Элективные курсы - важнейшее средство построения
индивидуальных
образовательных траекторий, так как в наибольшей степени связаны с
выбором
каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов,
способностей, жизненных планов. Они дают возможность учителю усилить
прикладную
направленность предмета, дать хотя бы простейшие представления о том,
как
решаются важнейшие задачи современной природоохранной деятельности.
Использование на занятиях элективных курсов активных методов
организации
деятельности учащихся: практические работы, участие в дискуссиях,
компьютерные презентации творческих проектов, деловые игры позволяет
решать
задачи всестороннего развития учащихся, создавать условия для
приобретения
общепредметных умений.
Представляю один из разработанных по данной тематике сценарий деловой
игры с
экологическим содержанием, в основу которого лёг метод обнаружения и
нейтрализации хрома в сточных водах.
Реактивы и оборудование:
- стандартный раствор Cr (VI) с концентрацией 1 мг\л (готовится
растворением 3,6 мг К2Сr2O7 и 10 мл
концентрированной H2SO4 в 500 мл
дистиллированной воды с последующим доведением объёма раствора до 1 л);
- раствор дифенилкарбазида (0,5 г на 200 мл ацетона);
- 0,18 М раствор серной кислоты (готовится растворением 10 мл
концентрированной кислоты в 500 мл дистиллированной воды с последующим
доведением объёма раствора до 1л);
- 3М раствор серной кислоты (готовится растворением 42 мл серной
кислоты в
150 мл дистиллированной воды с последующим доведением объёма раствора
до 250
мл);
- состав образцов воды для отбора проб (заранее готовятся учителем и
выставляются в классе в пронумерованных ёмкостях): № 1 и № 2 – 500 мл
водопроводной воды; № 3 -250 мл стандартного раствора Cr (VI) и 250 мл
воды;
№ 4 – 150 мл стандартного раствора Cr (VI) и 350 мл воды; № 5 и № 6 –
100 мл
стандартного раствора Cr (VI) и 400 мл воды
- раствор дихромата калия для опыта № 2 (готовится растворением 2 г
K2Cr2O7 и 20 мл концентрированной H2SO4
в 80 мл дистиллированной воды)
- раствор Na2SO3, пипетки, цилиндры
Ведущий:
В средства массовой информации поступил сигнал о том, что одно из
предприятий, расположенных в районе реки Волга, несанкционированно
сбросило в
реку сточные воды с повышенным содержанием хрома.
Вдоль реки расположены следующие предприятия.
(рисунок 1)
По инициативе экологов организована встреча, на которую приглашены
представители обозначенных предприятий, сотрудники кафедры Казанского
государственного медицинского университета, сотрудники и выездная
аналитическая
лаборатория кафедры неорганической химии химического факультета
Казанского
государственного университета.
Цель нашей встречи:
- получить исчерпывающую информацию о применении хрома и
патологическом
действии тяжёлых металлов на организм человека;
- обсудить методы нейтрализации хрома (VI);
- провести анализ проб воды, отобранных в обозначенных точках реки на
содержание хрома (VI);
- определить предприятие-нарушитель.
Попросим химиков познакомить нас с информацией о хроме.
Химики:
презентация
№1 по теме: «Хром»
Ведущий: Какую информацию подготовили медики о действии
тяжёлых металлов на
организм человека?
Медики:
презентация
№ 2 по теме: «Тяжёлые металлы. Влияние на организм
человека»
Ведущий: Поблагодарим медиков и попросим химиков познакомить
нас с
промышленными методами нейтрализации шестивалентного хрома.
Химики: Первый метод-разбавление загрязнённой воды до
допустимой
концентрации.
Второй метод-восстановление Cr (VI) в Сr (III), соединения которого
менее
токсичны (ПДК в питьевой воде - 0,5 мг\л), с последующим осаждением в
виде
нерастворимого гидроксида. На нём остановимся подробнее.
Можно использовать разные восстановители. Я продемонстрирую
восстановление
шестивалентного хрома сульфитом натрия и этанолом.
Опыт 1. К подкисленному раствору дихромата калия добавляем
раствор сульфита натрия.
Наблюдаем изменение окраски с оранжевой на зелёную, характерную для
соединений
Cr (III):
K2Cr2O7 + 3Na2SO3+
4H2SO4 = Cr2(SO4)3
+ 3Na2SO4 + K2SO4 + 4H2O
Опыт 2. К раствору дихромата калия (готовится растворением 2 г
K2Cr2O7 и 20 мл
концентрированной H2SO4 в 80 мл дистиллированной воды) по каплям
добавляю
этиловый спирт (примерно 10 капель), наблюдая изменение окраски:
3CH3CH2OH + K2Cr2O7
+ 4H2SO4 = 3CH3COH + Cr2(SO4)3
+ 7H2O + K2SO4
Эта реакция особенно интересна тем, что на её основе действовали
приборы
первых поколений для определения трезвости автомобилистов. Если подышать
в
трубочку, содержащую подкисленный раствор дихромата калия, то при
наличии паров
этанола в достаточной концентрации происходит восстановление хрома.
Окраска
меняется с оранжевой на зелёную.
Опыт 3. На втором этапе соединения Cr (III) осаждают в виде
нерастворимого
гидроксида, добавляя по каплям раствор щёлочи:
Cr2(SO4)3 + 6NaOH = 2Cr(OH)3
+ 3Na2SO4
Нерастворимый гидроксид хрома (III) затем отфильтровывается и
превращается в
промышленно важные соединения. Поскольку хром – ценный металл, метод
экономически оправдан.
Ведущий: Поблагодарим химиков за чёткий и наглядный ответ и
обратимся к
экологам. Насколько актуальна проблема состояния гидросферы в нашей
стране?
Экологи: В отчёте ВВФ «Живая планета отмечается, что система
пресной воды, в
том числе и питьевой, претерпевает острый кризис. Актуальна эта проблема
и в
нашей стране. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила
текущее
десятилетие десятилетием питьевой воды.
Решение проблемы удовлетворения потребностей человека в воде для
различных
целей связано с обеспечением её необходимого качества. Развитие
промышленности,
транспорта, перенаселение ряда регионов планеты привели к значительному
загрязнению гидросферы. Большая часть вод, участвующих в производстве,
полной
очистке не подвергается. Более того, именно в развивающихся странах, в
которых
нехватка пресной воды ощущается наиболее остро, 90-95% сточных вод и 70%
производственных отходов сбрасываются в воду в вообще необработанном
виде, что
загрязняет её имеющиеся запасы ещё больше.
По данным ВОЗ, около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с
неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями
санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют
хронические заболевания в связи с использованием загрязнённой воды. По
оценке
экспертов ООН, до 80% химических соединений, поступающих во внешнюю
среду, рано
или поздно попадают в водоисточники. Ежегодно в мире сбрасывается более
420
кубометров сточных вод, которые делают непригодными около 7 тыс.
кубометров
воды. Серьёзную опасность для здоровья населения представляет химический
состав
воды.
В связи с этим 22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея ООН
объявила 22
марта Всемирным днём воды. Цель этого праздника - привлечь внимание к
проблемам
нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального
использования
водных ресурсов. Каждый человек должен сделать всё возможное для
сохранения и
улучшения качества пресной воды, увеличения её количества для будущих
поколений.
Что касается шестивалентного хрома, то это один из токсичных
загрязнителей
окружающей среды. В аэрозольной форме он способен вызывать тяжёлые
поражения
кожного покрова, верхних дыхательных путей, рак лёгких. Токсическое
действие Cr
(VI) в питьевой воде менее изучено, но предположительно является таким
же
(значение ПДК в питьевой воде - 0,05 мг/л). Источником шестивалентного
хрома
могут быть предприятия, на которых применяются гальванические процессы,
стояки
водяного охлаждения, а также некоторые бытовые химикаты (красители,
чернила,
пищевые консерванты, фунгициды).
Ведущий: Итак, проблема состояния гидросферы актуальна.
Очистка бытовых и
промышленных стоков от загрязняющих веществ – одно из важнейших
направлений
современной природоохранной деятельности.
Сотрудники аналитической лаборатории провели анализ проб воды,
отобранных в
обозначенных точках реки на содержание шестивалентного хрома. Мы
попросим
заведующую лабораторией познакомить нас с методикой определения Cr (VI) и
с
результатами анализа.
Зав. лабораторией: Сначала мы готовим эталонные растворы, для
этого в шесть
пробирок под № 0, 1, 2, 3, 4, 5 вводим соответственно 0; 0,4; 1,0; 2,0;
4,0;
10,0 мл стандартного раствора хрома (VI) с концентрацией 1 мг/л и 10,0;
9,6; 9,0;
8,0; 6,0; 0 мл 0,18 М раствора серной кислоты. Пробирки закрываем
пробками и
тщательно перемешиваем встряхиванием. Затем в каждую пробирку добавляем
пипеткой
по 0,5 мл раствора дифенилкарбазида. Вновь встряхиваем и даём постоять 5
мин для
развития окраски.
При наличии спектрофотометра можно измерить оптическую плотность
эталонных
растворов на длине волны 540 нм и построить градуировочную кривую.
Однако
определить содержание хрома можно и визуальным сравнением окраски
исследуемого
раствора с эталонными.
Для выполнения анализа проб воды, отобранных в обозначенных точках
реки, в
пробирку помещают 10 мл исследуемого образца, добавляют 12 капель 3М
раствора
серной кислоты, 0,5 мл раствора дифенилкарбазида и дают постоять 5 мин
для
развития окраски. Затем интенсивность окраски сравнивают на глаз с
эталонными
растворами (№ 0, 1, 2, 3, 4, 5) и определяют примерное содержание хрома.
В образцах воды № 1, 2 Cr (VI) не обнаружено. Максимальным его
содержание
оказалось в образце №3, окраска раствора которого соответствует окраске
эталонного раствора также № 3.
Интенсивность окраски в образцах воды № 4, 5, 6 постепенно
ослабевает. Отсюда
однозначно следует, что виновником несанкционированного сброса в реку
сточных
вод с повышенным содержанием хрома является красильный цех, за что их
следует
привлечь к ответственности в судебном порядке.
Далее к образцу воды с повышенным содержанием Cr (VI) (№ 3) добавили
несколько капель сульфита натрия и провели аналогичный анализ.
Характерной для
этого образца воды окраски дифенилкарбазида не наблюдали, из чего можно
сделать
предположение об эффективности нейтрализации Cr (VI) методом
восстановления.
Ведущий: Предприятие – нарушитель определён. Получены
достаточно полная
информация о хроме и его соединениях, простейшие представления о том,
как
решается одна из важнейших задач современной природоохранной
деятельности –
очистка бытовых и промышленных стоков от загрязняющих веществ.
|