Ход урока
- Организационная часть.
- Формулировка темы и цели урока.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
1. Организационная часть. "Знакомство” с
классом; создание "Настроя” на урок.
2. Формулировка темы и цели урока.
Цели:
Раскрыть перед учащимися смысл понятия –
"малые тела”, а так же рассмотреть виды малых
тел – их физические и химические характеристики;
составляющие элементы структуры.
Рассмотреть существующие взаимосвязи между
малыми телами.
Учащиеся должны знать: Что такое
астероид, комета, болид, метеор, метеорный поток,
метеорное вещество; радиант. Труды учёных,
внёсших вклад в изучение данной темы.
Учащиеся должны уметь: Различать
малые тела; объяснять увиденное явление на
небесной сфере; опровергать на основе научных
данных суеверия, связанные с появлением комет и
метеоров.
3. Мотивация. Однажды великого
мыслителя Сократа спросили о том, что, по его
мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче
всего – поучать других, а труднее – познать
самого себя. На уроках астрономии мы говорим о
познании Вселенной. Но сегодня, прежде чем
изучать малые тела, давайте заглянем в "себя” и
приготовимся для научно - исследовательской
экспедиции в пределах нашей Галактики и
Вселенной.
4. Актуализация знаний. Астрономия –
это наука о Вселенной. Астрономия изучает
природу небесных тел. Вспомним Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Раз мы затронули тему единства природы, то
зададимся вопросом: что может быть общего между
такими различными объектами, как звёздное небо и
мы с вами. Это трудный вопрос. Поразмышляем над
ним. Но, чтобы войти в "состояние философских
размышлений”, я предлагаю вам ознакомиться с
этими замечательными изречениями:
Космическая пыль.
Как глобус, шар земной пылится.
Оставив в небе тонкий след.
Летят к нам быстрые частицы.
Иных миров, иных планет.
Тех, что за облачною дымкой
Горят в космической дали,
Стремясь хоть малою пылинкой
Коснуться жителей земли. /Л.Татьяничева/
Вокруг сияющего света,
Что вечно льёт источник дня,
Кружатся лёгкие кометы,
Как мотыльки вокруг огня.
Сгорают их мечты и грёзы
Под жгучим солнечным лучом.
И часто падают их слёзы
К нам с неба огненным дождём. /Н.Морозов/
5. Объяснение нового материала. Во всех этих
словах заложен глубокий смысл, и я считаю, что они
как нельзя лучше подходят для эпиграфа к нашему
уроку. Так давайте выясним, что такое малые тела,
что это за загадочные "мотыльки”, "слёзы”,
"огненный дождь”. К малым телам Солнечной
системы относятся: астероиды
("звёздообразные”), кометы ("длинноволосые”,
"хвостатые”), болиды, метеоры и метеориты.
Их называют "малыми” телами потому что их
масса и размеры не соизмеримы с размерами других
тел нашей Солнечной системы.
Кометы – хвостатые звёзды (голова, ядро, хвост)
– строение комет. Кометы отличаются от всех
других тел Солнечной системы: (своим видом;
формой орбит; большими размерами; быстрым и
бурным развитием). Вид комет меняется по мере
приближения к Солнцу, т.е. возрастает её яркость,
увеличивается размер хвоста, иногда наблюдается
быстрое изменение структуры. Хвост кометы обычно
имеет вид конуса, в вершине которого находится
размытое ядро (голова). Голова состоит из
туманной оболочки (комы) и звёздообразного ядра,
которое является самой яркой точкой кометы.
Яркость кометы возрастает по направлению к ядру.
Головы комет могут иметь очень большие размеры –
несколько десятков и даже сотен тысяч
километров. Хвост кометы всегда направлен от
Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около
106 км в сутки, пока не достигнет величины 108
км
.
Яркие кометы своим необычным видом издавна
привлекали внимание людей, внушая многим из них,
суеверный ужас и этим пользовалась церковь, во
времена научных гонений. И суеверный ужас у людей
присутствовал до тех пор, пока всё происходящее в
небе не было обосновано с научной точки зрения.
Выдающийся русский астрофизик Ф.А.Бредихин (1831 –
1904 гг.) внёс большой вклад в изучение природы
комет.
Он создал классификацию кометных хвостов.
Различие кометных хвостов возникает из-за
разницы сил притяжения и сил отталкивания.
Так же говоря о кометах, следует выделить их
периодичность. Самая известная комета для
жителей Земли – это комета Галлея. 19 мая 1910 года
английским учёным была предсказана встреча
Земли с ней. И действительно хвост кометы
"коснулся” Земли, а следующее появление кометы
Галлея недалеко от Земли было 9 февраля 1986 года,
т.е. её периодичность составляет 76 лет. Но
периодичность может быть и больше, и меньше.
В настоящее время кометы играют роль
своебразных "зондов” межпланетного
пространства, они позволяют получить ценные
сведения о свойствах космического пространства
на различных расстояниях от Солнца. В настоящее
время зарегистрировано появление около 1000 комет.
Используя этот рисунок, учащиеся знакомятся с
особенностями строения, свойствами,
особенностями поведения и характеристиками
малых тел Солнечной системы.
Астероид – малая планета;
"звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801
года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци (1746 –
1826 гг.) случайно обнаружил звёздный объект,
координаты которого заметно менялись от ночи к
ночи. Так была открыта первая из большого числа
малых планет – Церера. Вскоре были открыты ещё
три астероида – Паллада, Юнона, Веста.
Сегодня уже известно около 1800 астероидов,
орбиты которых хорошо изучены. Диаметр Цереры –
770 км, Весты -380 км, Юноны – 170 км, размеры
большинства других не превышают 5 – 10 км.
Пространство между орбитами Марса и Юпитера
заполнено огромным количеством обломков: с
размерами больше 1 км – 30000; с диаметром менее 1 км
сотни миллионов. Такое количество астероидов
между Марсом и Юпитером наводит на мысль о
существовании здесь прежде некой планеты,
разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся
открытым. Все астероиды лишены атмосферы.
Астероиды характеризуются (блеском и массой).
Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые,
металлические) – по своим химическим
характеристикам. Астероиды имеют температуру от
-1200С до -1000С. Все астероиды (взятые
вместе) составили бы планету диаметром 1500 км.
Астероиды могут стать причиной разрушений на
поверхности Земли (просмотр фрагмента из
видеофильма "Астероид” и его комментарий).
Метеором – называется световое
явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при
вторжении в земную атмосферу частиц –
метеорного тела из межпланетного пространства.
Болиды – вторжение массивных
метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки.
Метеор аналог болид (скорость вторжения в
атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания
от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу
огненный шар. Несколько раз в году можно
наблюдать целые метеорные потоки (метеорные
дожди). Метеорные потоки на протяжении
нескольких ночей могут появляться примерно в
одной и той же области неба.
Радиант – это источник метеорного
потока (дождя). На небесной сфере можно выделить
потоки (дожди): Персеиды из созвездия Персея
(бывают практически ежегодно, обычно в августе);
Леониды из созвездия Льва (повторяются через
каждые 33 года, особенно интенсивным был дождь в
1833 году – его сравнивают со "снежной метелью”.
Последний "Леонид” был 18 – 19 ноября 1999 года.
Метеорные потоки (сейчас известно более 30) –
это встреча Земли с роем метеорных тел
движущихся по одной орбите. Источником
практически всех малых тел являются, по-видимому,
кометы. И, наоборот, крупные метеорные тела имеют
астероидное происхождение. В отдельных случаях
крупное метеорное тело не успевает испариться
при своём движении в атмосфере и достигает
поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела
называется метеоритом. На протяжении года на
Землю выпадает примерно 2000 метеоритов. За сутки
– около 10 тонн вещества метеоритов и метеорной
пыли.
Известно 3 вида метеоритов (железные, каменные,
железокаменные) они, как правило, состоят из
железа, никеля, магния и различных сплавов.
Химические соединения, присутствующие в
метеоритах, и их кристаллическая структура
показывают, что метеоритное вещество
сформировалось в условиях высоких давлений и
температур. Возраст метеоритов колеблется
обычно в пределах от нескольких сотен миллионов
до нескольких миллиардов лет. Из наиболее
известных событий связанных с малыми телами
следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908
года – тайга Центральной Сибири). Об этом вы
можете узнать в п.16, стр.94, учебник "Астрономия 11
кл.”, а так же в дополнительной литературе.
6. Итог урока. И так, астрономия – наука
о Вселенной, изучающая движение, строение,
происхождение и развитие небесных тел и их
систем. Действительно, у природы много тайн и
загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому
каждая очередная разгадка – важный шаг
человечества на пути к познанию мира.
7. Домашнее задание. п.16 и п.17. Учебник
"Астрономия 11 кл.” ОК /тетрадь/.
На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок.
До свидания. |