Современная педагогическая диагностика представляет собой вполне
зрелую прикладную науку. В статье представлены положения, позволяющие
дать достаточно детальную и точную картину системы педагогической
диагностики
1. Определение диагностики. Под педагогической диагностикой понимается
система специфической деятельности педагогов и педагогических
коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с
целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Систему
диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики,
результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся
диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов
диагностики в образовательном процессе.
Основными сторонами диагностико-оценочной деятельности, как отмечалось
ранее , являются предмет, субъект, объект, характер и основания, с
помощью которых определяются те или иные оценки, используемые далее в
процессе педагогической диагностики.
2. Предмет педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих
свойств личности, включенной в образовательный процесс. Отсюда следует,
что эта диагностика является, или должна являться, (там, где она ещё не
используется) частью педагогической практики и теории, т.е. педагогики.
Отсюда, однако, не следует, что отношения педагогики и диагностики
безоблачны. Напротив, история педагогики и теории педагогических
измерений указывает не только на факты трудностей, возникавшие в
отношениях между ними, но и на конфликты. Достаточно вспомнить об
отношениях педагогики и педологии 30-х годов: основным методом последней
были тесты, использовавшиеся для диагностики личности.
3. Субъектами диагностики, в связи с отсутствием в стране
тестологического образования, могут стать кадры педагогов-тестологов,
получающих специальное дополнительное образование в системе
научно-педагогических специализированных учреждений. Например, по заказу
Центра тестирования Министерства образования РФ автором этой статьи
разработаны тематический план и программа подготовки
профессорско-преподавательского состава вузов по курсу "Основы
педагогических измерений". План и программа подготовлены для обучения
специалистов-тестологов в системе дополнительного образования в объеме
480 часов. Форма обучения - очная и заочная.
4. Объектом педагогической диагностики являются учащиеся и
студенты всех образовательных учреждений. Нередко возникает вопрос об
образовательных системах и о состоянии образовательного процесса, как
объекте диагностике. Тогда предметом педагогической диагностики могли бы
стать оценка результатов и оценка состояния этого процесса. Но такую
постановку вопроса можно отнести к числу спорной.
По мнению автора, в таком случае возникает пересечение с
педагогической экспертизой, аттестацией и аккредитацией, все имеющие
свой собственный предмет исследования и практической деятельности. Все
они, правда, должны были бы опираться на научно-педагогическую
диагностику. Этого, однако, нет и не будет довольно скоро - до тех пор,
пока экспертизу, аттестацию и аккредитацию проводят чиновники
Министерства образования. Но для дела образования России эта ситуация
абсолютно тупиковая. В других странах, имеющих развитые образовательные
системы и развитое гражданское общество такую работу поручают только
независимым и специализированным тестовым центрам.
Неслучайно вместо независимой диагностики и научной экспертизы в
Министерстве образования выбрали методы неожиданного
полицейско-коррупционного налета на частные вузы . В этом вопросе
Министерство образования РФ подаёт стране и всему цивилизованному миру
самые худшие примеры нелегитимных действий.
Расширение объекта пошло бы не на пользу диагностике; последняя
могла бы более успешно специализироваться на вопросах измерения учебных
достижений учащихся и студентов, как главного метода педагогической
диагностики. Если диагностика образовательных систем и состояние
образовательного процесса строится на основании диагностических данных
испытуемых, то здесь мы имеем дело с несколько иной проблемой, а именно,
- с применением и интерпретацией данных педагогической диагностики.
5. Функции диагностики. Являясь важной частью процесса образования,
диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и
воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки
учащихся. По аналогии с тремя основными функции образовательного
процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание,
образование и обучение
а) В сфере воспитания - выявление и измерение состава и структуры
жизненных установок личности, мера овладение личностью культурным
потенциалом человечества.
б) В сфере образования - определение меры развития личности и
овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах
деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в
основном, можно отнести знания теоретические и методологические.
в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно
конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных
образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более
специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное
обучение.
В дополнение к педагогической диагностике целесообразно
использовать методы психологической диагностики. При этом акцент
рекомендуется делать не на изучение структуры личности (как это делается
сейчас с помощью личностных тестов), а на изучение таких свойства как
внимательность, память, интеллектуальные и творческие способности.
|