Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 22:10:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Орфография. Правописание слов с ъ и ь Употребление Ь и Ъ знаков в словах
19.04.2011, 12:04:11

Писать безграмотно- значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба

Цели урока:

1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.

2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.

3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация
2. Интерактивная доска, проектор
3. Тексты для индивидуальной и парной работы
4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
3. Представление компьютерной презентации
4. Работа учащихся с интерактивной доской
5. Индивидуальная и парная работа на местах
6. Дифференцированное домашнее задание
7. «Творческая мастерская» (стихотворения ребят о Ъ и Ь)
8. Работа с учебником

Ход урока

1. Работа с эпиграфом

Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы
(Учитель читает эпиграф, помещённый на втором слайде презентации).

Как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого).

А что значит грамотно писать?
Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?
(Орфография)

А что изучает графика?
(Оформление звуков речи буквами)

Эти разделы тесно связаны между собой. Почему?
(Письменную речь мы оформляем буквами, соблюдая при этом орфографические нормы).

Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому.

2. Учитель говорит тему урока (открывается первый слайд).

В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах).

Какие цели стоят перед нами?
(Открывается слайд №3, учитель читает и комментирует цели урока).

Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач.
3. Работа с компьютерной презентацией (интерактивной доской)

Русский язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…
(Ученик озвучивает результаты своей небольшой исследовательской работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в старославянских словах).

(Открываются поочерёдно слайды с 5 по 8).

4. Практическая работа (индивидуальная работа на местах и у интерактивной доски)

Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль 

На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания?
(Во всех есть Ъ)

Запишите эти слова в тетрадь и выполните морфемный разбор.
(Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске).

Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов.
Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.
(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

На закрепление вывода даётся небольшое задание («Лишнее слово»)

Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее.
(Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)

Вспомните, кроме функции разделения есть ещё какая-нибудь у Ъ?
(Нет)

5. Работа с учебником

У мягкого знака работы больше. Почему?
Поможет вам ответить на этот вопрос материал учебника на странице 86 параграфа 16.
Внимательно прочитайте текст параграфа и сделайте вывод о том, какую роль в словах может выполнять Ь. Подтверждайте свои выводы примерами.
(Обобщая материал учебника, ребята делают вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный)

6. Практическая работа

Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание.
(Открывается слайд, раздаточный материал с предложениями и сводной таблицей лежит на парте у каждого ученика. Эта работа может быть в парах или индивидуальная с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов отображаются на слайде).

В представленных предложениях необходимо найти слова с Ь и распределить их в таблице по трём колонкам (в зависимости от выполняемой функции).

Сформулируйте правило употребления разделительного Ь, пользуясь словами-примерами из третьей колонки таблицы.

Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?
(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).

7. Динамическая пауза

Закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»

8. Слуховой диктант (Заранее дети приготовили карточки с Ъ и Ь)

Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь.
(Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно.
Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор).

9. Подведение итогов урока

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.
От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове?
(Морфему!)

Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах.
(Ребята делают выводы, открываются слайды)

10. Дифференцированное домашнее задание

I. Подобрать 12 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь,
записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.
II. Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится».
III. Выполнить упражнение №250 с.94 из учебника.

11. «Творческая мастерская»

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке.
(Ученик читает стихотворение собственного сочинения).

В стране Русский Язык,
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
У одного хохолок на голове,
А другой лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Младший брат весельчак и добряк.
И зовётся он Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен.
И всегда во всём послушен!
Старший брат строг и суров,
Не говорит много слов.
И во всех он делах упёртый!
И зовётся он Знаком Твёрдым.
Но живут вместе братья дружно,
Не встают в те слова, где ненужно!
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах не мешают.
Если ты эти правила будешь знать,
То учёба пойдёт на «пять»!

(Каменева Анна, ученица 5 класса Б)

Примечания к уроку

Для контроля знаний можно предложить ребятам выполнить тест по повторенному и обобщённому материалу по теме «Употребление Ъ и Ь знаков в словах».

Эта работа выполняется с использованием интерактивной доски и раздаточным материалом.

Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. 

При недостатке времени выполнение этого теста можно перенести на следующий урок
В качестве повторения пройденного материала.

Тезисы

Как сделать современный урок более продуктивным и интересным? Этот вопрос волнует многих педагогов.

Использование интерактивной доски открывает большие перспективы перед учителем и учеником. Уроки проходят более интересно, насыщенно и полно. Учащиеся учатся применять современные технологии в реальной жизни. Интерактивная доска не может полностью заменить традиционный урок, она лишь служит гармоничным дополнением к нему.

С помощью интерактивных досок повышается эффективность подачи материала. Такая работа позволяет использовать различные стили обучения, учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, составлять схемы, делать ссылки.

Интерактивные доски помогают ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать новые идеи, корректировать и дополнять задания (многие дети лучше воспринимают визуальный материал).

Применение современных технологий помогает учителю в интересной форме преподнести учебный материал, что ведёт к повышению качества знаний. Дети могут работать с доской в небольших группах, создавая презентации. В таком случае происходит сотворчество учителя и учеников, повышается уровень исследовательской работы ребят.

Применение интерактивных досок сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов в преподавании.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 3516 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0