Пояснительная записка
В условии модернизации системы образования основным
результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор
ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной,
коммуникативной и др. сферах. Компетентный подход в коммуникативной
сфере предполагает развитие культуры речи, владение различными
способами речи в зависимости от цели, условий общения с другими людьми.
Подготовка учащихся и жизни, развитие у подростков
самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с
другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание
делового этикета.
Данный курс адресован тем, кто стремится грамотно и
оперативно на современном уровне составить деловые бумаги, учитывая,
что документы являются визитной карточкой, дополнительной рекламой,
составной частью имиджа человека.
Цель курса:
Способствовать дальнейшему развитию коммуникативной,
лингвистической культуроведческой компетентности.
Основные задачи:
1.Расширить речевую культуру учащихся в области стилистики
русского
языка
2.Углубить теоретические знания по русскому языку.
3.Совершенствовать навыки и умения составления деловых
бумаг.
4. Способствовать социализации и адаптации учащихся в
современной
жизни.
Умения и навыки:
Исходя из задач преподаваемого курса «Официально- деловой
стиль. Деловые бумаги», программа предусматривает формирование
следующих умений и навыков:
1.Использовать строго по назначению данный стиль.
2.Составлять деловые бумаги
3.Точно и лаконично излагать деловую информацию.
Программа рассчитана на 34 часа. Содержание
ориентировано на расширенное изучение курса « Функциональные стили
русского языка».
Итогом освоения программы является сочинение –
рассуждение «Что дал мне этот курс?»
Реализация целей и задач курса предполагает использование
различных методов, форм и средств обучения, в том числе
самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
практикумов, анализ текстов.
Основной метод обучения- исследовательский, что
предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность
и способствует успешному приобретению ими знаний.
Курс обеспечен учебной и вспомогательной справочной
литературой (список рекомендуемой литературы прилагается).
Программа предусматривает проведение цикла занятий,
повышающих не только уровень речевой и письменной грамотности, но и
расширяющих возможности социализации учащихся.
В «Приложении» содержится терминологический словарь,
название праздников, название дат, название документов органов власти и
управления, номера телефонов, двойные и литерные номера домов, тексты
для редактирования, образцы деловых бумаг.
Содержание программы:
Вводное занятие: Цели и задачи курса
функции; столь речи; официально-деловой стиль: форма и вид речи, сфера
общения; функция; жанры; особенности стиля; языковые средства.
Формы и виды речи: письменная,
монологическая.
Сфера общения: общение органов
государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой,
общение граждан с учреждениями.
Особенности стиля: точность,
стандартизованность, стереотипность, точность и замкнутость, слабая
степень индивидуализации стиля, широкое употребление клише и штампов,
почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств.
Языковые средства: особая официальная и
канцелярская лексика и фразеология; употребление слов и номенклатурных
наименований в прямом значении; широкое использование условных
сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с
отглагольными существительными, распространенных предложений с
развернутой синтетической связью.
Жанры: Законодательные документы (
закон, кодекс, конституция, устав); дипломатические акты, служебная
переписка между учреждениями и организациями, деловые бумаги ( приказ,
распоряжение, постановление, протокол, справка, характеристика,
заявление, докладная записка, расписка, объявление, резюме,
автобиография); доклады, рефераты.
Календарно – тематическое
планирование
№ |
Тема,
содержание |
Кол-во часов |
Дата провед. |
Виды деятельности
учащихся |
1
2
3
4
5
6. |
Вводное
занятие
Цели и задачи курса.
Функциональные стили речи.
Официально-деловой стиль
Формы и виды речи
Письменная, монологическая речь
Сфера общения
1. Общение органов государственной
власти с гражданами
2. Общение учреждений между собой;
общение граждан с учреждениями.
Особенности стиля
1. Точность, стандартизованность,
стереотипность стиля.
2. Замкнутость стиля
3. Слабая степень индивидуализации
стиля.
4,5. Широкое употребление клише и
штативов в стиле.
6. Отсутствие экспрессивных речевых
Средств
Языковые средства стиля
1. Особая официальная и канцелярская лексика и
фразеология.
2. Употребление слов номенклатурных наименований в
прямом значений.
3.Использование условных сокращение.
4. Использование сложных союзов, производных
предлогов.
5. Использование конструкций с отлагательными
существительными.
6.Использование распространенных предложений с
развернутой синтаксической связью.
Жанры официально-делового стиля
1,2. Законодательные документы
(законы, кодексы, конституция,
устав)
3,4.Дипломатические акты, служебная
переписка между учреждениями и
организациями. Деловое письмо.
5. Деловые бумаги. Приказ,
распоряжение, постановление.
6. Протокол.
7,8. Справка, характеристика.
9. Заявление.
10. Объявление.
11. Докладная записка.
12. Расписка.
13. Резюме, визитная карточка.
14. Биография
15. Доклад
16,17. Реферат.
18. Итоговое занятие. |
1
1
2
1
1
6
1
1
1
2
1
6
1
1
1
1
1
1
18
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
|
|
Беседа, знакомство со
справочной литературой составление обобщающей таблицы «
Функциональные стили речи»
Лекция, индивидуальные занятия,
конспектирование
Анализ тестов
Анализ тестов
Текстуальный анализ особенностей стиля
Текстуальный анализ особенностей стиля
Текстуальный анализ особенностей стиля
Текстуальный анализ особенностей стиля
Текстуальный анализ языковых средств
Текстуальный анализ языковых средств
Текстуальный анализ языковых средств
Текстуальный анализ языковых средств
Текстуальный анализ языковых средств
Текстуальный анализ языковых средств
Практикум
Творческая мастерская: составление деловых писем
разных видов
Деловые игры, тесты.
Деловые игры
Ролевая игры
Практикум. Редактирование деловых бумаг.
Практикум. Редактирование деловых бумаг.
Практикум. Редактирование деловых бумаг.
Практикум. Редактирование деловых бумаг.
Ролевая игра-кастинг
Ролевая игра
Практикум
Практикум
Сочинение-рассуждение |
Литература
1. Е.И. Никитина .Русская речь. Развитие речи. 6 класс.
Москва «Дрофа»1999г.
2. Е.И. Никитина .Русская речь. Развитие речи. 9 класс.
Москва «Дрофа» 1999г.
3. А.И. Горшкова. Русская словесность. Москва.
«Просвещение». 1996г.
4.Т. А. Ладыженская. Школьная реторика.5 класс. Москва
2000г.
5. Л. А.Введенская, А. М. Понамарева. Русский язык:
Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Москва –
Ростов-на- Дону, 2003г.
6. А.И. Власенко, Л. М. Рыбченкова. Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. М., 2003г.
7. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык 10-11
классы. Учебное пособие М., 2002г.
Приложение 1
Терминологический словарь
Апелляция - 1) обжалование какого-либо
постановления в высшую инстанцию; 2) одна из форм обжалования судебного
решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть делу по
существу; 3) обращение за советом, поддержкой Артикуляция –
совокупность работ
произносительных органов при образовании звуков речи Вербальная коммуникация –
непосредственное
общение коммуникантов, выраженное в словах, словесно Диалог
– разговор между двумя или
несколькими лицами. Дистантное общение –
общение
коммуникантов на расстоянии (на определённой дистанции) Инвенция
– нахождение, изобретение
мысли (разработка содержания высказывания, т.е. подразделение темы на
составляющие её подтемы) Контактное общение –
непосредственное
общение коммуникантов Меморио –
запоминание (подготовка к
произнесению речи) Монолог
– развёрнутое высказывание
одного человека Невербальная коммуникация –
общение
коммуникантов, при котором наряду со словами используются значимые
жесты, мимику, пантонимические движения Паронимы –
слова, сходные по своему
звучанию или морфологической структуре, при семантическом различии Плеоназм –
избыточность выразительных
средств, используемых для передачи лексического и грамматического
смысла высказывания Полилог –
разговор между несколькими
лицами Пресс-конференция
– встреча
политических, общественных, научных деятелей с представителями печати,
радио, телевидения для беседы по вопросам, представляющим большой
общественный интерес Публичная речь –
речь, произнесённая на
публике (пред некоторым количеством людей) Резюме
– краткое изложение сути
написанного, сказанного и прочитанного; краткий вывод, заключительный
итог чего-либо Речевой этикет –
система устойчивых
формул общения, предписываемых обществом для установления речевого
контакта собеседников Тавтология
– повторение уже названного
понятия другими словами Телетайп
– приёмно-передающий
телеграфный аппарат с пишущей машинкой клавиатурного типа, которая
автоматически записывает поступающее сообщение Факсимильная связь –
сообщение,
передаваемое по факсу Элокуция –
языковое оформление
(облечение мыслей в словесную форму) Этика -
2. совокупность норм поведения,
мораль какой-либо общественной или профессиональной группы Этикет –
установленные правила
поведения, касающиеся внешнего проявления отношений к людям: манер,
одежда, поведение в общественных местах, обхождение с «окружающими»
Приложение 2
Названия праздников
В названиях праздников и знаменательных дат с прописной
буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый
год, День российской печати, но: День Победы, Рождество Христово. Если
начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с
прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное
при этом не имеет наращения: 1 Мая, 8 Марта.
Названия праздников, являющихся официальными выходными
днями:
Новый год, Рождество Христово, Международный женский
день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, годовщина
Великой Октябрьской социалистической революции: День согласия и
примирения, День защитника Отечества, День Конституции Российской
Федерации, День милиции, День славянской письменности и культуры
Приложение 3
Название дат
Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и
год, то указанные элементы могут иметь следующее написание: •
02.04.99, •
в 2000-2001 годах, •
первый квартал, •
02.05.1999, •
с 1999 по 2001 год, •
12 тыс. кв. метров, •
2001/2002 учебный год, •
60-процентное, •
02 сентября 2003 года. •
второе полугодие.
Если обозначение даты в тексте состоит только из года,
слово «год» пишется полностью: план на 2005 год, смета на 2004 год.
Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и
года, полугодия и года, то она имеет следующее написание: •
в октябре 2004 г. •
в октябре-ноябре 2004 г. •
в I
квартале 2004 г. •
в III-IV
кварталах 2004 г. •
в первом полугодии 2005 г.
Приложение 4
Формулы обращения в документах
Общая формула обращения: Уважаемый господин
Петров! Уважаемые господа!
При обращении к должностным лицам высших органов
государственной власти и управления, руководителям (президентам,
председателям и т.д.) обществ, компаний, фирм возможно обращение с
указанием должности и без фамилии, например: Уважаемый господин
Президент! Уважаемый господин председатель! Уважаемый господин мэр!
Уважаемый господин министр!
В письмах-приглашениях, извещениях допускается
обращение по имени и отчеству: Уважаемый Олег Николаевич!
При обращении к лицам одного профессионального круга
возможно обращение: Уважаемые коллеги!
Обращением к сотрудникам по партии или иному общественному
движению является: Уважаемые товарищи!
Приложение 5
Названия документов органов власти
и управления
1. Названия документов, которые пишутся с
прописной буквы.
С прописной буквы пишутся:
• Конституция Российской Федерации;
• Декларация прав и свобод человека и гражданина;
• Федеральный конституционный закон (название);
• Федеральный закон (название);
• Федеральный договор;
• Закон Российской Федерации (название);
• Указ Президента Российской Федерации
(название);
• Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию (название);
• Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Названия документов без предшествующего, стоящего вне
названия родового слова (устав, инструкция и т.п.) пишутся с прописной
буквы: Государственный бюджет Российской Федерации, Генеральный
план развития Москвы.
В названиях документов, принятых совещаниями,
конгрессами, международных организаций и учреждений с прописной буквы
пишутся первое слово и имена собственные: Итоговый документ
Венской встречи. Так же пишутся названия международных
договоров, соглашений, конвенций: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
(предшествующее
сложное прилагательное, образованное от названий стран, заключающих
договор, пишется со строчной буквы, например: российско-французский
Договор о...), Совместная российско-индийская декларация.
В этих документах пишутся с прописной буквы слова «Договор»,
«Конвенция», «Соглашение». 2. Названия документов, которые пишутся со строчной
буквы
Со строчной буквы пишутся:
• проект федерального конституционного закона
(название);
• проект федерального закона (название);
• распоряжение Президента Российской Федерации;
• постановление Совета Федерации Федерального
Собрания;
• постановление государственной Думы Федерального
Собрания;
• постановление правительства Российской
Федерации;
• распоряжение Правительства Российской
Федерации.
Приложение 6
Номера телефонов, двойные и
литерные номера домов
Номера телефонов принято писать, отделяя дефисом по две
цифры справа налево: 2-99-90; 2-45. В номерах телефонов с числом цифр
больше шести отделяется левая группа в три цифры: 299-85-90.
Двойные номера домов принято писать через косую черту: ул. Стрелецкая, д. 12/4.
Литерные номера домов пишутся слитно с номером дома: Пушкинский пер., д. 7а.
Приложение 7
Тексты для редактирования
Директору лыжной базы «Загорье»
Ученика 7 класса школы № 171 г. Москвы
Семёнова Александра Заявление
Прошу разрешить прокат горных лыж в связи с участием в
кроссе, посвящённом 850-летию Москвы.
01.02.1997г
Семёнов
Заявление
Прошу зачислить меня слесарем по
ремонту, с дальнейшим переводом на машину.
Васильев Петруша
Директору школы № 5
Иванову П.Б.
От ученика 7 «а» класса
Андреева Юрия Объяснительная записка
Я, Андреев Юрий, не был 02.10.1997 года на тестировании
по геометрии в связи с тем, что был болен. Медицинская справка
прилагается.
Андреев Объяснительная записка ученика 6 класса
пионера Агу Сихвки заведующему учебной мастерской
Чтобы рассказать всё честно, как есть, я должен начать с
того, что наш колхозный механик Вальдемар Кару изобрёл самодействующий
насос питьевой воды для стада. Насос Вальдемар Кару абсолютно
оригинальный, потому что если другие насосы приводят в движение
электричество, ветер или сам человек, то этот насос качает воду под
действием тяжести самой коровы. Для чего она должна взойти на
специальную платформу. Теперь я, пожалуй, подошёл к тому, с чего всё же
было бы вернее начать. Как выяснилось из рассказа колхозного механика,
он вернулся без премии и изобретательского свидетельства только
потому, что, изобретя самодействующий насос. Он не изобрёл, как
объяснить корове, что, когда хочешь пить, надо взойти на платформу. На
следующий день, возвращаясь из школы и проходя мимо поля, где росла
репа, мы прихватили с собой несколько репок, чтобы использовать их в
случае необходимости. Кийлике сказал:
- Как всем известно, животные не понимают словесных
объяснений, поэтому я выдумал такой план: ты заманишь тёлку на
платформу, а я сразу же дам ей репу. Тогда тёлка подумает, что
взбираться на самодействующую поилку хорошо, и в дальнейшем будет
лазить на платформу даже безо всякой репы. И если дело так пойдёт. То
вскоре у неё выработается привычка, которую мы сможем назвать рефлексом
Кийлике.
(Я. Раннат «Агу Сихвка говорит правду»)
Директору Мценского городского
Дома пионеров и школьников
ученика 6А класса школы №1
Петрова Александра заявление
Прошу Вас зачислить меня в авиамодельный кружок городского
Дома пионеров и школьников. Я очень интересуюсь авиамоделизмом.
Обязуюсь аккуратно посещать занятия кружка и соблюдать режим работы
Дома пионеров и школьников.
15 сентября
1990г.
А.Петров Расписка
Я, Иванов Юра, ученик 6 класса В, обязуюсь вернуть в
библиотеку книгу в срок, указанный в формуляре.
22 сентября 1991 г.
Ю.Иванов
Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики Николаеву И.П.
от низкокланяющегося Вам
Соколова Н.Я.
Заявление
Убедительно прошу принять меня на работу с 1.10 сего года
столяром во вверенный вам мебельный комбинат, т.к. я очень хочу
работать, потому что много слышал о вас хорошего и о фабрике тоже. Я уж
вас не подведу и премного вам буду благодарен. А вы не пожалеете.
Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким
почтением Соколов.
Директору школы № 11 г. Иркутска
Петрову Ивану Кузьмичу
от ученицы 9-го класса Огневой Марины,
проживающей по ул. Бажова, д.З, кв.5,
заявление.
Прошу зачислить меня в 9-й класс Вашей школы в связи с
переездом семьи на новое местожительство в данный район. Необходимые
документы прилагаю.
15/4-92г. Огнева М
Директору Коммерческого института
Смирнову Петру Михайловичу
Попова Игоря Ивановича,
проживающего по адресу: г. Иркутск,
ул. Пушкина, дом 10, кв. 1,
заявление.
Прошу принять документы для поступления в Коммерческий
институт на отделение товароведения, так как я хочу приобрести
специальность торгового работника. В этом году я закончил 11-й класс
средней школы №5 г. Иркутска.
Прилагаются следующие документы:
1. Автобиография,
2. свидетельство об образовании за № 345 от 25/6 -92г.,
выданное средней школой № 5 г. Иркутска,
3. Три фотокарточки,
4. Медицинская справка,
5. Справка с места жительства,
6. Анкета
1 июня
1992г. Попов
И.
Приложение 8
Образцы деловых бумаг
Автобиография
Я, Николаев Иван Владимирович, родился в г. Ангарске
Иркутской области 15 августа 1985 года.
Отец мой, Николаев Владимир Васильевич, работает механиком
на керамическом заводе, а мать, Николаева Ирина Анатольевна, работает
заведующей детским садом № 65.
В 1991 году я поступил в первый класс МОУ СОШ № 4 г.
Ангарска, где учусь по настоящее время.
В 1997 году за участие в математической олимпиаде я был
награжден Дипломом I степени.
13.11.1999г. И. В. Николаев
Директору школы №2 г. Кирова
МироновуЛ.Т.
ученика 9 класса А
Иванова Николая
объяснительная записка
Я, Иванов Николай, не был (вариант: отсутствовал)
02.03.1998г. на тестировании по русскому языку, т.к. ходил на приём к
врачу. Направление прилагается (вариант медицинская справка
прилагается).
03.03.1998
г.
Н.Иванов
|