Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 17:05:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Обнаружение хрома в сточных водах
30.11.2010, 10:47:06

Элективные курсы - важнейшее средство построения индивидуальных образовательных траекторий, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Они дают возможность учителю усилить прикладную направленность предмета, дать хотя бы простейшие представления о том, как решаются важнейшие задачи современной природоохранной деятельности.

Использование на занятиях элективных курсов активных методов организации деятельности учащихся: практические работы, участие в дискуссиях, компьютерные презентации творческих проектов, деловые игры позволяет решать задачи всестороннего развития учащихся, создавать условия для приобретения общепредметных умений.

Представляю один из разработанных по данной тематике сценарий деловой игры с экологическим содержанием, в основу которого лёг метод обнаружения и нейтрализации хрома в сточных водах.

Реактивы и оборудование:

  • стандартный раствор Cr (VI) с концентрацией 1 мг\л (готовится растворением 3,6 мг К2Сr2O7 и 10 мл концентрированной H2SO4 в 500 мл дистиллированной воды с последующим доведением объёма раствора до 1 л);
  • раствор дифенилкарбазида (0,5 г на 200 мл ацетона);
  • 0,18 М раствор серной кислоты (готовится растворением 10 мл концентрированной кислоты в 500 мл дистиллированной воды с последующим доведением объёма раствора до 1л);
  • 3М раствор серной кислоты (готовится растворением 42 мл серной кислоты в 150 мл дистиллированной воды с последующим доведением объёма раствора до 250 мл);
  • состав образцов воды для отбора проб (заранее готовятся учителем и выставляются в классе в пронумерованных ёмкостях): № 1 и № 2 – 500 мл водопроводной воды; № 3 -250 мл стандартного раствора Cr (VI) и 250 мл воды; № 4 – 150 мл стандартного раствора Cr (VI) и 350 мл воды; № 5 и № 6 – 100 мл стандартного раствора Cr (VI) и 400 мл воды
  • раствор дихромата калия для опыта № 2 (готовится растворением 2 г K2Cr2O7 и 20 мл концентрированной H2SO4 в 80 мл дистиллированной воды)
  • раствор Na2SO3, пипетки, цилиндры

Ведущий:

В средства массовой информации поступил сигнал о том, что одно из предприятий, расположенных в районе реки Волга, несанкционированно сбросило в реку сточные воды с повышенным содержанием хрома.

Вдоль реки расположены следующие предприятия. (рисунок 1)

По инициативе экологов организована встреча, на которую приглашены представители обозначенных предприятий, сотрудники кафедры Казанского государственного медицинского университета, сотрудники и выездная аналитическая лаборатория кафедры неорганической химии химического факультета Казанского государственного университета.

Цель нашей встречи:

  1. получить исчерпывающую информацию о применении хрома и патологическом действии тяжёлых металлов на организм человека;
  2. обсудить методы нейтрализации хрома (VI);
  3. провести анализ проб воды, отобранных в обозначенных точках реки на содержание хрома (VI);
  4. определить предприятие-нарушитель.

Попросим химиков познакомить нас с информацией о хроме.

Химики: презентация №1 по теме: «Хром»

Ведущий: Какую информацию подготовили медики о действии тяжёлых металлов на организм человека?

Медики: презентация № 2 по теме: «Тяжёлые металлы. Влияние на организм человека»

Ведущий: Поблагодарим медиков и попросим химиков познакомить нас с промышленными методами нейтрализации шестивалентного хрома.

Химики: Первый метод-разбавление загрязнённой воды до допустимой концентрации.

Второй метод-восстановление Cr (VI) в Сr (III), соединения которого менее токсичны (ПДК в питьевой воде - 0,5 мг\л), с последующим осаждением в виде нерастворимого гидроксида. На нём остановимся подробнее.

Можно использовать разные восстановители. Я продемонстрирую восстановление шестивалентного хрома сульфитом натрия и этанолом.

Опыт 1. К подкисленному раствору дихромата калия добавляем раствор сульфита натрия. Наблюдаем изменение окраски с оранжевой на зелёную, характерную для соединений Cr (III):

K2Cr2O7 + 3Na2SO3+ 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 3Na2SO4 + K2SO4 + 4H2O

Опыт 2. К раствору дихромата калия (готовится растворением 2 г K2Cr2O7 и 20 мл концентрированной H2SO4 в 80 мл дистиллированной воды) по каплям добавляю этиловый спирт (примерно 10 капель), наблюдая изменение окраски:

3CH3CH2OH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3CH3COH + Cr2(SO4)3 + 7H2O + K2SO4

Эта реакция особенно интересна тем, что на её основе действовали приборы первых поколений для определения трезвости автомобилистов. Если подышать в трубочку, содержащую подкисленный раствор дихромата калия, то при наличии паров этанола в достаточной концентрации происходит восстановление хрома. Окраска меняется с оранжевой на зелёную.

Опыт 3. На втором этапе соединения Cr (III) осаждают в виде нерастворимого гидроксида, добавляя по каплям раствор щёлочи:

Cr2(SO4)3 + 6NaOH = 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4

Нерастворимый гидроксид хрома (III) затем отфильтровывается и превращается в промышленно важные соединения. Поскольку хром – ценный металл, метод экономически оправдан.

Ведущий: Поблагодарим химиков за чёткий и наглядный ответ и обратимся к экологам. Насколько актуальна проблема состояния гидросферы в нашей стране?

Экологи: В отчёте ВВФ «Живая планета отмечается, что система пресной воды, в том числе и питьевой, претерпевает острый кризис. Актуальна эта проблема и в нашей стране. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды.

Решение проблемы удовлетворения потребностей человека в воде для различных целей связано с обеспечением её необходимого качества. Развитие промышленности, транспорта, перенаселение ряда регионов планеты привели к значительному загрязнению гидросферы. Большая часть вод, участвующих в производстве, полной очистке не подвергается. Более того, именно в развивающихся странах, в которых нехватка пресной воды ощущается наиболее остро, 90-95% сточных вод и 70% производственных отходов сбрасываются в воду в вообще необработанном виде, что загрязняет её имеющиеся запасы ещё больше.

По данным ВОЗ, около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязнённой воды. По оценке экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Ежегодно в мире сбрасывается более 420 кубометров сточных вод, которые делают непригодными около 7 тыс. кубометров воды. Серьёзную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды.

В связи с этим 22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днём воды. Цель этого праздника - привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов. Каждый человек должен сделать всё возможное для сохранения и улучшения качества пресной воды, увеличения её количества для будущих поколений.

Что касается шестивалентного хрома, то это один из токсичных загрязнителей окружающей среды. В аэрозольной форме он способен вызывать тяжёлые поражения кожного покрова, верхних дыхательных путей, рак лёгких. Токсическое действие Cr (VI) в питьевой воде менее изучено, но предположительно является таким же (значение ПДК в питьевой воде - 0,05 мг/л). Источником шестивалентного хрома могут быть предприятия, на которых применяются гальванические процессы, стояки водяного охлаждения, а также некоторые бытовые химикаты (красители, чернила, пищевые консерванты, фунгициды).

Ведущий: Итак, проблема состояния гидросферы актуальна. Очистка бытовых и промышленных стоков от загрязняющих веществ – одно из важнейших направлений современной природоохранной деятельности.

Сотрудники аналитической лаборатории провели анализ проб воды, отобранных в обозначенных точках реки на содержание шестивалентного хрома. Мы попросим заведующую лабораторией познакомить нас с методикой определения Cr (VI) и с результатами анализа.

Зав. лабораторией: Сначала мы готовим эталонные растворы, для этого в шесть пробирок под № 0, 1, 2, 3, 4, 5 вводим соответственно 0; 0,4; 1,0; 2,0; 4,0; 10,0 мл стандартного раствора хрома (VI) с концентрацией 1 мг/л и 10,0; 9,6; 9,0; 8,0; 6,0; 0 мл 0,18 М раствора серной кислоты. Пробирки закрываем пробками и тщательно перемешиваем встряхиванием. Затем в каждую пробирку добавляем пипеткой по 0,5 мл раствора дифенилкарбазида. Вновь встряхиваем и даём постоять 5 мин для развития окраски.

При наличии спектрофотометра можно измерить оптическую плотность эталонных растворов на длине волны 540 нм и построить градуировочную кривую. Однако определить содержание хрома можно и визуальным сравнением окраски исследуемого раствора с эталонными.

Для выполнения анализа проб воды, отобранных в обозначенных точках реки, в пробирку помещают 10 мл исследуемого образца, добавляют 12 капель 3М раствора серной кислоты, 0,5 мл раствора дифенилкарбазида и дают постоять 5 мин для развития окраски. Затем интенсивность окраски сравнивают на глаз с эталонными растворами (№ 0, 1, 2, 3, 4, 5) и определяют примерное содержание хрома.

В образцах воды № 1, 2 Cr (VI) не обнаружено. Максимальным его содержание оказалось в образце №3, окраска раствора которого соответствует окраске эталонного раствора также № 3.

Интенсивность окраски в образцах воды № 4, 5, 6 постепенно ослабевает. Отсюда однозначно следует, что виновником несанкционированного сброса в реку сточных вод с повышенным содержанием хрома является красильный цех, за что их следует привлечь к ответственности в судебном порядке.

Далее к образцу воды с повышенным содержанием Cr (VI) (№ 3) добавили несколько капель сульфита натрия и провели аналогичный анализ. Характерной для этого образца воды окраски дифенилкарбазида не наблюдали, из чего можно сделать предположение об эффективности нейтрализации Cr (VI) методом восстановления.

Ведущий: Предприятие – нарушитель определён. Получены достаточно полная информация о хроме и его соединениях, простейшие представления о том, как решается одна из важнейших задач современной природоохранной деятельности – очистка бытовых и промышленных стоков от загрязняющих веществ.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, методическая копилка, химия в школе
Просмотров: 907 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0