В условиях преобразования нашего общества все
большее внимание на страницах самых разных
изданий уделяется проблемам человека, его
сознания, духовности, культуры, нравственности,
образования и прежде всего проблеме
интеллектуального потенциала и
интеллектуальных ресурсов общества.
Мы начинаем осознавать, что совокупный
человеческий интеллект все в большей степени
становится главной производительной и вместе с
тем творческой силой культуры и цивилизации.
Именно поэтому к интеллекту пора относится как к
главному ресурсу человечества, важнейшему
средству решения глобальных насущных проблем
современности и как к важнейшей ценности и цели
развития общества. Думается, что из всех
существующих этот ресурс станет самым надежным,
неисчерпаемым.
Интеллектуальный потенциал общества далеко не
однороден. Его многочисленные разновидности
играют различную роль в современном мире, в
судьбах цивилизации, культуры. Из многих
существующих проблем в настоящей работе
обсуждается проблема интеллектуальной
одаренности, интеллектуальных способностей
детей. Не вызывает сомнения актуальность
обсуждаемой проблемы как в теоретическом, так и в
практическом отношении, поскольку выявление
условий и факторов развития способностей у детей
– существенное звено в обеспечении полноценного
интеллектуального потенциала и
интеллектуальных ресурсов. Отечественной
психологией и педагогикой накоплен достаточно
большой позитивный опыт как в разработке
основных теоретических предпосылок
исследования данной проблемы (С.Л. Рубинштейн,
К.К. Платонов и др.), так и в конкретном
психолого-педагогическом изучении творческой
одаренности (В.А. Крутецкий, А.П. Линькова, И.В.
Дубровина и др.). Исследованиями установлено
наличие индивидуальных различий в успешности
обучения, а также различия в творческих
возможностях, творческом потенциале детей. Они
позволяют по-другому подойти к разработке
учебных программ для одаренных детей,
использовать весь накопленный научный и
практический материал для
психолого-педагогической помощи ребенку.
Основной подход в поиске юных
дарований.
Выявление одаренных детей – процесс
достаточно трудный. Во-первых, потому, что в семье
на разных этапах развития такие дети в
большинстве случаев остаются не понятыми, а
нередко реакция родителей на активные
познавательные способности ребенка бывает
негативной. Установка, характерная для бытового
сознания – видеть своего ребенка таким, как все.
Во-вторых, активные творческие способности
сочетаются у детей с повышенной
нервно-психической возбудимостью, которая
проявляется в неусидчивости, нарушениях
аппетита, сна, легко возникающих головных болях и
т. д. Несвоевременная медико-психологическая
коррекция этих проявлений приводит к развитию
неврозов и ряда психосоматических заболеваний.
В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные
коллективы, где у большинства их сверстников
средние способности, чувствуют явную или скрытую
недоброжелательность и недоверие со стороны
окружающих. В результате у одаренных детей
формируется стремление не выделяться, не
выглядеть "белой вороной” и их творческие
возможности со временем нивелируют.
Основным подходом в поиске юных дарований
следует признать комплекс мероприятий
(медико-психологических, педагогических),
направленных не только на детей, но и на
родителей, и педагогов. Важно использовать
разнообразные методики отбора детей и в
дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На
первом, анамнестическом, этапе выявления
одаренных детей учитываются сведения о высоких
успехах в какой-либо деятельности ребенка от
родителей и педагогов. Могут быть использованы
также результаты групповых тестирований,
социологических опросных листов. Это позволит
очертить круг детей для более углубленных
индивидуальных исследований.
Второй этап можно как диагностический. На
этом этапе проводится индивидуальная оценка
творческих возможностей и особенностей
нервно-психического статуса ребенка психологом
и психотерапевтом. В зависимости от результатов
первого этапа ребенок обследуется набором
психологических тестов в зависимости от
предпочтительности того или иного варианта
потенциальных возможностей. При
предпочтительности развития интеллектуальной
сферы ребенок отличается остротой мышления,
любознательностью, охотно и легко учится,
обнаруживает практическую смекалку. В этих
случаях используются методики, направленные,
прежде всего, на определение базовых когнитивных
и речевых параметров у одаренных детей (например,
методика Векслера, шкала интеллекта
Станфорда-Бине, тест Слоссона и т. п.).
У детей, одаренных в сфере академических
достижений, наиболее развиты, могут быть,
отдельные склонности – к языку, и литературе,
математике или естествознанию. Поэтому задача
психолога не только определить уровень общего
интеллектуального развития, но и оценить
предпочтительную сторону мышления (Станфордский
тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением
отличаются независимостью, неконформностью
поведения, способностью продуцировать
оригинальные идеи, находить нестандартные
решения, изобретательностью. Их выявление
предусматривает оценку, прежде всего, их
творческих наклонностей (тест Торренса) и
личностных характеристик (опросник Айзенка,
Личко, тест Люшера и т. п.)
Дети с преимущественным преобладанием
контактности, потребности в общении и лидерстве
отличаются инициативностью, высокими
организаторскими способностями, их обычно легко
привлекать на главные роли в играх и занятиях,
они уверенно чувствуют себя среди сверстников и
взрослых. В этом случае вам помогут личностные
методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные
способности, он с ранних лет проявляет
склонность к рисованию или музыке.
Психологическое тестирование здесь должно быть
направлено на оценку степени эмоциональной
устойчивости и уровня нейротизма, так как эти
дети обычно отличаются высокой ранимостью и
требуют индивидуального психологического
подхода со стороны педагогов и нередко
психотерапевтической коррекции
врача-специалиста.
Одаренность в двигательной сфере проявляется
высокой степенью психомоторных реакций,
ловкостью, развитием двигательных навыков (бег,
лазание, прыжки), физической силы. Диагностика в
этой сфере проводится методиками определения
зрительно-моторной координации, тахикоскопией.
Многие дети проявляют высокую степень
одаренности не в одной какой-либо сфере, а в
нескольких. Задача педагогов и психологов не
только выявить это, но и совершенствовать,
развивать их.
На третьем этапе работы с одаренными детьми
основная роль отводится педагогам, задача
которых - сформировать и углубить их способности.
Реализуются эти требования с помощью широкого
спектра педагогических приемов и методов
(авторские программы, индивидуальные занятия –
консультации и т.п., а также разносторонние
программы в лицее, гимназиях, колледжах).
И вырастет талант…
Для всех педагогов-практиков, работающих с
одаренными детьми, небезразлично, с какой
психологической реальностью они имеют дело.
"Какого ребенка считать одаренным?” - в ответ на
этот вопрос в 1972 году Комитет по образованию США
опубликовал следующие определения:
Одаренными и талантливыми детьми можно
назвать тех, которые, по оценке опытных
специалистов, в силу выдающихся способностей
демонстрируют высокие достижения в одной из
нескольких сферах:
- Интеллектуальной;
- Академических достижений;
- Творческого или продуктивного мышления;
- Общения и лидерства;
- Художественной деятельности
- Двигательной сфере.
Психологи выявили признаки одаренности в
каждой сфере. Вот некоторые из них.
- Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается
остротой мышления, наблюдательностью и
исключительной памятью, проявляет выраженную
разностороннюю любознательность, часто с
головой уходит в то или иное занятие, охотно и
легко учится, обладает умением хорошо излагать
свои мысли, демонстрирует способности к
практическому приложению знаний, знает многое из
того, о чем его сверстники и не подозревают,
проявляет исключительные способности к решению
задач.
- Сфера академических достижений. Чтение:
ребенок часто выбирает своим занятием чтение,
использует богатый словарный запас и т.д. Математика:
проявляет большой интерес к вычислениям,
измерениям, упорядочению предметов и т. д. Естествознание:
интерес к опытам, наблюдениям и т.д.
- Творчество (креативность). Ребенок
чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с
головой уходить в интересующее его занятие,
часто делает все по-своему (независим);
изобретателен в играх, изобретательной
деятельности; легко высказывает разные
соображения по поводу конкретной ситуации;
способен по-разному подойти к проблеме или
использованию материалов (гибкость); способен
продуцировать оригинальные идеи или находить
оригинальный результат; склонен к завершенности
и точности в художественно-прикладных занятиях,
играх и т.д.
Проблемы одаренности.
В отечественной психологии наработаны свои
закономерности проявления детских способностей,
которые не укладываются в приведенную выше схему
селекции одаренных детей. Это фундаментальные
работы Л.С.Выготского, В.Д.Небылицина, Б.М.Теплова,
Н.С.Лейтеса, исследования лабораторий по
проблемам способностей, руководимым
Л.А.Вегнером, Э.А.Голубевой, В.Д.Шадриковым и др.
Проблема первая. Критерии одаренности как
опережение сверстников в развитии не
универсальны. Успех "вундеркиндов” - это
непостоянно прогрессирующий процесс. Часто мы
имеем дело со спадами в ходе развития таких
детей, со случаями несоответствия между
"заявленным” в детстве и достигаемым в годы
зрелости; с замедлением темпа развития и
выравниванием способностей.
Известно и другое: немало выдающихся людей в
самых разных областях деятельности отставали в
развитии от своих сверстников. Следовательно, одаренность
– непостоянный атрибут в развитии конкретного
ребенка, отсюда возникает вопрос о том,
правомочен ли любой отбор по признаку
одаренности, если это величина переменная?
Вторая проблема. Критерий одаренности по
задаткам.
Существует представление о том, что
одаренность – это совокупность природных
задатков к определенной деятельности или ко
многим ее видам. Но еще нет точных сведений, в чем
именно задатки состоят: в особых ли свойствах
нервных процессов, в преимущественном ли
развитии полушарий головного мозга, особой
чувствительности анализаторов или развитости
тонкой моторики? Задатки , как правило, входят в
структуру наследственности. Изучены и
противоположные факты, те, которые показывают действие
внешних условий – среды, воспитания и обучения –
на развитие способностей. В итоге сделан
интереснейший вывод о том, что средовой
фактор обладает весом, соизмеримым с фактором
наследственности, и может иногда полностью
компенсировать или, наоборот, нивелировать
действие последнего. Нивелировка
одаренности происходит при частых психических
травмах, когда бурный энергопотенциал ребенка
"откачивается” на неконструктивные
переживания.
Проблема третья. Известно, что самая яркая
психологическая одаренность детей с ранним
расцветом способностей – высокая тяга
(склонность) к занятиям той деятельностью, к
которой они способны. Такие дети могут буквально
часами изо дня в день заниматься интересующим их
делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь.
Это для них одновременно и труд, и игра. Однако
нелегко определить, как именно связаны высокие
достижения детей и их эмоциональная
увлеченность: что здесь причина, а что следствие?
Во всяком случае, повышенная мотивация и
вызываемая, ею напряженная активность являются
безусловными признаками одаренности. Отсюда
очевидно, что излишнее принуждение гасит спонтанную
активность ребенка и может "засушить” его
способности.
Проблема четвертая. Критерий одаренности
по результату, продукту деятельности. В
психологии принято считать, что одаренность –
это качественно своеобразное сочетание
способностей, от которого зависит возможность
достичь больших или меньших успехов в выполнении
той или другой деятельности.
По величине успеха различают три грани или
три уровня одаренности:
- способности,
- талант,
- гениальность.
Способный - блестяще копирует по готовому
образцу, талантливый - создает новое,
оригинальное, а гениальный – генерирует
принципиально новые идеи, опрокидывающие
общепринятые представления. Поэтому в
общественном сознании таланты и гении часто
квалифицируются как чудаки, безумцы, шизофреники
и т.д. Неудивительно, что учителям, родителям,
сверстникам и даже специалистам зачастую трудно
определить по поведению ребенка, являются ли его
особенности признаком таланта или патологии.
Социальная дезадаптация одаренного
усуглубляется такими его личностными
проявлениями, как гиперстремление к
самосовершенствованию, у ребенка развивается
чувство неудовлетворенности, нереалистический
уровень притязаний, сверхчувствительность,
нетерпимость.
Имея в виду вышеупомянутые проблемы
воспитания одаренных детей, мы должны
определиться в стратегии этого процесса.
Во-первых, ответить на вопрос: хотим ли мы главным
образом сконцентрировать свое внимание на
подготовке элиты для "почтовых ящиков” и
престижных конкурсов. Тогда, безусловно, отбор и
селекция и, вероятно, по уже разработанным
западным моделям, необходимы целевое
финансирование и специальная подготовка
педагогов для работы с одаренными детьми.
Если же опираться на отечественные
психологические разработки, преследующие прежде
всего гуманистическую цель гармоничного
развития личности, тогда необходимо думать о
создании обогащенной среды для развития каждого
ребенка. На этой благодарной почве из зерна
наследственности с непредсказуемой
статистической закономерностью, но с очевидной
вероятностью вырастет талант.
Заключение.
Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято
думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит
вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать
ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их
судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра
положение изменится кардинально. Дети быстро
взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно
они смогут, если сегодня мы поможем развиться их
способностям и талантам. А талантлив по-своему
каждый ребенок. Поиск и воспитание особо
одаренных, талантливых детей – архиважный
вопрос. Талантливые люди – главное богатство
общества.
Весьма желательно, чтобы усилия школы,
направленные на повышение творческого уровня
учебного процесса, были поддержаны учреждениями
дополнительного образования и родительским
корпусом. Все будущее страны связывают с
интеллектуальным и физическим развитием
подрастающего поколения. Не будет у России
будущего, если нет настоящего у ее подрастающего
поколения. |