Цель
урока:
1)
выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и
отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного;
2)продолжить
работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного
чтения;
3)
способствовать развитию творческого воображения уч-ся; 4) работать над лексикой и грамматикой
английского языка на литературном произведении.
Оборудование: интерактивная доска ПО Microsft Power Point,
иллюстрации уч-ся к повести, элементы костюмов для инсценировки эпизодов,
фрагмент х/ф «Приключения Тома Сойера».
Ход
урока.
-Сегодня
на уроке мы поговорим о недавно прочитанном произведении художественной
литературы. Что является отличительной
чертой художественной литературы? (Художественный образ)
-Что такое художественный образ?
(Картинка в нашем воображении)
-Какова роль художественного образа?
-Мы уже знаем, что художественная литература
берет свое начало в фольклоре. Что такое фольклор?
-Какие жанры фольклора вам знакомы?
-Какой из них, по-вашему, является
наиболее интересным для народа и любимым? Почему?
(Один
из самых любимых жанров – сказка, т.к. в ней острый сюжет, герои участвуют в
необыкновенных событиях, приключениях; добро всегда побеждает зло; герои
делятся на положительных и отрицательных; в сказках встречаются произведения
других жанров устного народного творчества (песни, загадки, пословицы и т.д.);
сказка всегда чему-нибудь учит (нравственный урок).
-Стремление
человека видеть в жизни торжество справедливости, стремление к познанию жизни,
стремление сделать свою жизнь интересной и красивой привело к рождению в
художественной литературе жанра, очень близкого сказке, жанра приключений. Каковы особенности этого жанра?
-Какие
приключенческие произведения и каких авторов нам знакомы? (Д.Дефо «Приключения
Робинзона Крузо», Р.Распе «Вечера барона Мюнхгаузена»)
-Сегодня
у нас в гостях один из самых интересных людей своего времени, не только
любитель невероятных приключений, но и великий мастер их рассказывать. Кто же это?
Ученик
в роли М.Твена рассказывает о себе на английском языке.
-Кто же это? Что вы узнали о писателе? (Уч-ся отвечают по-русски)
М.Твен.(по-русски).Я надеюсь, дети, что вас, как и меня,
привлекает жизнь, полная невероятных событий, где есть возможность проявить
свою ловкость, смекалку, мужество и смелость. А потому я рассчитываю на ваш
интерес к моей ранней повести «Приключения Тома Сойера». Вам знакомо это
произведение? Я хочу узнать, кто из вас является самым внимательным читателем, и предлагаю
небольшую викторину по содержанию повести.
-М.Твен
не случайно задал вам вопрос о том, что любит читать Том. Согласитесь, наши
читательские вкусы говорят о многом: о наших интересах, нашем вкусе, нашем
жизненном опыте, о наших желаниях. И сегодня у нас появляется очередная
возможность рассказать о себе, поделившись своими впечатлениями о прочитанной
повести М.Твена и о его главном герое Томе Сойере. Нашу беседу я назвала, обратившись
к цитате, «Он был вовсе не злой, а просто озорник…» Кто сказал о Томе эти слова? (Тетя Полли)
-Согласны ли вы с ее мнением?
-Наша
задача сегодня- доказать справедливость этой характеристики (или опровергнуть
ее), обратившись к содержанию книги, к тексту. Что мы знаем о судьбе Тома, об условиях его жизни? Послушаем самого
героя.
Ученик
в роли Тома Сойера рассказывает о себе на английском языке..
Уч-ся
отвечают по-русски, переводят рассказ.
-Наше
знакомство с Томом на страницах повести происходит в следующем эпизоде. Каким мы видим Тома в этой сцене?
Инсценировка
из глав 1 «Драка» (Том в этой
сцене задиристый, забияка, драчун)
-Но у Тома в городке много друзей и
приятелей. Почему? Какие качества его характера, поступки привлекают в нем?
(Уч-ся вспоминают эпизоды в школе с Бекки, когда он взял вину на себя, в
пещере, дружбу с Геком и др. Приходят к выводу, что Тома Сойера отличают доброта,
способность дружить, не таить долго обиду, умение заинтересовать друзей новой игрой. Он выдумщик, фантазер, ему
присущи смекалка, великодушие.)
-Вспомните следующий эпизод и подумайте,
почему этот поступок Тома можно назвать мужественным. (Том - добрый и честный человек, он не мог допустить
свершения несправедливости над Меффом Поттером. Однако признание требовало
мужества от мальчика, т.к. ему пришлось перешагнуть через страх перед убийцей,
через страх перед последующими
преследованиями.)
-А как вы думаете, если бы Том был вашим
товарищем, у вас были бы причины для ссор и размолвок? С чем в его характере и
поступках можно не согласиться?
-Вспомним следующий эпизод. О чем он?
Как вы оцениваете Тома в этой сцене?
Инсценировка
«Маляр» (на английском языке)
(Ребята
отвечают на поставленный вопрос по-русски и по-английски: Том здесь хитрый, ленивый,
пользуется доверчивостью товарищей, чтобы переложить на их плечи работу.)
-И снова обращаюсь к словам тети Полли:
«Он был вовсе не злой, а просто озорник… И сердце у него было золотое…»Чего же
все-таки в Томе больше: озорства или доброты? Почему его любят?(Доброты в нем больше. На Тома можно положиться: в
трудных ситуациях он не предаст, выручит, поможет. Он не испытывает ненависти к
людям, наоборот, их любит жалеет.)
-О
том, что Том является одним из любимых
героев, говорят и ваши иллюстрации, на многих из них главным действующим лицом
является Том. (См.,анализируем многочисленные иллюстрации).
-И
хоть Том жил в 19 веке, но его судьба и судьба его товарищей продолжают
волновать и наших современников. По мотивам этой повести был поставлен
спектакль, созданы художественный фильм, мультфильм. Посмотрите кинофрагмент. Похож ли Том, чей образ создан юным актером Федей Стуковым, на
того Тома, который возник в вашем воображении?
Просмотр
кинофрагмента (уч-ся
делятся впечатлениями)
-А
теперь подведем итог нашей беседы. Справились
ли мы с задачей: доказали, что слова тети Полли о Томе справедливы?
-А как вы думаете, к кому обращена
повесть в первую очередь? (Детям)
-Для чего писатель рассказал эту
историю? Чему учит повесть? (Повесть
учит доброте, мужеству, честности, любви к нашим близким, заботе о них.)
-А какой урок, на ваш взгляд, могут вынести
взрослые читатели? (Их повесть научит доверять детям, не допекать по
мелочам, понимать их, заботиться о них (судьба Гека). Учителя должны понять,
что урок надо вести так, чтобы ученикам не было скучно, чтобы у них не было
времени играть на уроке с жуком. Нельзя наказывать детей физически: это унижает
их.)
-Почему повесть волнует и современного
читателя? (В ней освещаются «вечные»
темы, поднимаются нравственные проблемы, которые будут волновать людей всегда.)
-Вы
правильно поняли, что повесть М.Твена обращена и к детям, и к взрослым. Она
учит доброте, взаимопониманию и дружбе: дружбе детей, дружбе детей и взрослых,
потому что нет ничего более ценного в человеческих отношениях как умение
понимать друг друга, умение заботиться друг о друге. И завершить беседу об этих
прекрасных человеческих отношениях мне бы хотелось на поэтической ноте,
обратившись к стихам нашего современника, поэта Василия Федорова:
Всё
в дружбе есть:
Огонь,
чтоб согревать,
И
молот есть,
Взлетающий
упруго,
И
наковальня,
Чтобы
поддержать
При
дружеском ударе
Сердце
друга.
Подведение итогов, оценки за урок, за иллюстрации. |