробуешь?" В ответ
я слышу маловразумительное "ага". Но мальчик смотрит на книгу
заинтересованно. И, кончив ее, просит "еще о путешествиях"...
Но и такая работа совсем не все, особенно если говорить о V-VIII
классах. Чтобы ребенку захотелось читать, надо сперва много читать ему
вслух. Ведь так и происходит в культурных семьях - сперва малышу читают
родители, потом начинает читать он сам. Больше читайте детям на уроках,
не ограничивайтесь тем, что есть в хрестоматиях "Родная литература"!
Время для этого у вас будет, если вы не станете слишком долго
"разбирать" хрестоматийный материал.
Многие московские словесники, принимая V или VI классы, целый месяц, а
то и целую четверть на уроках литературы просто читают ребятам не
входящие в программу произведения, коротко беседуют о них. Это очень
развивает ребят, помогает приохотить их к чтению. Часто такие уроки
чередуют с чтением хрестоматийного материала, связывают с ним. Так,
после чтения чеховской "Каштанки" читают рассказы о животных Куприна
("Ю-ю" и другие), "Кот-ворюга", "Барсучий нос" Паустовского, отдельные
рассказы Бианки и Скребицкого, главы о животных из книги Скребицкого "От
первых проталин до первой грозы", рассказы польского писателя Яна
Грабовского (из двух сборников - "Муха с капризами" и "Рекся и Пуцек").
Тут же эти книги рекомендуются для внеклассного чтения и расхватываются
ребятами. После чтения рассказов того или другого писателя ставится
вопрос: "А вы не заметили, ребята, что этот писатель говорит о животных
совсем не так, как другие, по-особенному? А вот в чем это "не так"?"
И ребята замечают:
- Куприн про кошку говорит, как про человека. Он говорит, что Ю-ю
тосковала.
- И что она сердилась!
- И как будто она думает: "Пора, хозяин, спать!"
- И еще она думает: "Брось, хозяин, эти глупости!"
- У Яна Грабовского животные даже разговаривают!
Тут воспитание элементарного внимания к художественной детали, к
особенностям мастерства писателя не самоцель, а средство, для того чтобы
ребята сильнее ощутили гуманность прочитанного, прониклись тем же
уважительно-любовным отношением к животным, какое было у автора. Для
этого же ставится и другой вопрос:
"А в чем видно уважительное отношение рассказчика к животным?" Ребята и
это схватывают:
- Куприн пишет, что он слушался Ю-ю. И делал, как она хотела.
- Она просила пить, а он работал, но он все равно пошел и дал ей пить.
- Когда он нарочно пустил воду по каплям, то ему потом стало стыдно. И
он перед кошкой извинился.
- Паустовский и его друг не стали бить кота-ворюгу. Они его накормили.
- Ян Грабовский не сердился на собаку за ее характер ("Муха с
капризами"). Он понял, что сердце у Мухи доброе, а просто характер
капризный.
После этих уроков ребятам обычно дается такое задание: написать дома
(срок - неделя или две) сочинение о любом животном, за которым они сами
наблюдали. При этом разрешается в манере описания подражать любому
писателю, чьи рассказы о животных они слушали в классе или читали сами.
Понятно, уроки внеклассного чтения могут быть самых разных типов.
В старших классах (начиная уже с VIII, потому что некоторые ребята,
окончив восьмилетку, уйдут из школы) очень нужны уроки о современной
советской поэзии.
Скажите ребятам о каждом поэте самое главное, то, что отличает его от
других и делает неповторимым. Это могут быть всего несколько фраз,
минуты на 2, а то и того меньше.
Вот для примера три таких коротеньких вступления и приблизительный
перечень стихотворений, раскрывающих высказанную мысль. (Из всех
наиболее известных советских поэтов я выбрала тех, творчество которых
совершенно не отражено школьной программой.)
О Н.А. Заболоцком
Н. А. Заболоцкий - поэт размышляющий. Он размышляет решительно обо всем:
о микромире и о вселенной, о природе и смерти, о подвиге и эгоизме, о
красоте и некрасивости, о том, почему большой талант дан черствому
человеку... Любой конкретный факт (например, гибель подстреленного
журавля) наталкивает поэта на философские обобщения ("Сквозь волшебный
прибор Левенгука", "Когда вдали угаснет свет дневной", "Старая актриса",
"О красоте человеческих лиц", "Журавли").
О Я. В. Смелякове
Есть простые вещи: земля, хлеб. Без них нельзя жить, но мы о них часто
забываем, не ценим их. Есть глубокие чувства: любовь к матери, любовь к
своей маленькой сестренке. Эти чувства кажутся обыденными, но на самом
деле они возвышают человека. И именно о них, об этих простых вещах и
чувствах пишет Ярослав Смеляков: "Земля", "Мама" ("Добра моя мать..."),
"Аленушка", "Признанье", "Первый бал", "Милые красавицы России".
И пусть весь урок звучат стихи!
А можно начинать и прямо с них.
О Л. Н. Мартынове
Никакого вступления - сразу отрывок из стихотворения "Тишина". "Не
правда ли, это похоже на сказку?" - обратилась к классу учительница и,
выдержав паузу, заговорила о романтичности поэзии Мартынова. Звучали
стихи и о Лукоморье, и "Любовь". Ребята увидели, что даже в
стихотворениях о самом обыденном солнечным зайчиком проскальзывает нечто
романтическое ("Балерина", "Сон женщины"). Услышали школьники и
стихотворения гражданского звучания, которые у Мартынова всегда остры и
гротескны. И прежде всего "Богатый нищий", все построенное на гротескных
образах. В этом стихотворении поэт объявляет себя врагом нищего духом
мещанина, для которого жизнь - это только богатство, только "бостон... и
замшевые сапоги".
Конечно, подобные уроки можно проводить самыми разными способами, и
предложенный здесь - лишь один из возможных.
|