Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 04:02:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Обобщающий урок-игра в 8-м классе «Птицы»
06.06.2012, 18:47:45

Урок проводится по сценарию телеигры «Счастливый случай». В игре принимают участие две команды по 6 человек. Остальные ученики – болельщики. В жюри приглашаются учащиеся 9-го класса, хорошо знающие биологию.
На столах учеников – карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.) и ребусы.

1-й гейм

«Дальше... дальше»

(Вопросы сгруппированы по темам «Кровеносная система», «Пищеварение», «Дыхание», «Нервная система и органы чувств», «Размножение». Тема для ответов выбирается броском кубика.)

Кровеносная система

Вопросы первой команде

1. Описать путь крови по большому кругу кровообращения.
(Кровь из левого желудочка по артериям поступает ко всем органам, отдает клеткам питательные вещества и кислород, насыщается углекислым газом, превращается из артериальной в венозную и поступает по венам в правое предсердие.)

2. Какая температура тела у птиц?
(У птиц температура тела постоянная, около 41 °С.)

3. С одинаковой ли частотой сокращается сердце у разных птиц?
(Чем меньше птица, тем чаще бьется ее сердце. Например, у юрка, весом 13 г, сердце в покое сокращается 754 раза в минуту, а у голубя, весом 250 г, – 248 раз.)

Вопросы второй команде

1. Описать путь крови по малому кругу кровообращения.
(Венозная кровь из правого желудочка по легочным артериям поступает в легкие. Там кровь отдает углекислый газ и насыщается кислородом, превращаясь из венозной в артериальную. Потом по легочным венам поступает в левое предсердие.)

2. Почему у птиц постоянная высокая температура тела?
(У них очень высокий уровень обмена веществ.)

3. Чем кровообращение у птиц отличается от кровообращения у пресмыкающихся?
(У птиц четырехкамерное сердце и круги кровообращения полностью разделены. К органам поступает только артериальная кровь, насыщенная кислородом.)

Пищеварение и пищеварительная система

Вопросы первой команде

1. На доске приведена схема расположения органов пищеварения у птиц. В правильном ли порядке они указаны?
(Должно быть: рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, тонкий кишечник, прямая кишка.)

2. Каковы особенности строения желудка птиц?
(Желудок у птиц имеет два отдела: железистый, где пища переваривается под влиянием желудочного сока, и мускульный, где пища перетирается. В мускульном отделе есть камешки – они, как жернова, перетирают пищу.)

3. Какие особенности пищеварения птиц связаны с полетом?
(У птиц пища переваривается очень быстро, и непереваренные остатки, не задерживаясь, удаляются из кишечника.)

Вопросы второй команде

1. На доске перечислены органы пищеварительной системы птиц. Что происходит с пищей в каждом из этих органов?
(У некоторых птиц есть расширение пищевода – зоб. Он служит для накопления, набухания и частичного переваривания пищи под действием слюны. Далее пища размягчается и частично переваривается в железистом и перетирается в мускульном отделах желудка, затем переваривается и всасывается в кишечнике, куда поступают пищеварительные секреты из поджелудочной железы и печени.)

2. Какие функции выполняет слюна и как развиты у птиц слюнные железы?
(У птиц слюнные железы развиты по-разному, а у некоторых (например, веслоногих, ловящих добычу в воде) их нет. У дятла слюна клейкая – смачивает язык и помогает извлекать насекомых из щелей. Стрижи-саланганы строят из слюны гнезда, и местные жители употребляют их в пищу, т.к. в слюне саланган содержится много белка. У хищных и некоторых других птиц слюна смачивает пищевой комок и он легче скользит по пищеводу.)

3. Пьют ли птицы?
(Да, пьют. У них нет потовых желез, поэтому они не теряют воду с потом, но много влаги испаряется из легких при дыхании.)

Нервная система и органы чувств

Вопросы первой команде

1. С чем связана способность птиц выполнять в полете сложные движения?
(У птиц хорошо развит мозжечок, который отвечает за координацию движений.)

2. Почему куры хорошо видят днем, а совы ночью?
(В сетчатке глаза птиц есть светочувствительные рецепторы – колбочки и палочки. Колбочки позволяют различать цвета, но реагируют только на яркий свет. Палочки более чувствительны и обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Куры лучше видят днем, т.к. у них больше колбочек, а совы – ночью, т.к. у них больше палочек.)

Вопросы второй команде

1. В чем выражается сложное поведение птиц и с чем это связано?
(Сложное поведение птиц связано с тем, что у них хорошо развиты полушария переднего мозга. Птицы весной находят место для гнездования, ищут пару, строят гнезда, высиживают яйца, находят корм для птенцов, многие следят за чистотой в гнезде (выбрасывают скорлупу от яиц, помет, которые уносят подальшеот гнезда), совершают перелеты. Домашние птицы запоминают человека, который их кормит, место, где их содержат. Попугаев, галок можно научить произносить фразы.)

2. Что помогает совам хорошо слышать?
(У сов хорошо развиты оргaны слуха. Улавливать звук помогают кожные складки и перья, образующие лицевой диск. Они играют роль ушных раковин и концентрируют звуковые колебания.)

Процессы дыхания у птиц

Вопросы первой команде

1. Как птицы дышат в полете?
(У птиц имеется двойное дыхание. Поступающий воздух проходит через легкие в воздушные мешки, а при выдохе – поступает из воздушных мешков обратно в легкие. Во время полета при подъеме крыльев воздушные мешки растягиваются, и воздух с силой засасывается в них и в легкие.)

2. Как дышат птицы, когда ходят?
(В процессе дыхания при хождении принимают участие брюшные воздушные мешки, на которые давят верхние отделы задних конечностей.)

Вопросы второй команде

1. Как птица дышит в покое?
(Спящая птица дышит благодаря изменению положения грудины относительно грудных позвонков. Когда грудина опускается, объем грудной клетки увеличивается, воздушные мешки растягиваются, и в них всасывается воздух, который проходит через легкие. Когда грудина поднимается, воздух выталкивается.)

2. Какие еще функции выполняют воздушные мешки?
(Воздушные мешки облегчают вес птицы и охлаждают органы во время полета, при усиленной работе организма.)

Размножение

Вопросы первой команде

1. Дышит ли зародыш в яйце?
(Да, через поры в скорлупу проникает воздух, он накапливается в воздушной камере.)

2. Почему яйца, предназначенные для хранения, не рекомендуют мыть?
(Смывается надскорлуповая оболочка, предохраняющая яйцо от проникновения микроорганизмов, которые могут вызвать его порчу.)

Вопросы второй команде

1. Из чего развивается зародыш?
(Зародыш развивается из зародышевого диска.)

2. Какую функцию выполняют белок и желток?
(Желток – источник пищи и частично воды, белок выполняет защитную функцию, предохраняет желток от механических повреждений и служит основным источником воды.)

2-й гейм

«Заморочки из бочки»

1. Кто дважды родится?
(Птица. Сначала на свет появляется яйцо, затем из яиц выходят птенцы.)

2. Каких птиц разводят для получения яиц?
(Кур, перепелов. Их яйца употребляют в пищу. Яйца перепелов имеют целебные свойства. Яйца уток, гусей не рекомендуют употреблять в пищу, т.к. они могут содержать возбудителей заболеваний.)

3. Небольшая птичка в небесах порхает,
Гнездышко-кувшинчик сверху охраняет.
Если ж она низко у земли летает,
Это значит птичка дождик предвещает.

(Ласточка.)

Лишь только вечер на землю спустился,
Все стихло вокруг, стоит тишина,
Ее нарушает песнь маленькой птахи,
От звуков которой пылает душа.

(Соловей.)

4. Какие приспособления к полету имеются в строении скелета птицы?
(Кости черепа срослись, позвонки туловища срослись неподвижно. Это помогает в полете держать туловище горизонтально. Шейные позвонки соединены подвижно. Это помогает птице осматривать пространство вокруг. Кости наполнены воздухом.)

5. Почему у птиц нет мочевого пузыря и мочеточники открываются в клоаку?

(Это уменьшает вес птицы – моча не задерживается в организме. Кроме того, у птиц образуется не мочевина, а мочевая кислота, которая быстро выпадает из раствора и могла бы закупоривать выходящие из мочевого пузыря протоки.)

6. Какая птица может бегать под водой?
(Оляпка. Она ловит насекомых, червей и даже мальков рыб на дне водоемов, а ест их на берегу.)

3-й гейм

«Темная лошадка»

1. Студент получил задание вести наблюдение за хищной птицей. Взобравшись на дерево и засунув руку в гнездо, он вытащил из гнезда рыбу. Какой птице принадлежит гнездо?
(Гнездо принадлежит скопе. Это крупная хищная птица, питающаяся только рыбой. В поисках добычи она парит над водой. Заметив рыбу, бросается и хватает ее, иногда погружаясь в воду. Также рыбу приносят в гнездо орланы.)

2. Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(В феврале–марте выводит птенцов клест, т.к. он выкармливает их измельченными семенами ели и сосны. Летом шишки ели и сосны раскрываются, семена осыпаются, и для клеста мало корма.)

4-й гейм

«Ты мне, я тебе»

Вопрос капитана первой команды

Странствующий альбатрос самая крупная летающая птица. Замечено, что численность самок снижается больше, чем самцов. Чем это объяснить?
(Более крупные и сильные самцы в поисках пищи летят на юг, к полярным льдам, а самки – на север. Предполагают, что такое разделение снижает пищевую конкуренцию. Однако на севере промышляют рыболовецкие суда, и много самок гибнет, попадая на крючки переметов.)

Вопрос капитана второй команды

Большинство птиц для выведения потомства объединяются в пары. А вот автралийские клушицы, живущие в сухих эвкалиптовых лесах, объединяются в группы от 4 до 20 особей. Да еще воруют птенцов друг у друга. Для чего они это делают?
(Земля в саваннах в засушливый период твердая. Клушицы клювом роют норы глубиной до 20 см и достают жуков. Это очень трудоемкая работа. В выкармливании следующего выводка родителям помогают старшие птенцы. При случае клушицы сманивают и старших птенцов из других выводков – чтобы использовать их в качестве помощников.)

5-й гейм

«Кто быстрее»

1. Как называются птенцы, которые появляются на свет зрячими, опушенными, готовыми следовать за матерью? (Выводковые.)

2. Как называются птенцы, которые появляются на свет голыми, слепыми, беспомощными? (Птенцовые, или гнездовые.)

3. По каким сосудам кровь течет к сердцу? (По венам.)

4. По каким сосудам кровь течет от сердца? (По артериям.)

5. Какая кровь в правом желудочке? (Венозная.)

6. Сколько камер в сердце у птицы? (Четыре.)

7. Какая кровь в левом желудочке? (Артериальная.)

8. Как называется кончик стержня пера? (Очин.)

9. Как называются птицы, не образующие в период размножения устойчивые пары (самец и самка)? (Моногамные.)

10. Как называются птицы, оформленных пар в брачный сезон не образующие? (Полигамные.)

11. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

Ребусы


Отгадать названия птиц и рассказать о них.
(Рябчик, перепелка.)

На этом конкурс заканчивается. Жюри подводит итоги. Учащиеся в это время прослушивают пластинки «Голоса птиц».
Болельщики отвечают на те вопросы, на которые не смогли ответить члены команд, отгадывают ребусы.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Олівець | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 1851 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.3/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0