Спортивно‑развлекательный, местами познавательный праздник
Спортивно‑развлекательный
праздник проводится весной, на свежем воздухе, лучше всего на стадионе.
Праздник символизирует жизнь и здоровье. Это может быть спартакиада,
спортландия. Лучше всего проводить праздник в виде Олимпийских игр местного
масштаба. Эстафеты, конкурсы, состязания, а также награждение победителей – все
это составляющие спортивного праздника.
Соревнованиям могут
предшествовать конкурсы на лучший рисунок, стихотворение, а также беседы,
викторины о спорте, встречи с известными спортсменами. Заранее оформляются
стенды, фотовитрины, рассказывающие об истории Олимпийских игр, о достижениях
русских спортсменов.
Участники соревнований
готовят форму и эмблему для своих команд, пьедестал почета, подставку и чашу
для олимпийского огня, факел, древки флагов, инвентарь и др. На праздник
приглашаются родители, почетные гости, ребята из соседних школ. Красочно
оформляются места соревнований.
Состав команд может быть
различным в зависимости от характера соревнований. При проведении соревнований
между командами, параллельных классов число участников должно
насчитывать 16: 8 мальчиков и 8 девочек.
Звучит марш. Команды
проходят по площадке. Возглавляют колонну группа с флагами и судьи в белой
форме.
Ведущий: Внимание,
внимание! Мы начинаем спортивно‑развлекательный праздник. Сегодня все смогут
продемонстрировать свои способности, показать удаль и спортивную подготовку,
померяться силами с могучими великанами.
Сегодня у нас не просто
спортивный праздник, а Международный день спортивных игр – Олимпийские игры
местного масштаба. Вы сможете поиграть в подвижные игры разных стран. Все
участники и гости могут принять участие в празднике. Приглашаем всех, наш
праздник начинается!
Некоторые игры, не
требующие много места и большого количества участников, проходят по краям
стадиона – это так называемые спортивные аттракционы. Возле каждого аттракциона
стоит щит с названием страны – родины игры, в которую играют. Если страна
меняется, то соответственно меняется и щит, а ведущий сообщает об этом. За
каждым аттракционом закреплено ответственное лицо. Руководитель одет в костюм
могучего великана.
Другие игры – массовые
– проводятся прямо в центре стадиона. Это игры, в которых нужны две команды по
16 человек. Ведущий выступает в роли комментатора игр, руководит
зрителями, следит за тем, чтобы все спортивные аттракционы были востребованы.
Ведущий: Долгий путь
преодолевает олимпийский огонь. Его зажигают греческие девушки у развалин
древней Эллады. Много раз, переходя из рук в руки, мчался он через весь мир,
чтобы достичь олимпийского стадиона. Сегодня огонь мира и дружбы прибыл к нам
на праздник.
Юный спортсмен с
факелом поднимается к чаше и зажигает огонь.
Игры для аттракционов
Поймай мяч (испанская
игра)
В эту игру играют, встав в
круг. Чем больше будет участников, тем интереснее будет игра. В центре круга
стоит подающий, который бросает мяч по своему выбору любому игроку. Он же
определяет, как бросить мяч: высоко, низко, не очень высоко. Игроки должны
поймать неожиданно брошенный мяч. Кто ошибется, получает штрафное очко. После
трех штрафных очков игрок выбывает и подвергается штрафу.
Стоя спиной к игрокам, он
получает определенное задание. Если он догадается, кто придумал задание, то
освобождается от выполнения наказания; если нет – должен его выполнить.
Проштрафившийся игрок получает пять‑шесть заданий, после чего игра
продолжается.
Перетягивание каната
(венгерская игра)
В Венгрии очень популярна
игра под известным всем названием – перетягивание каната. Но здесь она
несколько отличается от известной и привычной для нас игры.
Участвуют трое игроков.
Связываются два конца веревки, игроки становятся так, чтобы каждый находился
друг от друга на расстоянии четырех‑пяти метров. Веревка у каждого игрока на
поясе, и они растягивают ее так, чтобы образовался треугольник.
Игроки стоят по трем
углам, отвернувшись друг от друга. На расстоянии метра от каждого игрока
находится шест. И по сигналу каждый игрок пытается подтянуть к себе двух
других.
Побеждает тот, кто раньше
других достигнет своего шеста, сдвинув своих противников.
Шашки по‑польски
Мало кому не известна игра
в шашки! Польские шашки – игра не менее увлекательная, чем любые другие. Играют
в польские шашки на стоклеточной доске. У каждого игрока по двадцать шашек.
Игрок выстраивает их перед собой в два ряда. Шашки могут делать ходы двух
видов: с одного белого поля на другое и только в направлении лежащего напротив
поля или могут прыгать, что разрешается делать и в обратном направлении. Если
рядом с шашкой игрока находится неприкрытая шашка противника, игрок
перепрыгивает ее своей шашкой. Прыгать можно вперед и назад, но тоже лишь по
белым полям, то есть в диагональном направлении. При благоприятных
обстоятельствах за один ход можно перепрыгнуть несколько шашек.
Когда игрок достигает
одной шашкой противоположной стороны доски, он может поставить на свою шашку
другую, так как шашка превратилась в дамку. Дамка имеет право передвигаться не
на одно поле, а на любое количество свободных полей в диагональном направлении.
В этом ее преимущество. Когда на ее пути встречается шашка, она обязана ее
перепрыгнуть. А если у игрока одновременно две шашки могут перепрыгнуть простую
шашку, дамка опережает их. Если игрок не замечает, что ему нужно прыгать, его
противник снимает с доски его шашку.
Побеждает тот, кто снимает
все шашки противника.
Поединок заканчивается
вничью, если в игре уже очень мало шашек или если после определенного числа
ходов – о том, сколько таких ходов надо сделать, оговаривают заранее – ни один
из игроков не проигрывает.
Убить медведя (датская
игра)
Количество участников игры
не ограничено.
Все игроки становятся в
круг. В центре стоит скамеечка, на которой сидит медведь, а рядом – его страж.
Медведь и страж держат в руках два конца полуметровой веревки, которую нельзя
выпускать в ходе игры. Чтобы удобнее было держать веревку, на ее концах
завязывают узлы.
Игроки, стоящие кружком
вокруг скамейки, осторожно придвигаются к медведю и его стражу, стараясь
«убить» медведя, то есть коснуться его, но так, чтобы их не схватил ни медведь,
ни страж. Если медведь или страж схватят какого‑нибудь игрока, игрок занимает
место медведя, бывший медведь становится стражем, а бывший страж присоединяется
к стоящим в кружке. Во время «нападения» медведь не может оставить свое место и
не может выпустить веревку. Поэтому движения медведя и стража ограничены.
У этой игры есть и
упрощенный вариант. Медведь и страж просто держатся за руки или вокруг медведя
и стража очерчивают круг диаметром полтора метра, откуда нельзя выйти. В
остальном условия игры те же.
Колечко‑колечко, выйди на
крылечко (греческая игра)
Количество участников для
этой игры – от пяти человек и больше. Игроки выстраиваются в одну шеренгу,
против них располагается руководитель игры. Все протягивают вперед вытянутые
руки со сложенными ладонями.
Ведущий игру ходит перед
шеренгой и делает вид, будто хочет положить в ладони игроков камешек, который
есть у него. Затем незаметно опускает камешек в чьи‑нибудь ладони. После этого
ведущий говорит: «Колечко‑колечко, выйди на крылечко». Кому достанется камень,
тот бежит до заранее намеченного пункта и обратно, чтобы вернуть камешек
ведущему. Остальные игроки преследуют его и пытаются поймать, пока он в поле.
На линии его уже схватить нельзя. Если игрок вернется обратно и его никто не
сможет поймать, в следующем туре он занимает место ведущего.
Если же его поймают, место
ведущего займет игрок, первым коснувшийся того, кто бежал.
Классы (грузинская игра)
Для этой игры надо иметь
десять деревянных палочек длиной около метра.
Палочки раскладывают на
ровной площадке параллельно друг другу на расстоянии 50 см. С обоих концов
ряда кладут по плоскому камню (на расстоянии 50 см от палочек).
Игрок становится к одному
из камней, начальному, и начинает прыгать. Ему нужно сделать несколько
упражнений, которые постепенно усложняются.
1. От начального
камня нужно пропрыгать на одной ноге до второго камня, обскакивая лежащие
деревянные палочки, справа и слева, совершая по площадке своего рода слалом, а
затем вернуться к начальному камню. Второй ногой касаться земли нельзя.
2. Повторить первое
упражнение, но уже прыгая на другой ноге.
3. На одной ноге
пропрыгать от одного камня до другого и обратно таким образом, чтобы
перескакивать палочки посредине. Нельзя менять ноги и, перепрыгивая каждую
палку, делать больше одного прыжка.
4. На одной ноге
совершить по площадке слалом, как в первом упражнении, но теперь прыгать боком
– так, чтобы каждый след ноги был параллелен предыдущему. Таким же образом
возвратиться обратно.
5. Перепрыгнуть через
все палочки по очереди обеими ногами и возвратиться обратно.
6. Предыдущее
упражнение повторить, прыгая спиной. Здесь также каждую палочку нужно
перепрыгивать одним прыжком.
7. Обеими ногами
перепрыгивать через палочки от одного камня до другого и обратно, но на этот
раз так, чтобы перепрыгивать сразу через две палочки.
Порядок упражнения таков:
от начального камня прыгнуть ко второй палочке, оттуда – за третью, пятую,
седьмую и девятую, затем через десятую ко второму камню и обратно таким же
образом.
Когда устраиваются
соревнования, заранее договариваются, сколько упражнений будет выполнено. Игра
всегда идет на время. Тот, кто раньше других закончит все упражнения,
выигрывает.
Эта игра великолепно
развивает ловкость и реакцию.
Тир (чешская игра)
Для игры требуются двое
участников. Берут коробку среднего размера (например, от обуви), кладут набок,
по нижней линии прорезают шесть маленьких дырок разного размера, но даже сквозь
самую маленькую должен пройти шарик. Дырки нумеруют от первой до шестой. Самая
маленькая получает номер 6.
Один из игроков – хозяин
тира. У него целая горка шариков, которые он дает игроку. С расстояния четырех‑пяти
шагов необходимо закатить шарик в коробку. Если он попадет в дырку, хозяин тира
дает ему такое количество шаров, которое соответствует номеру дырки. Если шарик
не попадет, катит снова.
Один игрок имеет право
катить шары пять или десять раз, в зависимости от договоренности. Затем роли
меняются, теперь шары катит владелец тира.
Кто наберет больше шаров,
тот и выиграл.
Доброе утро, охотник
(швейцарская игра)
Игроки становятся в круг,
выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он при–
касается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит:
«Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении,
противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются,
игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!» И оба бегут, чтобы занять
оставшееся пустым место. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
«Сжечь» противника
(финская игра)
«Сжечь» – означает «выбить
мячом».
На земле чертят круг
диаметром 6–8 м, внутри которого стоят игроки. «Сжигающий» стоит с мячом
вне круга и старается попасть в игрока. Если это удается, игрок, в которого попали,
выходит из круга и становится помощником «сжигающего». Теперь они уже могут
бросать мяч друг другу, делать обманные броски. Количество игроков, находящихся
вне круга, растет, а находящихся внутри – уменьшается. Кто останется в круге
последним, тот самый ловкий, он и выигрывает.
Поймай за хвост дракона
(китайская игра)
В игре принимают участие
не меньше десяти человек. Они становятся в ряд друг за другом, правую руку
кладут на правое плечо впереди стоящего, наподобие нашего паровозика. Тот, кто
стоит впереди, – голова дракона, последний – его хвост.
Голова дракона пытается
поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно
следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга не
должна разрываться. Игроки на стороне хвоста не дают голове «ухватить» себя.
Если все же голове это удается, последний в шеренге игрок идет вперед,
становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший в шеренге предпоследним.
Петухи и собаки (кубинская
игра)
Игроки становятся в широкий
круг, и водящий каждому из них дает название какого‑нибудь города. Затем он
говорит: «Я слышал, что в городе… собаки кукарекуют, а петухи лают». Игрок, чей
город назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе… собаки не кукарекуют, а петухи
не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется…».
Игрок, чей город упоминается, отвечает таким же образом. Если он отвечает не
сразу или путает, то есть говорит неправильно, к примеру: «Собаки не лают, а
петухи не кукарекуют», он дает залог.
В то время как по
окраинам стадиона проводятся спортивные игры и аттракционы для гостей праздника
и всех желающий, на самом стадионе располагаются команды, между которыми
проводятся соревнования, и жюри.
Ведущий: Спортивная
техника древних олимпийцев отличалась от современной. Так, прыгая в длину,
атлет разбегался с двумя тяжелыми гантелями. Считалось, что, размахивая ими, он
придает себе дополнительное ускорение. Следуя такому методу сейчас свое
мастерство в прыжках в длину с места покажут пять представителей от каждой
команды – по усмотрению капитанов. Условия: очередной участник прыгает с места
приземления предыдущего игрока своей команды. Побеждает та команда, игроки
которой в итоге соревнования окажутся дальше от общей линии старта.
Жюри оценивает и
объявляет результаты.
Ведущий: В древней Элладе
женщины не участвовали в играх, а на трибунах могла присутствовать только одна
женщина – жрица богини земли и плодородия Деметры. Зато в честь богини Геры
проводились праздники, на которых девушки состязались в беге. Это были
своеобразные женские Олимпийские игры – так называемый женский чемпионат по
легкой атлетике. В следующем нашем конкурсе участвуют 8 мальчиков и
4 девочки от каждой команды. И называется конкурс – «Великий рыцарь»
(для него вбираются самые сильные мальчики и самые маленькие и легкие
девочки). Мальчики и девочки каждой команды и располагаются на
противоположных сторонах площадки. На протяжении всего расстояния между
сторонами стадиона расставляются столбики – барьеры. Рыцари должны как можно
быстрее перенести девочек в «безопасное место» – за линию старта. По сигналу
первая пара мальчиков, взявшись за руки, выбегает вперед и на скрещенных руках
(как на стульчике) переносит девочку к своей колонне, зигзагообразно проходя
между столбиками. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
Проводится конкурс.
Жюри оценивает и объявляет результаты.
Ведущий: А сейчас я
приглашаю наши команды принять участие в основной игре наших состязаний,
ирландской, под названием «Гэльский футбол».
Эта игра считается одним
из предков регби.
Ворота находятся по обе
стороны поля, которое поперечными линиями делится на части – это полосы
расположения игроков. Две штанги над сеткой в воротах удлинены, сюда тоже можно
забить гол. Ширина ворот – 6 м, высота 2,5 м, но штанги ворот вдвое
выше. Мяч – плотная пробка, обтянутая кожей, поверхность его 30 см.
Играют в гэльский футбол
обычным футбольным мячом. Задача игроков: забить гол в ворота противника ногой,
головой, любой частью тела, но только не рукой. В команде по пятнадцать
игроков, распределяются на поле по своему усмотрению. Мяч, забитый в
сетку, – три очка, между удлиненными штангами – одно очко.
Прежде на огромном поле
играли до первого гола (которого приходилось долго ждать), сейчас играют обычно
час (два тайма, с переменой площадок).
Ведущий: Спорт и искусство
на Олимпийских играх всегда шагали рядом. Конкурсы поэтов, композиторов,
скульпторов, выставки произведений искусств были частыми спутниками Олимпиад.
Парад муз стал непременной частью олимпийских праздников. Например, на
V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году был организован конкурс
искусств, в котором за олимпийские медали боролись архитекторы, художники,
скульпторы, музыканты… А знаете ли вы, что одним из победителей Олимпиады стал
Пьер де Кубертен? Он получил золотую медаль за «Оду спорту». Итак, парад муз.
На площадку по очереди
выходят участники худо‑жественной самодеятельности от каждой команды,
выступление которых оценивается так же, как и спортивные конкурсы.
Звучат фанфары. Слово
предоставляется председателю жюри для оглашения окончательных итогов
соревнований. Все участники выстраиваются на площадке.
Барабанная дробь.
Группа мальчиков в белой спортивной форме выносит медали, вымпелы и сувениры.
Награждает ребят почетный гость праздника. Капитаны команд занимают
соответствующие места на пьедестале почета.
Гости праздника,
участвовавшие в спортивных аттракционах, также награждаются памятными
подарками.
Информация
для творческой лаборатории
При подготовке к
спортивному празднику педагогу‑руководителю необходимо обратить внимание на
следующие факторы.
Прежде всего нужно
установить, какие игры развивают положительные качества личности ребенка;
определить, что именно вызывает у детей желание играть. Отвечая на эти вопросы,
и надо выбирать игры для ребят. Педагог должен учитывать физическое развитие и
общую подготовку играющих, помнить, что игра оказывает влияние на формирование
черт характера, на развитие интересов и творчества детей. А это – самое главное
условие работы педагога с детьми.
Каждая игра имеет свои
особенности, но существуют общие требования к организации и проведению всех
игр:
– игра не должна быть
опасной;
– используемый
инвентарь должен быть безопасным, удобным и обязательно соответствовать
санитарно‑гигиеническим нормам;
– игра не должна вызывать
эмоциональных перегрузок.
Один из ответственных
моментов в детских играх – распределение ролей, главных и второстепенных. При
этом руководитель игры может использовать следующие приемы:
а) выбор роли по
принципу: кто кем хочет быть;
б) распределение
ролей педагогом;
в) жеребьевка,
проводимая в виде считалок.
В ходе игры полезно менять
участников ролями. Иногда постоянное исполнение той или иной роли, нежелание
ребенка играть или, наоборот, его особая заинтересованность воспитывают такие
отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др. Об этом
руководитель должен всегда помнить и не допускать подобных ошибок в своей
работе с детьми.
Наиболее эффективным
средством воспитания коллективизма, закрепления игровых навыков являются
командные игры. Руководителю необходимо следить за тем, чтобы команды были
равны по силам.
Прежде чем играть, нужно
объяснить правила игры или кратко напомнить их, если ребята с ней уже знакомы.
Огромное значение для
успешного проведения игры имеют правила. Участники должны хорошо их запомнить,
во время игры быть внимательными, учитывать различные ситуации и действовать в
соответствии с правилами. Поэтому судейству игр уделяется особое внимание.
Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры.
После окончания игры
подводятся итоги. Здесь очень важно, чтобы дети сами анализировали свои ошибки.
Основа любой игры –
преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что детям быстро
наскучит всякая игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры
для них невыполнимы.
Спортивный праздник можно
проводить в любое время года. Большое значение для здоровья школьников и
развития их физических способностей имеют зимние спортивные праздники.
Организатору праздника необходимо помнить, что игры и конкурсы следует
чередовать, учитывая их интенсивность и продолжительность. Важно, чтобы ребята
активно участвовали в играх и не простаивали долго на морозе.
В данной книге мы
предлагаем вам несколько игр, которые можно использовать для проведения зимнего
спортивного праздника.
Мяч и булава
Игроки каждой команды
выстраиваются за общей линией старта в колонну по одному. Рядом с направляющими
игроками на льду лежат 2 набивных мяча. На расстоянии 40 м от линии
старта против каждой колонны поставлены 2 булавы. По сигналу направляющие
игроки команд берут мячи и бегут к булавам, кладут мячи, а с булавами
возвращаются к своей колонне спиной вперед. За линией старта они передают
булавы следующим игрокам. Те устремляются вперед, ставят булавы на место, берут
мячи и возвращаются спиной вперед.
Побеждает команда, игроки
которой быстрее выполнят задание.
Складанка‑мозаика
Для проведения игры надо
заготовить десяток открыток с изображениями на зимнюю тему. Открытки разрезают
(произвольно) на 8–10 частей, затем перемешивают. Каждому входящему на
праздник вручают часть открытки.
В определенное время
ведущий сообщает в громкоговоритель, что объявляется конкурс на лучшую
коллективную открытку. Играющие должны из имеющихся у них частей составить
открытку. Группа, выполнившая задание первой, получает приз. Все части в
открытке должны точно совпадать.
«Рыбаки» и «рыбки»
На стадионе ограждают
площадку примерно 20 на 30 м. По жребию одна команда становится «рыбками»,
а другая – «рыбаками». Все «рыбки» располагаются произвольно по всей площадке.
Четыре игрока другой команды («рыбаки»), взявшись за руки, образуют «невод». По
сигналу «рыбаки» начинают преследовать «рыбок», стараясь догнать любую из них и
сомкнуть вокруг нее руки. Пойманный игрок выбывает из игры. Игра продолжается 3 минуты,
после чего участники меняются ролями. Выигрывает команда, «рыбаки» которой
поймают больше «рыбок».
Парные гонки
Участники делятся на
команды и строятся парами за общей линией старта. У каждой пары связаны ноги
шарфом выше колена (правая нога одного участника с левой ногой другого). Перед
командами на расстоянии 40 м от линии старта установлена стойка. По
сигналу первые пары бегут к стойкам и возвращаются на место. Затем стартуют
следующие пары.
Выигрывает команда, раньше
закончившая эстафету. |