Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия. Задачи: 1.Ученики узнают значения новых слов,познакомятся с новым произведением, осмыслят его идею. 2. Ученики будут анализировать, рассуждать, сравнивать. 3.Ученики, работая в группе, будут учиться взаимоуважению и взаимопониманию
Оценка: 1.Ответы на разноуровневые вопросы 2.Дневник Двойной Записи, составление ассоциативной карты 3. Наблюдение за работой в группах
Методы: трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, ассоциативная карта Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С.
Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба
человека» Ход урока I.Организационный момент: учащиеся поделены на группы. II. Побуждение 1. Слово учителя. Послушайте, пожалуйста, притчу:
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал,
как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей
собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не
человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за
свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы
его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить
надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка,
то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что
назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь.
Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть
настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она –
человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с
внешностью, похожей на человека, значит человек?»... А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах. Выслушивание ответов (Составление ассоциативной карты к словосочетанию «Настоящий человек») Слайд №1
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь
огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»
Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное
время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой,
Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв
страницы его рассказа «Судьба человека» (Слайд №2) Откройте тетради
и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце
урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова?
Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? На эти вопросы мы ответим в конце урока. (Слайд № 3) Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком Гёте ІІІ. Реализация 1.Слово учителя: послушайте историю создания рассказа. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа) 2. Словарная работа: (Слайд № 4) Неизбывная- не проходящая Спорится –удаётся Подлючность- подлость Закипела слеза-стало жаль до слёз Засеменил- пошёл мелкими шагами 3. Беседа - Кто является главным героем рассказа? - От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 5 «Всреча с автором») - Кому он поведал историю своей жизни? -Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор? -Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиия) Как вы думаете, для чего этот прием использован? -Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте. (Слайд №6 «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...») Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят? -Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова - На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три: до войны, во время войны и после войны) 4. Анализ эпизода «Мирная жизнь» (Слайд № 7: «Семейное счастье») - Как жил наш герой до войны? -Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему? -Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные
слова и выражения, в правой колонке объясняют почему эти слова важны. Важные слова Почему? работа кипела в руках, Не хуже других, Дети радовали, Чего ещё надо, всё в порядке
Чтение ДДЗ. -Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах. Выслушивание ответов. ( Семейное счастье) 5. Анализ эпизода «Война» Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея? -Как начинается его фронтовая жизнь? -Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это. -Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу? Работа над ДДЗ Важные слова Почему? Не охотник на жалобных струнах играть, Вся держава на них держится, На то ты и солдат Я должен проскочить Чтение ДДЗ. Озаглавливание части (Верность долгу) 6. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 9) Слово учителя: -Как А.Соколов попадает в плен? По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви? -С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде? Работа в группах –заполнение ДДЗ (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя) 1 –доктор, 2- Крыжнёв 3-А.Соколов Важные слова Почему? 1- товарищ, ты не ранен, Я-военврач, он и в плену выполнял своё великое дело... 2- Я первый укажу на тебя, своя рубашка..., товарищи остались за линией фронта 3-озноб колотит от подлючности, хотелось руки помыть, мордастый, пойдём товарищ Чтение ДДЗ Беседа: -Какими эпитетами характеризует А.С. Крыжнёва и молодого лейтената? -Как называется такой художественный приём? -Что такое антитеза? Слово учителя: Какова же жизненная позиция А.Соколова? В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим Озаглавливание части (Плен) 7.Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № 10 «Поединок с Мюллером») Слово учителя: Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером. Беседа: -Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов? -Какую сцену видит Соколов? -Что предложил ему Мюллер? -Как повёл себя наш герой? Почему? Чтение по цепочке (Стр.210) -Кто же победил в данном поединке? Озаглавливание части (Победа) Беседа: -Смирился ли А.Соколов с участью пленного? -Что ожидало его после плена? -Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние (стр.214) (Слайд № 11«Потеря близких») 8. Анализ эпизода «Встреча с Ваней» (Слайд № 12-14 «Встреча с Ваней») Беседа: -Почему А.Соколов решает уехать из Воронежа? -Кого он встречает в Урюпинске? Просмотр видео ( http://www.youtube.com/watch?v=9aGDhembtyg) (Психологическая пауза) Беседа. -Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему? Озаглавливание части (Вновь обретённое счастье) 9. Анализ финала рассказа (Слайд № 15 «Прощание с героями») Выразительное чтение эпизода учителем Беседа: -Как вы думаете, выдюжит ли А.Соколов? -Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему? -Что их ждёт впереди? IV.Рефлексия 1.Возвращение к ассоциативной карте: -В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек? -Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему? -Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»? 2.Формулирование темы урока. 3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа. 4.Возвращение к притче. 5.Заключительное слово учителя -Урок хотелось бы закончить словами... V. Домашнее задание: написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?» VI. Комментированное выставление оценок
|