Оноре де Бальзак. «Гобсек». Изображение в повести губительной власти денег. Бальзак — знаток человеческой души.
19.12.2010, 13:55:49
Тема.Оноре де Бальзак. «Гобсек». Изображение в
повестигубительной
власти денег. Бальзак — знаток человеческой души. Художественное
совершенство
произведений писателя-реалиста.
Цель:показать на примере конкретного произведения мастерство
Бальзака в изображении человека и общества; развивать навыки идейно-художественного
анализа произведения; содействовать формированию представлений учащихся об
истинных жизненных ценностях.
Оборудование:
портрет Бальзака, выставка книг писателя, текст повести «Гобсек», опорный
конспект.
Ход
урока
I.ОПРОС УЧАЩИХСЯ ПО ДОМАШНЕМУ
ЗАДАНИЮ
II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.Слово учителя.
Имя
Оноре де Бальзака уже в XIX веке стало синонимом гениальности. Не только
потому что им создано около ста романов и повестей «Человеческой комедии»,
насчитывающей около двух тысяч персонажей. В. Г. Белинский писал о нем:
«Посмотрите на Бальзака: как много написал этот человек, и несмотря на то, есть
ли в его повестях хотя один характер, хотя одно лицо, которое бы сколько-нибудь
походило на другое? О, какое непостижимое искусство обрисовывать характеры со
всеми оттенками их индивидуальности!»
Какой
бы частный случай ни описывал Бальзак, он всегда приходил к познанию скрытых,
затаенных законов общественной жизни. Многие образы его произведений стали
символами определенной эпохи и жизненной философии. Ростовщик Гобсек из
одноименной повести яркое тому подтверждение. Поиски художественного синтеза
определили композицию произведений Бальзака. Часто они построены на развитии
двух равных по своему значению сюжетов, по принципу «рассказа в рассказе». Так,
в повести «Гобсек», кроме истории жизни ростовщика, повествуется о двух
аристократических семьях: графа де Ресто и виконтессы де Гранлье. Благодаря
хорошо продуманной композиции разные сюжетные линии, переплетаясь и дополняя
друг друга, сливаются в яркий рассказ о жестоком мире, в котором правят деньги.
2.Построение в ходе беседы опорной схемы «Композиция
повести «Гобсек» и система образов».
Вопросы
к учащимся.
Каким
образом второстепенные персонажи связаны с Гобсеком?
Зачем
Бальзаку понадобилась такая сложная композиция для небольшой повести?
Можно
ли доверять рассказчику в повести?
Вывод.
Такая композиция отражает сущность современного Бальзаку общества. «Власть и
наслаждение — сущность нашего нового общественного строя... В золоте
сосредоточены все силы человечества», — говорит Гобсек. Поэтому именно Гобсек,
как представитель этой новой силы общества,— в центре композиции. В руках его
ниточки судеб тех, кто в погоне за наслаждениями теряет деньги и власть,
спокойствие, счастье и достоинство. Обратимся к образу главного героя.
3.
Вопросы и задания для работы над характеристикой Гобсека
Каким
изображен Гобсек в рассказе стряпчего Дервиля?
Обратите
внимание на его внешность, образ жизни, характер.
Найдите
в тексте метафоры, сравнения, эпитеты, которыми Дервиль определяет жизнь и
характер Гобсека («человек-скряга», «золотой истукан», «человек без сердца»,
«бесполое существо», «человек-вексель», «тайна за семью замками» и т.д.).
В
чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека?
На
каких литературных героев похож Гобсек?
Дервиль
говорит о Гобсеке, что «в нем живут два существа: скряга и философ, существа
подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов.
7)
Вспомните высказывания Гобсека, раскрывающие его жизненную философию.
4.Проверка письменного домашнего задания.
Продолжите
цитаты, дополните их другими:
«На
земле нет ничего прочного, кроме...» (золота).
«Человек
везде одинаков: везде борьба...» (между бедными и богатыми).
«Лучше
самому давить, чем...» (позволять, чтобы тебя давили).
«Тщеславие
— это всегда...» (наше «я»).
«Я
владею миром, а мир...» (не имет надо мной власти).
«Золото
— это...» (духовная
сущность всего нынешнего общества).
«Жизнь
— это сложное и трудное ремесло, и надо...» (приложить усилие, чтобы ему
научиться).
Какие
мысли Гобсека вы считаете интересными и актуальными?
С
какими высказываниями вы не согласитесь?
5.Продолжение беседы.
Дервиль,
рассказывая о Гобсеке, размышляет о судьбе и характере ростовщика: «Знает ли
он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» и дальше: «Да неужели все
сводится к деньгам?»
Вопросы
к учащимся.
Есть
ли в повести ответ на эти вопросы? (Вспомните историю самого Дервиля, Фанни
Мальво, Анастази, Камиллы и Эрнеста де Ресто.)
Как
вы понимаете финал повести? (Дервиль сетует, что «придется отдать огромное
состояние в руки непотребной женщины», племянницы Гобсека.)
Насколько
актуален в наши дни герой Бальзака?
Помогла
ли вам повесть в поисках ответов на вопросы современной действительности, о
чем заставила задуматься?
6.Художественное совершенство произведений Бальзака.
Слово учителя.
«Художник,—
утверждает Бальзак,— это человек, привыкший делать из своей души зеркало, в
котором вся вселенная отразится» (статья «О художнике»).
Даже
в небольшой повести Бальзаку удалось показать реалистичную картину современной
ему Франции, раскрыть главную движущую силу этого общества — материальный
интерес, деньги. Писатель создал яркие характеры, воплотившие типичные черты
эпохи.
Внимательные
читатели отметят еще и великолепную бальзаковскую живопись. Давайте еще раз
вернемся к тем страницам, где Бальзак достигает наибольшей живописной
выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров.
(Учащиеся
читают описание портрета Гобсека, описание ростовщика, рассматривающего
драгоценности, сцену в комнате умершего графа де Ресто, описание спальни
Анастази или званого обеда у холостяка.)
Вывод.
Как много может сказать слово мастера! В нем и многообразие красок художника,
и гениальный слух композитора, и тонкое замечание психолога, и глубокая мысль
философа, и вся Франция XIX века, которую увидел, почувствовал и понял
гениальный Бальзак.
IV.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать
роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».