Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 17:26:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Кальций: строение атома, получение, свойства, важнейшие соединения и их значение
14.01.2011, 13:08:59

Подготовка к занятию начинается с аналитического этапа деятельности учителя. Во-первых, он позволяет определить уровень сложности урока. Как известно, учащиеся с математическими способностями быстрее и лучше усваивают химические знания, умения и навыки по сравнению с гуманитариями. Уровень трудности занятия в математических и гуманитарных классах (при одинаковой нагрузке по данному предмету) необходимо согласовывать с реально достижимыми целями и задачами, чтобы избежать информационной перегрузки и стресса, связанного с неспособностью восприятия материала. Во-вторых, на данном этапе учитель выявляет валеологический потенциал темы. Изучая свойства кальция и его соединений, можно рассмотреть физиологическое значение элемента, применение в медицине его важнейших соединений (хлорида кальция, гипса).
В ходе конструктивного этапа подготовки учитель определяет содержание материала, задач, упражнений, творческих проектов, направленных на формирование здоровьеориентированного сознания учащихся. Теоретический материал, помимо основной, может включать и дополнительную информацию. Например, следующую: элемент кальций – пятый по количеству из присутствующих в человеческом организме минеральных компонентов. Его основная роль – участие в формировании скелетной системы, в которой и сосредоточено 99% всего содержащегося в нашем организме кальция. Оставшийся 1% играет важнейшую роль в свертывании крови, передаче нервных импульсов. Кальций нужен для роста костей и зубов. Хлорид кальция применяют как успокаивающее средство при неврозах, при бронхиальной астме, туберкулезе. Жженый гипс получается путем прокаливания при 150–1800С природного гипса CaSО4х2Н2О. При замешивании с водой он быстро твердеет и опять превращается в кристаллический гипс. На этом свойстве основано его применение в медицине для повязок при переломах костей.
Педагог подбирает методы изложения темы, виды учебной деятельности детей, типы задач и упражнений, демонстрационных и лабораторных опытов. Результатом работы будет план-конспект (модель) урока.
Организационно-исполнительный этап,
или собственно урок, включает реализацию на практике своей модели занятия с соблюдением гигиенических норм, чередованием методов и видов учебной деятельности, формированием в классе благоприятного психологического климата.
Оборудование: набор химических реактивов (индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин; штатив, вода дистиллированная, индикаторная шкала, карбонат натрия кристаллический).

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний и мотивация исследовательской деятельности

– Вспомните и назовите важнейшие химические элементы нашего организма.
Макроэлементы – элементы, которые содержатся в клетках в больших количествах: углерод, водород, кислород, азот – в сумме они составляют 98%. Около 2% составляют элементы: сера (в составе белков), натрий, хлор, магний, кальций, калий (в виде ионов входят в цитоплазму, кровь, межклеточную жидкость), фосфор (является важнейшей частью нуклеиновых кислот).
В каких важнейших физиологических процессах нашего организма участвуют ионы кальция?
Кальций – жизненно необходимый элемент. В организме взрослого его содержится около 2%, причем 99% всего кальция находится в форме различных фосфатов в костях и зубах. Наличие ионов кальция требуется для обеспечения нормального свертывания крови. Недостаток элемента вызывает размягчение и хрупкость костей.
– Из вашего жизненного опыта, уроков здоровья вспомните симптомы, которые указывают на недостаток кальция в организме человека.
Классическими симптомами недостатка кальция являются: ломкость ногтей, сухость волос, проблемы с зубами, мышечные судороги, отложение солей в суставах.

Решение расчетной задачи.

Я предлагаю вам выяснить, регулярное употребление каких продуктов позволит избежать потери организмом элемента кальция и всех тех заболеваний, которые вы назвали. (Условие задачи – на доске.)

Задача

Кальций человек получает из продуктов питания – таких, как творог, сыр, молочные продукты, квашеная капуста. Организм начинает терять этот элемент при потреблении его менее 400 мг в сутки.
Примерное содержание кальция в 100 граммах сыра – 1200 мг, в 100 граммах творога – 160 мг, а в 100 граммах рыбы – 40 мг. Регулярное употребление какого количества каждого их этих продуктов полностью удовлетворит суточную потребность вашего организма в ионах кальция? (Учащийся решает у доски.) Ответ: 33 г сыра, 250 г творога, 1 кг рыбы.

Вывод. Если в ваш ежедневный рацион будет входить всего 33 г сыра, это полностью покроет суточную потребность в кальции.

Другие расчетные и экспериментальные задачи могут быть следующего содержания:
1. Ломкость ногтей, сухость волос, проблемы с зубами являются классическими симптомами недостатка кальция. Организм начинает терять этот элемент при потреблении его менее 400 мг в сутки. Кальций человек получает из продуктов питания – таких, как творог, сыр, молочные продукты, квашеная капуста. Примерное содержание кальция в 100 граммах сыра – 1200 мг, в 100 граммах творога – 160 мг, а в 100 граммах рыбы – 40 мг. Вычислите массовую долю элемента в 100 г каждого из этих продуктов. Регулярное употребление, какого из них полностью удовлетворит суточную потребность вашего организма в ионах кальция?
2. В зубах, так же как и во всех костных структурах нашего организма, происходит постоянный обмен минеральных солей. Кальций является основным компонентом эмали зуба, обеспечивающим твердость. Ионы кальция попадают в организм из воды и продуктов питания. Слюна в норме имеет слабощелочную среду. Но кислоты, поступающие с пищей, «нападают» на зубы и разрушают минеральные вещества, отвечающие за их твердость.
3. Определите опытным путем, как яблочный сок изменяет окраску лакмуса и фенолфталеина. Объясните происходящие явления. Яблочный сок содержит витамины, необходимые нашему организму, – следовательно, он должен входить в ваш рацион питания. Но каков характер воздействия этого напитка на зубную эмаль? Как уберечь зубы от разрушительного действия яблочного и лимонного соков, кока-колы и других напитков, содержащих кислоты? (Красный цвет лакмуса и бесцветный фенолфталеин свидетельствуют о кислотной реакции среды, в которой эмаль зубов становится мягкой и легко подвергается эрозии, в результате потери Ca2+).)
Подросткам, интересующимся химией, можно предложить творческий проект на тему «Кальций и здоровые зубы».

II. Постановка проблемы исследования

1. Определение темы исследования.

Весной, как никогда, мы нуждаемся в витаминах. Их источниками являются фрукты, овощи и продукты их переработки, например, соки, нектары, компоты. Чтобы поддержать свой организм витамином С, я купила 100-процентный апельсиновый нектар торговой марки «ДА!». Он немного дешевле других марок аналогичного товара, на упаковке имеется информация об отсутствии консервантов. А в составе продукта значится, кроме сахарного сиропа и лимонной кислоты (регулятора кислотности), аскорбиновая кислота (витамин С). Прочитав состав, я задумалась. Каков характер воздействия этого напитка на зубную эмаль?

2. Выдвижение гипотезы.

В зубах, точно так же как и во всех костных структурах нашего организма, происходит постоянный обмен минеральных солей. Кальций является основной составляющей эмали зуба, обеспечивающей его твердость. Слюна в норме имеет слабощелочную среду. Но компоненты, содержащиеся в этом напитке, определяют кислую реакцию его среды – следовательно, будут разрушать минеральные вещества, отвечающие за твердость.

3. Проверка гипотезы, лабораторная работа.

– Определите опытным путем, как апельсиновый сок изменяет окраску индикаторов – метилового оранжевого и фенолфталеина. Цвет полученных растворов сравните с индикаторной шкалой. Объясните происходящие явления. Как вы считаете: каковы последствия воздействия этого напитка на эмаль зубов? (Розовый цвет лакмуса и бесцветный фенолфталеин свидетельствуют о кислотной реакции среды, в которой эмаль становиться мягкой и легко подвергается эрозии, в результате потери Ca2+). )
– Чтобы проверить, насколько натурален сок, нужно прокипятить его с ложкой соды (метод работает для напитков коричневых, зеленых или желтых по цвету). Если сок останется прежнего цвета – перед вами достижение химической промышленности. Если будет бурым – продукт натуральный. Проведя эксперимент с апельсиновым соком, выясняем, что он не изменил свой цвет, – значит, не является натуральным.

4. Выводы, или интерпретация полученных данных.

Фруктовые соки содержит витамины, необходимые нашему организму, – следовательно, они должны входить в ваш рацион питания. Но, чтобы не нанести вред своему здоровью, при выборе продукта, а также после его употребления необходимо соблюдать ряд правил. Как вы думаете: каких?

III. Заключение

Итоговый рефлекторно-оценочный этап предполагает осмысление педагогом и учащимися хода и результатов занятия, оценивание степени продвижения школьников в развитии индивидуальных способностей, а также качества восприятия материала.

Все этапы работы преподавателя над уроком обеспечивают не только усвоение школьниками знаний и умений по предмету, но и, что не менее важно, позволяют сохранить здоровье учащихся, сформировать их здоровьеориентированное сознание.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, химия в школе, методическая копилка
Просмотров: 2076 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0