Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:19:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Окончание глагола в форме прошедшего времени
08.11.2010, 09:23:44
Цель   урока:
Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; развивать речь, мышление; воспитывать умение слушать.
Оборудование:

"Русский язык". Учебник для 4 класса (авт. А.В. Полякова).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Актуализация знаний
Учитель: Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее.
На доске:
Шуршит, пожелтел, наступил, шелестит, похолодеет, опадут, осень.
Дети: Здесь слово осень лишнее, это существительное, а остальные слова являются глаголами.
Учитель стирает слово осень.
Учитель: Обобщите.
Дети: Глаголы, потому что обозначают действие: что делает? шуршит; что сделал? пожелтел.
Учитель: Спасибо! Теперь попробуйте эти глаголы разделить на группы.
Пауза. Дети группируют.
Дети: Мы можем разделить на две группы: первая группа – глаголы с приставками, вторая группа – глаголы без приставок.
Учитель: Напишите в тетрадях эти группы.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Учитель: Есть ли у кого другой способ деления на группы?
Дети: Можно распределить на три группы: первая группа – глаголы настоящего времени, во второй группе – прошедшего времени, в третьей группе – глаголы будущего времени.
– Я не согласен, здесь нет глаголов прошедшего времени, только настоящего и будущего времени.
– Есть глагол прошедшего времени: пожелтел что сделал?
Учитель: Запишите в тетради эти три группы глаголов столбиками.
Дети работают самостоятельно. Учитель наблюдает работу каждого.
Учитель: Молодцы! Справились.
У всех получилось одинаково. Коля, продиктуй мне твой вариант записи.
I группа     II группа     III группа
шуршит     наступил     похолодеет
шелестит   пожелтел     опадут
II. Работа с новым материалом
Учитель: Глаголы прошедшего времени разберите по составу.
Дети работают самостоятельно.
Учитель: Что общего заметили?
Дети: Окончание л.
– Перед л меняется буква.
– Я не согласен, это суффикс, здесь нулевое окончание.
Учитель: Есть два мнения. Давайте разбираться, кто прав.
Дети: Я могу доказать, что л не окончание. Мы знаем, что окончание – это изменяемая часть слова, например, наступил, наступилил не изменяется, значит, это не окончание, а суффикс. В слове наступил – нулевое окончание, наступили – окончание и.
– В слове "наступила", здесь окончание а, а -л – это суффикс глаголов прошедшего времени. Осень наступила.
– Да. Утро наступило, здесь окончание о, л не меняется.
Учитель: Итак, что изменилось в слове?
Дети: В слове изменилось окончание.
Учитель: Давайте выясним, с чем это связано. Есть мысли?
Пауза. Дети обсуждают.
Дети: Мы думаем, что, например, на мужской род 3-е лицо указывает местоимение он. Он пожелтел, значит, у глагола прошедшего времени будет нулевое окончание.
– Местоимения помогают определить род глагола 3-го лица: он, она, оно.
– Мы считаем, что глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам: мужской род – окончание нулевое; женский род – окончание а; средний род – окончание о.
Учитель: Но листья пожелтели? Уточните.
Дети: Мы говорили о глаголах в единственном числе: яблоко пожелтело – у глагола окончание о, а яблоки пожелтели – тут окончание и.
– Я согласна: например, снег растаял, в слове растаял – нулевое окончание, а во множественном – снега растаяли – окончание и, потому что множественное число.
Учитель: Что ж, посмотрим, что автор учебника об этом говорит. Откройте учебник на стр. 39.
Дети самостоятельно читают.
Учитель: Похоже? Как же определить форму рода глагола? Например, зашумела.
Дети: Зашумела – она, значит, женский род.
Учитель: Зашумела море. Что скажете?
Дети: Надо определить род существительного, значит, такой же род и у глагола. Море – средний род, надо писать зашумело море.
– А еще можно узнать по суффиксу и по окончанию.
– А можно определить по вопросу что сделало?
Учитель: Других мнений нет?
Не оказалось.
Учитель: А теперь посмотрите на доску.
На доске:
    Трава поблек__
    Солнце блиста__
    Вечер наступи__
Учитель: Запишите, добавляя нужную часть слова.
Дети работают самостоятельно.
Учитель: Найдите у себя глаголы в форме прошедшего времени.
Дети: У меня их нет.
– А у меня что сделала? поблекла.
– Но и сейчас поблекла.
– Выходит, что у глаголов в настоящем и прошедшем времени одинаковые окончания.
– Я думаю, нет: поблекла – это будущее время.
Учитель: Требуется наблюдение.
Дети совещаются в группах.
Дети: Считаем, что это глагол прошедшего времени, что сделала? действие свершилось. В настоящем времени было бы трава что делает? блекнет.
Учитель: У кого еще есть глаголы в форме прошедшего времени?
Дети: У меня – наступил, что сделал? Действие совершилось, нулевое окончание, мужской род, он мой.
Блистало, что делало? Прошедшее время, средний род, окончание о, суффикс .
III. Творческая работа
Учитель: Какая сейчас пора года?
Дети: Осень.
– Поздняя осень.
Учитель: Опишите позднюю осень в сочинении-миниатюре, используя глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.
Дети работают индивидуально. Учитель наблюдает за работой учащихся.
IV. Домашнее задание
Учитель: Очень сложно было написать такую работу. Прочитайте дома свои сочинения и исправьте если нужно. Какие условия мы оговаривали?
Дети: Использовать глаголы прошедшего времени в форме единственного числа и описать позднюю осень.
V. Подведение итогов урока
Учитель: Спасибо! Так что же мы сегодня заметили, наблюдая глаголы прошедшего времени в форме единственного числа?
Дети: Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа имеют нулевые окончания и окончания а, о.
– Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа изменяют окончания по родам: мужской род – окончание нулевое, женский род – а, средний род – окончание о.
Учитель: Спасибо за урок, завтра продолжим наши наблюдения за глаголами.
Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, младшая школа, учителю начальных классов, конспект урока, начальные классы, педсовет, методическая помощь
Просмотров: 3083 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0