Одни из самых необходимых качеств современного человека - это
терпимое отношение к другим народам, осознание многообразия мира, где
каждый индивид обладает равными правами с представителями других стран,
может исповедовать свою религию и иметь собственные интересы.
МАОУ "Гимназия № 40" г. Калининграда ведет международную работу с
1994 г. За эти годы были организованы разнообразные по форме, типу и
месту проведения проекты с образовательными учреждениями Польши, Литвы,
Германии, Швейцарии, Франции и Великобритании.
Главная цель реализации международных проектов в образовательном
учреждении: воспитание учащихся как достойных представителей своей
страны, готовых к участию в межкультурном диалоге.
Международный проект помогает решать следующие задачи:
- обогащение содержания образования с учетом историко-культурной, геополитической специфики области проживания;
- расширение сферы общения учащихся через взаимодействие с предметной, социальной, информационной средой края и страны-партнера;
- формирование личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур;
- формирование коммуникативных компетенций.
Виды международного сотрудничества:
- школьно-ученический обмен;
- обучающе-развивающие проекты;
- поисковые экспедиции.
Один из самых известных и широко распространенных видов
международного сотрудничества - школьно-ученический обмен. Учащиеся
школ-партнеров из двух стран оговаривают тему и сроки проведения
проекта. Основная задача - знакомство с образовательными системами друг
друга и обмен опытом. Как правило, участники проекта обмена проживают в
семьях своих партнеров, что позволяет познакомиться не только с системой
образования, но и с бытовой жизнью той страны, где реализуется проект.
Это положительный аспект, потому что задействована вся семья: родители
получают дополнительную возможность познакомиться с друзьями своего
ребенка, его интересами за пределами семьи, а сам участник проекта
знакомится с другим образом жизни, учится находить контакт с "гостевыми"
родителями, получая неоценимый опыт общения.
Программа проекта состоит из трех частей:
- Образовательная. Мероприятия, направленные на решение основных
задач: сам проект, посещение уроков, круглый стол по проблемным
вопросам.
- Культурная. Обзорная экскурсия по городу, где реализуется проект, знакомство с музеями, выставками.
- Развлекательная. Свободное время, организованное в виде спортивных
соревнований, вечеров отдыха, музыкальных вечеров, походов в кино и др.
Для успешной реализации международного проекта необходимо решить следующие вопросы:
- Кадровый вопрос: ответственность педагогов-организаторов проекта,
желание/не желание работать в проекте, психологическая совместимость,
выполнение учебной программы, замена учителей, работающих в проекте.
- Вопрос активности учащихся и их семей: доступность зарубежных
путешествий, дополнительные заботы в семье, наличие/отсутствие
нормальных условий проживания, оформление документов.
- Вопрос времени: большие временные затраты на организацию проекта,
отсутствие личного времени у участников в процессе реализации проекта.
- Финансовый вопрос: необходимое количество финансовых средств, их источник.
- Языковой вопрос: выбор языка общения. Ограниченный круг учителей, владеющих иностранными языками.
Подготовительный этап международного проекта
На подготовительном этапе организации международного проекта в первую
очередь директор школы назначает руководителя, который курирует весь
проект и несет полную ответственность за его реализацию. Руководитель
поддерживает связь с родителями учащихся, анализирует итоги и сдает
отчет, в т. ч. финансовый, набирает команду педагогов с учетом
рекомендации директора школы и согласия самих педагогов. Количество
педагогов зависит от конкретного проекта и его финансового обеспечения.
Задачи команды педагогов:
- распределение обязанностей внутри команды;
- составление программы проекта;
- составление сметы проекта;
- набор группы учащихся для участия в проекте;
- оформление выездных документов: визы, медицинской страховки, заказ автобуса или покупка билетов;
- оформление договоров:
- об участии в международном образовательном проекте между
образовательным учреждением (далее - ОУ) и родителями учащегося;
- сотрудничестве ОУ с фирмой-перевозчиком;
- сотрудничестве ОУ с туристической фирмой и др.;
- обеспечение расселения и питания участников проекта;
- сотрудничество с другими педагогами в рамках проекта.
Составление сметы проекта
После составления программы можно приступать к составлению сметы проекта. В нее следует включить:
- стоимость оформления визы (оформление и пересылка приглашения, визовый взнос, расходы на проезд и проживание педагога, который оформляет визу, в случае командировки в Москву или Санкт-Петербург);
- медицинской страховки;
- набора медикаментов для оказания экстренной и мелкой медицинской помощи;
- процесса оформления программы (расходные материалы, телефонные переговоры);
- образовательной и культурной программы (аренда залов, входные билеты в музеи);
- проживания и питания;
- телефонной связи в процессе реализации проекта;
- транспортные расходы (заказ автобуса или билетов для группы);
- представительские расходы (подарки партнерам, ужин в кафе);
- непредвиденные расходы.
Стоимость участия в проекте для каждого учащегося (R) вычисляется по формуле:
где Р - общая сумма, требуемая для реализации проекта, С -
спонсорские средства, К - количество участников проекта. Полученная
сумма оглашается на организационном родительском собрании и вносится в
договор, который подписывают обе стороны.
Список документов для оформления визы
Виза оформляется от 3 до 10 дней, но время ожидания оформления может
занимать до двух месяцев. Список необходимых документов для оформления
визы можно найти на официальном сайте нужного консульства, но его
обязательно следует уточнить.
Для визита в консульство при себе необходимо иметь:
- Оригинал приглашения, содержащий:
- точные сроки проведения проекта;
- его название с указанием, что это образовательный проект;
- гербовые печати;
- подпись руководителя (в немецком консульстве требуют подпись руководителя, заверенную нотариально, или ксерокопию его паспорта);
- фамилии всех участников проекта в соответствии с их загранпаспортами.
- Договор между ОУ, где прописаны обязанности сторон.
- Приказ по ОУ, в котором назначаются руководители проекта и оговаривается список участников.
- Справка на каждого руководителя о том, что он работает в данном ОУ, с указанием размера его зарплаты.
- Справка из ОУ о том, что участники проекта являются его учениками.
- Оригиналы заграничных паспортов.
- Оригиналы или нотариально заверенные копии гражданских паспортов.
Этот пункт следует уточнить особо. Часто сотрудники консульства готовы
рассматривать простые ксерокопии гражданских паспортов.
- Копия свидетельства о рождении для всех несовершеннолетних, даже если у них есть гражданский паспорт.
- Доверенность от обоих родителей.
- Ксерокопии гражданских паспортов родителей.
- Фотографии (количество и размер зависят от требований консульства).
- Заполненные анкеты, бланки которых можно найти на сайте
посольства. Подпись в анкетах ставят родители, т. к. учащиеся еще
несовершеннолетние.
- Деньги на оплату консульского сбора.
- Если предполагается использовать арендованный автобус, то
необходимо представить копию договора об аренде и документы на автобус.
Организационные собрания
В период подготовки к проекту необходимо провести несколько общих
собраний со всеми участниками и их родителями, а также с командой
педагогов.
Первое общее собрание знакомит потенциальных участников проекта и их
родителей с целями и задачами проекта, с финансовыми затратами,
предыдущим опытом проведения схожих проектов. Мы, как правило,
предъявляем отчетную презентацию прошлого проекта с фотографиями
наиболее ярких событий, мест пребывания и т. д.
После собрания начинается комплектация группы.
Собрание, которое проводится за несколько дней до отъезда,
посвящается детальному ознакомлению с программой проекта, условиями
проживания, временем отъезда/приезда, подписанию договора (если он не
был подписан ранее). Родителям и учащимся обязательно сообщается
контактный телефон руководителя группы, дается рекомендательный список с
указанием вещей, необходимых для поездки.
Если же семьи сами выступают в качестве "гостевых семей", то даются
рекомендации о приеме, питании, режиме дня с учетом программных
мероприятий. Программу проекта получают не только учащиеся, но и их
родители.
Тематический международный проект "Сказки, сказания, легенды на новый лад"
Одним из ярких примеров международного проекта, организованного МАОУ
"Гимназия № 40" г. Калининграда, является русско-германский проект
(далее - проект) "Сказки, сказания, легенды на новый лад". Партнером
проекта стала гимназия "Штефанеум", г. Ашерслебен, Германия. За год до
реализации проекта была организована переписка между учащимися двух
стран и проведен ряд научно-методических конференций для преподавателей
школ-участников.
Проект проходил в рамках международного сотрудничества школ Германии и
Восточной Европы под эгидой Фонда Роберта Боша "Junge Wege in Europa".
Этапы проекта:
- Подготовительный. Оформление документов для немецкой делегации (октябрь - ноябрь).
- Визит немецкой делегации в Калининград (12-18 декабря).
- Оформление документов российской делегации (март - апрель).
- Визит российской делегации в Ашерслебен (6-15 мая).
- Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы (май).
Задачи проекта:
- Изучить сказки, сказания и легенды, связанные со страной и краем (городом) принимающей стороны.
- Проанализировать их историческую основу и культурное значение, языковые особенности.
- Разработать сценарий постановки, декорации и костюмы. Параллельно
учащиеся знакомились с системой образования страны-партнера,
достопримечательностями местности, где проводятся этапы проекта.
Выбирая тему проекта, мы исходили из того, что именно в сказках,
сказаниях и легендах можно легко найти как общее для культур обеих
стран, так и различия. Именно эта тема дает возможность проработать
языковые, литературные, художественные и исторические аспекты.
|