Эпиграф: И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и
всему, что ползает на земле, Я дал живую душу. (из Священного писания) Там, где находится лошадь, там не бывает нечистой силы"(Казахская пословица) "Тот, кто бьет лошадь, может ударить и друга"(Арабская пословица) Цели: Углубить понятие об образе природного мира. Помочь учащимся уяснить различия в изображении лошади и коня в литературе. Познакомить учащихся со стихотворениями Б.Слуцкого «Лошади в океане», И.Бродского «В тот вечер возле нашего огня…» Научить учащихся сопоставлять художественные тексты, выявлять своеобразное видение природы каждым автором. Воспитывать нравственные чувства, чувства сострадания, прививать интерес к чтению.
Оборудование. Портреты Б.А. Слуцкого, И.А.Бродского на доске,
иллюстрации с изображением лошади и коня, фотоклип « Рыжий остров» гр. «
Рок-Острова». Ход урока: Вступительное слово учителя. Дома вы
прочитали вступительную статью учебника об изображении домашних
животных в художественной литературе. Вы знаете, чем лошадь отличается
от коня. ( Лошадь – помощница человека в труде, хозяйстве, труженица;
конь - боевой спутник воина). Вы сравнили изображение лошади в
стихотворении Н.А.Некрасова «До сумерек» и лошади из отрывка романа
Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Сегодня мы познакомимся с
творчеством поэтов 20 века, которые выразили свое отношение к этим
животным. I.Сообщения учащихся о творчестве Б.Слуцкого. Борис
Абрамович Слуцкий (7 мая 1919— 22 февраля 1986, Тула) — русский
советский поэт. Слуцкий родился в городе Славянске, в семье служащего.
Учился в Харькове. В 1937 году переехал в Москву. Учился в Московском
юридическом институте 1937—1941 и одновременно в Литературном институте
им. Горького. В 1941 году опубликовал первые стихи. 1941 год-начало
Великой Отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну
солдатом, заканчивает майором. На фронте был тяжело ранен. Борис Слуцкий
был четырежды награжден боевыми орденами и закончил войну в Австрии.
Первая книга стихов — «Память» (1957). Автор поэтических сборников
«Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные
истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971), «Доброта дня» (1973),
переводов из мировой поэзии. История создания стихотворения «Лошади
в океане». Это стихотворение Слуцкий написал в 1950 году на основе
реальных событий. Трагедия произошла в Атлантическом океане. ( Чтение
материала учебника « Русская словесность. 7 класс», страница 193).
Стихотворение поэт посвятил публицисту Илье Эренбургу. Словарная работа. Трюм— пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и нижней палубой (или платформой) Трюм используется для размещения грузов (на грузовых судах), запасов, балласта, а также судовых механизмов.
Шлю́пка — общее название малого беспалубного мореходного судна для
транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава
на воде. Чтение и анализ стихотворения «Лошади в океане». Понравилось ли стихотворение? Какие чувства оно вызвало?
Почему автор использует просторечные выражения «тыща» вместо «тысяча»,
«нету» вместо «нет»? Эту трагическую историю рассказывает простой
человек, который тяжело переживает гибель лошадей. Почему автор
называет лошадей «рыжим островом»? Их много, они сбились в кучу, по
масти рыжие и поэтому в океане кажутся островом. Как поэт относится к
тому, что произошло на корабле «Глория»? С горечью автор рассказывает о
безысходности ситуации. Как спасались люди? Почему автор говорит «в
шлюпки влезли»? Влезли - торопливо, без оглядки, думая только о себе. С
презрением и негодованием говорит автор о бегстве людей. Как
спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель? Что
почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? Чему
возражали кони? Против предательства, бесчеловечного отношения к ним
людей. Кто их топил? Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?
Кричали о помощи, взывали к состраданью. Что хотел показать автор этим повторением? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). Прочитайте это стихотворение, отметьте паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение.
Работа в парах. Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы
вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и
настроение. Слово учителя. Это стихотворение никого не оставляет
равнодушным, Виктор Берковский, известный бард, написал к нему музыку.
Песня эта стала настолько популярной, что многие, долгое время считали
её народной, «дворовой». Любой, кто умел играть на гитаре, старался её
выучить и спеть в кругу своих друзей. И сейчас эта песня звучит на
концертных площадках в исполнении как известных, так и начинающих
певцов, артистов. Послушаем группу « Рок-Острова», посмотрим фотоклип « Рыжий остров» II. Сообщения учащихся о творчестве И.Бродского
Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996,
Нью-Йорк) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик,
лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в
1991—1992 годах. Поэзию писал преимущественно на русском языке, очерки -
на английском. Один из крупнейших русскоязычных поэтов XX века.
Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет. Одним из решающих
толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. Чтение и анализ стихотворения И.Бродского «В тот вечер возле нашего огня…».
Какое впечатление производит на вас конь? Гордый, сильный, одинокий
(«…он к нам не приближался ни на шаг…» Как вы понимаете выражение «
спина его, не знавшая седла»? Независимый конь, не обузданный человеком.
Зачем автор использует черный цвет? Конь вызывает у читателя какой-то
мистический ужас. Абсолютно чёрный конь с белыми зрачками выглядит как
негатив фотоснимка. Мы знаем другое значение слова «негатив» -
отрицательный. Некоторые литературоведы считают, что чёрный конь у
Бродского - воплощение смерти. «Он всадника искал себе средь нас» -
искал жертву. ( Эту информацию учитель может и не сообщать учащимся из
этических соображений.) Если останется время, можно поработать над художественные особенностями стихотворения. 1. Выделите сравнения. Установите структуру и функции сравнений. 2.Назовите метафоры, приведите примеры анафоры (повторение начальных слов, фраз), аллитерации ( повторение согласных звуков). 3. Какова роль имени прилагательного, обозначающего черный цвет, в тексте?
Как изображают поэты животных? Какие цвета используют? У Слуцкого
рыжий, гнедой - цвет тёплый, солнечный. У Бродского чёрный, мрачный,
цвет ночи. «Добрые морды» лошадей у Слуцкого, страшный конь у Бродского
«Ёще страшнее был его зрачок». Если жизнь лошадей у Слуцкого зависит от
людей, то конь Бродского сам выбирает себе всадника. Какой вывод
можно сделать? У поэтов разное видение животных, поэтому лошади Б.
Слуцкого вызывают у читателей чувства сострадания и жалости, а конь
Бродского - уважение , признание его независимости. III. Итог урока. Что поняли? Что почувствовали? Чему научились? IV. Домашнее задание: выучить на выбор стихотворение из раздела.
|