Цель:
Познакомить учащихся с понятием текст-описание.
Задачи:
написать сочинение- описание по картине; научить составлять предложения по
вопросам; развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; воспитывать
любовь к природе.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Вступительная беседа
Загадка: Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (дерево)
-Какие
деревья вы знаете, какие вам нравятся? Почему?
а)
Загадка: Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в
один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей (берёза)
Загадка: Стоит
в тайге
На
одной ноге
Сверху
шишки
Снизу
мишки
Зимой
и летом
Зелёного цвета (ель)
-
Что вы знаете об этих деревьях?
Ель— род деревьев семейства Сосновые. Около 35 видов
вечнозелёных высоких деревьев (до 30 м высотой) с красивой кроной. Древесина
ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал
(доски, брусья), для мелких поделок, для переработки в древесную массу. Музыкальные
инструменты из ели обладают изумительным звуком. Продукты производства — бумага и картон,
целлюлоза, скипидар, древесный уксус. Применяется в декоративном садоводстве и
паркостроении. Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь,
белка).
Хвоя
часто используется для приготовления хвойно-витаминной муки на корм скоту.
Берёза— Берёза широко
распространена в Северном полушарии; Многие части берёзы используются в
хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок.
Почки и листья применяют в медицине.
Люблю
березу русскую,
То светлую, то грустную,
В
беленом сарафанчике,
С
платочками в карманчиках,
С
красивыми застежками,
С зелеными
сережками.
Люблю
ее нарядную,
То
ясную, кипучую,
То
грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под
ветром низко клонится
И
гнется, но не ломится!
А.
Прокофьев.
III. Знакомство
с понятием текст- описание
Текст,
в котором описывается предмет, указываются признаки (отвечающие на вопрос
какой?) называется текст- описание.
При описании предмета необходимо отбирать те признаки,
которые помогают раскрыть основную мысль текста.
IV. Рассматривание иллюстраций
1. Что это за деревья?
2. К каким видам они относятся?
3. Есть ли у них листья? Какие они?
4. Опадают ли листья у этих деревьев?
5. Какая кора у берёзы и ели?
V. Коллективное составление текста описания
Ель.
Ель это хвойное дерево. У неё листочки в виде иголочек. Они всегда
зелёные. У этого дерева не бывает листопада. Хвоинки-листики меняются редко и
не все сразу. Поэтому это дерево и зимой и летом одним цветом. Ствол у ели
деревянистый и коричневый. В густых ветвях этого дерева могут спрятаться лесные
звери и птицы. На новогодние праздники люди украшают ель игрушками и
фонариками. Дети возле елки танцуют и поют. Недаром ель называют лесная
красавица.
Берёза.
Берёза- это лиственное дерево.
Листики имеют форму пластинок и похожи на маленькое сердечко. Осенью, у берёзки
опадают жёлтые листочки. Ветки как кудри свисают до земли. Белый ствол дерева,
с чёрными крапинками, изогнулся, словно в танце. Каждый человек, который
смотрит на берёзку, любуется её красотой.
VI. Словарная
работа.
-
Придумать сравнения эпитеты
Листики словно…
ветки (какие?)….
Берёза-
белоснежная как…
ствол (какой?)…..
Словарь: хвойное, в виде иголочек, не бывает
листопада, ствол деревянистый и коричневый, праздник, фонарики, недаром,
любуются красотой.
З..лёные-…… ре(д,т) ко-…
л..сные-… п..ют-…
VII. Устная
работа
Ответы на вопросы
VIII. Рассказ
учащихся по рисунку (2-3 уч.)
IX.
Самостоятельная работа (по карточкам)
- Опиши
одно из деревьев.
1. Что это за
деревья?
2. К каким видам они
относятся?
3. Есть ли у них листья?
Какие они?
4. Опадают ли листья у
этих деревьев?
5. Какая кора у берёзы и
ели?
Словарная
работа. Словарь: хвойное, в виде иголочек,
не бывает листопада, ствол деревянистый и
коричневый, белоснежная, праздник, фонарики, недаром, любуются красотой.
З..лёные-…… ре(д,т) ко-… л..сные-… п..ют-…
|
X.
Самопроверка
XI. Итог.
|