В 2009 г. в рамках программы по обмену опытом с иностранными педагогами я посетила Германию. Помимо прочего, мне понравилось, как в этой стране организовано совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такую же систему обучения я решила создать в своей школе.
В первую очередь я и мои коллеги собрали информацию о наличии в нашем микрорайоне семей с детьми-инвалидами и их потребности в инклюзивном обучении.
Выяснилось, что такая потребность существует и что общее количество
детей с ОВЗ, даже если они все поступят в нашу школу, не превысит
рекомендуемый педагогами-психологами порог для эффективного внедрения
инклюзивного обучения – 10%.
Затем мы провели анкетирование среди обучающихся и родителей для
определения их готовности к введению инклюзивного образования.
Результаты анкетирования нас приятно удивили.
Подавляющее большинство родителей (68%) отнеслись к этой идее
положительно, примерно одна треть (27%) - нейтрально, а некоторые (5%)
даже выразили желание помочь в ее реализации.
Среди обучающихся большинство (65%) также высказалось за введение
инклюзивного обучения в школе, многие (15%) пообещали помогать детям с
ОВЗ, остальные (20%) отнеслись к этому нейтрально.
На совещании администрации мы решили, что инклюзивное обучение вводить
можно, но предварительно необходимо провести разъяснительную работу с
теми родителями и обучающимися, которые напрямую эту идею не одобрили.
В 2010-2011 учебном году наш педагогический коллектив разработал
проект инновационного развития школы "Образование без барьеров", целью
которого является оказание помощи детям с ОВЗ в получении образования.
Этот проект был рассмотрен на заседании совета директоров образовательных учреждений Дмитровского муниципального района и утвержден для реализации.
Одним из условий введения инклюзивного обучения в школе является обязательное наличие врача.
К сожалению, у нас до этого времени работал только фельдшер. Для того
чтобы решить эту проблему, мы заключили договор с Дмитровской городской
больницей, на основании которого нам был предоставлен врач.
Кроме того, мы организовали дополнительное обучение педагогов, в
классах которых должны были учиться дети с ОВЗ.
Социально-психологическая служба школы самостоятельно провела ряд
семинаров в информационном учебно-методическом центре г. Дмитрова и
практические семинары в Дмитровском доме-интернате для детей-инвалидов.
В этом году мы планируем обучение педагогов с получением
соответствующего удостоверения или сертификата в Педагогической академии
последипломного образования для специалистов Московской области.
Набор детей с ОВЗ в школу имеет свои особенности. На первом собеседовании с
родителями я и мои коллеги (заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, педагог-психолог и социальный педагог)
выясняем особенности состояния здоровья, возможные поведенческие
реакции, трудности и проблемы ребенка, а также ожидания и пожелания
родителей. Очень важно, чтобы в этот момент между родителями и администрацией школы были установлены доверительные отношения.
На практике мы столкнулись с тем, что некоторые родители скрывают
состояние здоровья своего ребенка из страха, что тот будет чувствовать
себя неполноценным среди сверстников. Такое недоверие со стороны
родителей порой приводит к тому, что ребенок испытывает перегрузки, в
результате чего наступает эмоциональный срыв.
Получив всю необходимую информацию, мы разрабатываем для ребенка режим дня и индивидуальный образовательный маршрут.
Во время второго собеседования родителям даются рекомендации, где
ребенку лучше обучаться - в школе или дома. Они, в свою очередь, должны
сделать выбор и написать заявление о приеме ребенка в школу.
На данный момент у нас находятся на инклюзивном обучении 28 детей с
диагнозами синдром концентрации внимания, задержка психического
развития, детский церебральный паралич и эпилепсия (по два человека в
каждом классе средней и старшей школы). На дому учатся дети с
аутическими реакциями, пороками сердца, слабовидящие, а также все
обучающиеся начальных классов. Кроме того, на домашнем обучении
пока находятся дети с проблемами опорно-двигательной системы, поскольку
школа не готова обеспечить для них архитектурную доступность (въезд в
здание, подъем по лестницам и т. д.). Однако все дети, которые учатся
дома, приходят в школу на внеклассные мероприятия.
Для успешной реализации модели инклюзивного обучения необходимо создать
в школе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая
ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя.
Он должен ввести ребенка с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на
равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не
жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с
обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу.
Все дети с ОВЗ, которые посещают нашу школу, находятся на безотметочном обучении.
Это не значит, что их учеба вообще никак не оценивается. Безотметочно
они учатся в адаптационный период, который может длиться от четырех
месяцев до года. Затем, если ребенок справляется с учебой и не
испытывает никаких психологических проблем, ему начинают выставлять
текущие оценки. В противном случае он получает только итоговые оценки -
за четверть и за год.
В течение всего времени обучения в нашей школе дети с ОВЗ находятся под пристальным вниманием педагога-психолога.
Работа с ними проводится как по плану, так и по запросу педагогов и
родителей. При необходимости дети направляются на дополнительные
консультации в Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и
медицинские учреждения.
В начале учебного года на общешкольном родительском собрании мы всегда
освещаем вопросы организации инклюзивного обучения, чтобы родители знали
о существовании такой возможности и имели представление об общем
количестве семей, которые ею воспользовались.
Два раза в год я провожу совещание с работниками школы, на котором мы
изучаем нормативные правовые акты, регулирующие получение образования
детьми-инвалидами, обсуждаем локальные акты и составляем планы работы на
полугодие. В повестку дня таких совещаний обязательно входит вопрос о
соблюдении требований этического кодекса педагогов, касающегося в том
числе и инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
На общешкольном собрании в конце учебного года, которое
называется "Тропинка к успеху", мы всегда выражаем признательность детям
с ОВЗ и их родителям за успехи в учебе, участие в исследовательских
проектах, олимпиадах различного уровня и творческих конкурсах. Стараемся
поощрить каждого, ведь для некоторых из них учеба в школе уже подвиг.
Конечно, без поддержки властей введение инклюзивного обучения в нашей школе так и осталось бы мечтой.
На этапе подготовки проекта за счет средств, выделенных администрацией
Дмитровского муниципального района в соответствии с решением городского
совета депутатов, был полностью отремонтирован и оборудован школьный
медицинский кабинет.
Районный совет депутатов помог школе приобрести аппаратно-программный
комплекс и компьютерную программу для кабинета БОС (биологической
обратной связи). Комплекс позволяет детям в игровой форме освоить
диафрагмально-релаксационное дыхание, при котором снимается
физиологическое и психологическое напряжение, нормализуется работа
дыхательной и кровеносной систем.
Посильную финансовую помощь оказал нам и попечительский совет: на
выделенные им деньги была приобретена новая мебель, в т. ч. конторки
Базарного, за которыми можно заниматься стоя. Теперь дети с ОВЗ могут
при необходимости во время урока менять положение тела: сначала посидеть
за обычной партой, а затем разуться и постоять на массажном коврике за
конторкой.
Все дети, которые находятся в нашей школе на инклюзивном обучении,
получают бесплатно учебники и горячее питание. Кроме того, отдел
социальной защиты администрации Дмитровского муниципального района перед
началом учебного года обеспечивает их канцтоварами и школьными
принадлежностями, в период летней оздоровительной кампании выделяет
средства на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для
проведения оздоровительной и лечебной физической культуры, а также
путевками в санатории и профилактории.
Одной из основных проблем организации образования для детей с ОВЗ
является обеспечение архитектурной доступности учебных заведений.
Хорошо, что наше государство наконец озаботилось этой проблемой. В
сентябре 2012 г. школы Дмитровского муниципального района составили
паспорта доступности школьной среды. Были обследованы все архитектурные
особенности сооружений, определена необходимость реконструкции отдельных
элементов зданий и территорий.
Для нашей школы по инициативе главы Дмитровского муниципального района
В.В. Гаврилова и при участии инвесторов был разработан проект
пристройки, которая будет отвечать всем требованиям архитектурной
доступности для детей с ОВЗ. В настоящее время проект проходит
согласование.
|