ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
29.11.2010, 21:18:12
Важнейшим показателем качества
образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот
показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного
ученика. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков
чрезвычайна важна для образовательного учреждения и для учителя, и для каждого
ученика. Оценка необходима, так как она стимулирует не только успеваемость, но
и такие качества детей, как честолюбие, способность практически подходить к
достигнутому. Любая оценка, которую ученик считает справедливой, сказывается на
его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем.
Личность всегда нуждается в социальной оценке, в какой бы форме она не
выражалась.
Проверка знаний, умений и
навыков, достоверная их оценка дают необходимую информацию для организации
учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависят
качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных
задач. Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности учеников и
соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при
использовании пятибалльной системы. Ограниченность её возможностей не позволяет
объективно оценить действительную степень обученности учащихся по предмету.
Зачастую учителя вынуждены использовать суррогатную школу (5; 5-; 5+; 4+; 4++ и
т.д.) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности.
Пятибалльная шкала не отражает реальной картины учебных достижений учащихся.
Именно поэтому в нашей школе используют для эффективного и объективного оценивания
десятибалльную систему. Данная шкала оценивает достижение ученика, а не его
недостатки.
Важным для оценивания
достижений учащихся является учет критериев оценивания. Критерии оценивания
учащихся распределяются следующим образом.
Оценка не кнут и не пряник, а
просто показатель интеллектуального роста. Оценочная шкала - измерительный
инструмент, а десятибалльная шкала более точный инструмент, чем пятибалльная, и
погрешность измерения при её использовании меньше. Это нами доказано на
практике.
Наша шкала не всегда была
такой именно. В 2001, 2002 и 2003 гг. она была иной. И в этом учебном году
шкала претерпит изменения в зависимости от того, какими по степени обученности
придут десятиклассники,но никогда она
не претерпевала снижение уровня требований, наоборот, требования к умениям и
навыкам учащихся становились выше, строже. Данная шкала доступна учащимся и их
родителям. Для учащихся 10-х классов это одна шкала, а для 11-х классов другая.
Использование десятибалльной
шкалы на практике позволило нам:
прийти к более или менее
единому уровню требований при оценке степени обученности старшеклассников;
преодолеть синдром боязни
отрицательных оценочных суждений и отрицательных оценок типа «2», т.к. в нашей
шкале они все являются положительными и их надо все-таки определенным образом
заработать;
ликвидировать необоснованные
притязания учащихся и родителей к оценке обученности
на основе понятной им методике оценивания.
Рассмотрим таблицу 1 «Соотношение десятибалльной и пятибалльной шкал».
Она необходима,
т.к. пятибалльная шкала никем не отменена. Особенность десятибалльной
шкалы в том, что она легко сопоставима с 25-балльной шкалой и 100-балльной
шкалой. Т.к. итоги внешней экспертизы учащихся оцениваются по 100-балльной
шкале, мы разработали таблицу соотношения шкал. Таблица соотношений шкал подвижная,
она способна претерпевать изменения.
Мы знаем, очень важно каждому
учителю владеть методами и приемами объективного измерения уровня учебных
достижений. Инструментом, способным дать необходимую качественную информацию об
уровне обученности, является тест школьной успеваемости. Тест выполняет
многократные функции: контролирующую, диагностическую, обучающую,
прогностическую, развивающую и воспитывающую. Являясь неотъемлемой частью
системы контроля, тестирование используется в целях и внешнего и внутреннего контроля. Тестовый контроль содействует и выявлению
уровня учебных достижений, и эффективному научному управлению
учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому наша шкала разработана
специально для оценивания знаний учащихся при выполнении тестовых работ.
В режиме школы - 4 мониторинговых процедуры. В календарно-тематическом плане
учителя еще 4 промежуточных теста.
В конечной оценке учебного
процесса ученик должен точно увидеть:
какими должны быть его успехи
в усвоении учебного материала в целом;
на каком уровне он усвоил
материал, каковы его умения и навыки;
удалось ли ему продвинуться
вперед в повышении своих результатов в учебной деятельности.
Для педагогов 10-балльная
система по сравнению с 5-балльной дает больше возможностей показать ученикам
нюансы в его учебной деятельности, а промежуточные положения «недостаточно
хорошо», «хорошо» призывают ученика постараться, чтобы получить «хорошо» и
«очень хорошо», «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз,
показывает, что такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем
5-балльная система, не говоря о большей точности 10-балльной системы. Она
позволяет учителю дать объективную оценку ЗУН учащихся, т.к. в ней отражены
основные показатели для оценки знаний и количество баллов, соответствующих
каждому показателю. В отличие от 5-балльной здесь достаточно детально выделены
показатели оценочной деятельности, ЗУНы, которыми должен обладать ученик, и
показана взаимосвязь с 5-балльной шкалой.
Применение 10-балльной шкалы
поможет детально проследить за степенью продвижения ребенка, доказательно
оценить его обученность. Значит, будет способствовать быстрой ликвидации
пробелов в знаниях и укажет перспективу дальнейшей работы с ребенком.
Использование 10-балльной шкалы показало, что повышается достоверность и
надежность процедуры определения фактической степени обученности учащихся;
повышается качество образования в целом, на основе точного определения,
достигнутых результатов, что позволяет более успешно продвигаться вперед «слабым»
учащимся; усиливается положительная мотивация, дисциплинированность и
организованность, активность и результативность учебной деятельности учащихся и
уровень развития их учебных умений и навыков.
К выпускным экзаменам у наших
учащихся уровень тревожности невелик. Они уверены в том, что
на экзамене (ЕГЭ) неожиданностей не будет: они получат или ту оценку, которую
получали на обычных и контрольных мониторинговых процедурах, или выше. Что
подтверждается итогами ЕГЭ уже в течение нескольких лет.
Таблица 1
Критерии оценивания тестов:
соотношение 100-балльной шкалы, 10-балльной и 5-балльной