ЦЕЛИ: 1. Продолжить изучение темы «Картины неба в литературе»; выяснить, какое место занимает солнце в жизни человека, и что ассоциируется у людей с понятием «солнце»;
2. проанализировать стихотворения А.Пушкина, И.Бунина, А.Белого о
солнце, сравнить образы, представленные авторами и те чувства, которые
вызывает у них образ дневного светила; 3. развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства, выразительно читать и анализировать стихотворения; развивать творческие способности учащихся, работу над творческими проектами; 4. воспитывать интерес к искусству слова. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Здравствуйте.
Задумывались ли вы, почему небо всегда притягивало взгляды и мысли
людей с древнейших времён? Почему в небе человек всегда искал ответы на
свои вопросы, сверяясь с небесными светилами? Что притягивало человека,
как вы думаете? (ответы учащихся) Сегодняшним уроком хотелось бы
продолжить тему «Художественная картина неба в литературе». Я прочитаю
вам небольшой отрывок из стихотворения, а вы догадайтесь, о чём именно у
нас сегодня пойдёт речь. (К красну солнцу наконец Обратился молодец. "Свет наш солнышко!) Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? (ответ ребят)
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит с вами окунуться в необыкновенный
мир художественной литературы и посмотреть, каким видят солнце разные
авторы, что представляют, говоря об этом небесном светиле. II. Работа по теме.
1. Давайте мы с вами сначала немного поиграем. Каждая группа получила
части солнца в виде паззлов. Необходимо сложить части так, чтобы
получилось солнце. Но есть одно условие: на каждом кусочке солнышка
каждый из вас напишет, какие ассоциации рождаются у вас при слове
«СОЛНЦЕ». Причём первая группа использует только имена существительные,
вторая группа – прилагательные, а третья группа – глаголы. (ребята по группам складывают солнышки, анализируют полученные ассоциации) В тетрадях запишем ассоциации.
2. Как мы увидели, солнце воспринимается нами как нечто светлое, яркое,
тёплое. Это источник жизни, света, движения. Оно греет нас, помогает в
делах и радует. А давайте вспомним, как воспринимали солнце древние
люди, какие образы рождались у них при виде дневного светила. Скажите,
пожалуйста, где мы читали об этом? (в мифах) (слайд-презентация «Солнце в
мифологии», подготовленная учащимися) 3. А сейчас давайте посмотрим, как воспринимается солнце разными людьми, какие образы рождает. Что такое солнце Солнце - монетка, - скупой проворчал. Нет, сковородка! - обжора вскричал. Нет, каравай, - хлебопёк произнёс. Компас, - сказал убеждённо матрос. Солнце - звезда, - астроном объявил. Доброе сердце, - мечтатель решил.
Вы получили опережающее домашнее задание по группам: ознакомиться с
представленными в учебнике стихотворениями, понять, что хотел выразить
автор и поделиться своими впечатлениями и ощущениями от стихотворений. Учащиеся представляют свои домашние работы в группах: А) краткая справка об авторе стихотворения; Б) выразительное чтение стихотворения наизусть; В) какие мысли и чувства хотел выразить автор; Г) какие чувства у вас вызвало чтение этого стихотворения; Д) защита иллюстрации к стихотворению. Записи в тетрадях:
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» пронизано жизнерадостным
настроением, автор рисует чудесный зимний пейзаж: ярко светит солнце на
чистом голубом небе, снег сверкает и переливается, всё вокруг сияет и
играет, озарённое живительными и ласковыми солнечными лучами. В
стихотворении И.А.Бунина предстаёт совсем иной пейзаж – летний. Поэт
изображает картину постепенного пробуждения природы после ночного сна.
Солнце ещё не взошло, но скорое появление его чувствуется в зрительных,
звуковых образах, образах-запахах и образах-ощущениях. В
стихотворении А.Белого «Солнце» золотые лучи очищают души людей от зла.
Не случайно образ солнца связан в стихотворении с образом огненной розы –
цветком солнца, символом изящества и совершенства. 4. Спасибо,
ребята, вы очень хорошо подготовились. А сейчас давайте послушаем ещё
несколько отрывков из стихотворений разных поэтов о солнце. 1 ученик: Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы. Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. 2 ученик: Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной. 3 ученик: Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц. 4 ученик: Звёздного неба свод Вот – расцветает зарёй; Жёлтое Солнце встаёт Над золотою Землёй. Воин копьё и щит Поднял над головой; Жёлтое Солнце царит Над золотою Землёй. 5 ученик: Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно, Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. 6 ученик: Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. (во время чтения учащимися стихотворений на интерактивной доске показываются слайды с видами солнца, солнечного дня и т.п.)
5. Вы увидели, как красиво бывает солнце в стихотворениях, и как
красиво оно в природе. Может быть, именно поэтому многие страны решили
использовать в своих государственных символах – флагах и гербах солнце.
Об этом нам расскажет ученица, подготовившая проект. (Проект «Образ
солнца в государственной символике разных стран») 6. Люди всегда
обращались к солнцу с различными просьбами. Поэт В.В.Маяковский в своём
стихотворении «Разговор с солнцем» беседовал с небесным светилом о том,
что его волнует. А современный поэт Липенков написал такой гимн солнцу:
О, Благое Солнце, Одари нас радостью, Одари нас любовью, Озари нас Светом Своим, Слава, Слава, Слава Тебе! Мир и счастье всему живому!
А о чём бы вы попросили солнце, если бы могли к нему обратиться? Что бы
вы сказали ему, чем бы поделились? Попробуйте сейчас (в группах)
составить обращение к солнцу. Это может быть просьба, а может быть
благодарность. Учащиеся записывают в тетрадках и зачитывают своё обращение к солнцу. III. Домашнее задание: стр. 138-142 прочитать рассказ А.Грина «Пропавшее солнце», ответить на вопрос № 3(творческий) стр.143. IV. Итоги урока:
А сейчас подведём итоги нашего урока. Понравился ли вам урок? Что
заинтересовало вас? Что заставило задуматься? (рефлексия учащихся) Хочется вернуться к нашему эпиграфу и закончить урок строчками из стихотворения К.Бальмонта: Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь ... Я буду петь о Солнце…
|