Школы каждый год встречают начинающих учителей, выпускников педагогических институтов. Освоиться в новой профессии непросто, и к счастью, еще встречаются такие педагоги-наставники, которые желают помочь молодому специалисту. Однако им приходится работать на собственном энтузиазме, поскольку наставничество
постепенно уходит из школ. Тема старая как мир и вместе с тем вечная,
всегда волнующая: это тема новых судеб, от которых зависит будущее.
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер
и включает формирование и развитие функциональных и личностных
(проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического)
компонентов деятельности преподавателя. В частности, выделяютсятри этапа данной работы:
1. Адаптационный. Центральное
звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная
работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические
занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой
учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую
очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:- требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, методист, социальный педагог.
Составляется план профессионального становления начинающего педагога
(приложение 1), определяется круг его обязанностей и полномочий,
проводится анкетирование (приложение 2), по результатам которого
вырабатывается программа адаптации.
Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту
предлагаются различные рекомендации и памятки (приложение 3), которые
предварительно обсуждаются с педагогом-наставником,
педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в
работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися
проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время
которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе
педагог-психолог может использовать таблицу.
Возможные недостатки в работе начинающего педагога и пути их преодоления
Недостатки в работе молодого учителя
|
Реакция обучающихся на недостатки
|
Способы преодоления недостатков
|
1
|
2
|
3
|
Неумение поддерживать внимание школьников
|
Отсутствие дисциплины и работоспособности у обучающихся, они постоянно отвлекаются, шумят
|
Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса школьников
|
Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися
|
Наличие аритмии в овладении знаниями
|
Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся. Правильная расстановка акцентов
|
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся
|
Неприязненное отношение к учителю
|
Сочетание требовательности с доверием
|
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться
|
Безответственное поведение
|
Соблюдение меры в требованиях
|
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
|
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю
|
Тщательная обдуманность поступков
|
Неумение контролировать внимание на главном, существенном
|
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении
|
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
|
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника
|
Ощущение постоянной перегрузки
|
Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику
|
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания
|
Пассивное отношение к восприятию информации
|
Постоянное нацеливание на переосмысление главного
|
Игнорирование самостоятельной работы обучающихся
|
Потеря ответственности и целеустремленности
|
Чередование различных видов работы на уроке
|
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
|
Безразличное отношение к информации учителя
|
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления
|
Неумение опираться на коллектив обучающихся
|
Пассивное поведение части обучающихся
|
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей обучающихся
|
Недостаточное внимание к организации домашних заданий
|
Потеря ответственности в выполнении установки педагога
|
Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимися заданий учителя
|
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу
|
Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке
|
Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации
|
Внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике
|
Отсутствие внимания, скука
|
Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех обучающихся в деятельностное состояние
|
Невнимательное
выслушивание опрашиваемого ученика, несвоевременное вмешательство в
ответ, постоянное подталкивание или одергивание
|
Нервозное состояние отвечающего ученика
|
Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана)
|
Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся
|
Притупление интереса к учебе
|
Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение)
|
Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся
|
Потеря уверенности в знаниях
|
Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся; мотивирование к интеллектуальному росту
|
Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся
|
Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей
|
Стимулирование творческой активности
|
Нерациональное распределение времени на уроке
|
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе
|
Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)
|
2. Основной, проектировочный. Проводится работа над темой самообразования, осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, начинается оформление портфолио. Разрабатывается и организуется программа адаптации, осуществляется корректировка
профессиональных умений молодого учителя, педагог-наставник и
педагог-психолог помогают выстроить собственную программу
самосовершенствования.
3. Контрольно-оценочный. На
этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в
профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков,
развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в
инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к
выполнению своих функциональных обязанностей.
Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и
развития педагогической техники. Молодого учителя, не имеющие опыта
работы с детьми, часто бывают прямолинейны, легко возбуждаются, кричат,
угрожают: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей
не приходи" и т. д. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя,
возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо.
Успех молодого учителя нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса,
жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко:
"Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть,
как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как
посмотреть".
Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков.
Поддержать учителя в самый ответственный период его становления должны
руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким он
будет.
Приложение 1. План профессионального становления молодого специалиста
Месяц
|
Содержание работы
|
Ответственные
|
Сентябрь
|
Час общения «Расскажи о себе»
|
Администрация школы
|
|
Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом
|
Директор школы
|
|
Закрепление наставников
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса
|
Руководители методических объединений
|
|
Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов
|
Зам. директора по УВР, председатель профкома
|
|
Ознакомление с требованиями оформления классного
|
Зам. директора по УВР журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
|
Октябрь
|
Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя»
|
Зам. директора по УВР
|
|
Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
|
Педагоги-наставники
|
|
Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»
|
Зам. директора по УВР, педагоги-наставники
|
|
Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе»
|
Педагог-психолог
|
Ноябрь
|
Консультация «Проектировочная деятельность классного
|
Зам. директора по УВР, руководителя и планирование воспитательной работы» педагоги-наставники
|
|
Практикум «Методика проведения внеклассных меро- Педагог-психолог,
приятий и праздников» | зам. директора по УВР
|
|
Декабрь
|
• Консультация «Современный урок: структура и конструирование»
|
Зам. директора по УВР
|
|
• Практикум «Анализ урока. Виды анализа». Посещение уроков наставников и их структурный анализ
|
Педагоги-наставники
|
Январь
|
• Семинар-практикум «Эффективность урока - результат организации активной деятельности обучающихся»
|
Зам. директора по УВР
|
|
• Мастер-классы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
|
Педагоги-наставники
|
Февраль
|
• Посещение уроков молодых специалистов
|
Педагоги-наставники
|
|
• Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока»
|
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
|
|
• Обзор периодической педагогической печати
|
Зав. школьной библиотекой
|
Март
|
• Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с обучающимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)
|
Зам. директора по УВР, педагоги-наставники
|
|
• Час психолога «Проблемы дисциплины на уроках» (практикум по решению педагогических ситуаций)
|
Педагог-психолог
|
Апрель
|
• Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями»
|
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
|
|
• Час психолога «Основные проблемы начинающего педагога в период адаптации в школе. Вопрос - ответ»
|
Педагог-психолог
|
Май
|
Подведение
итогов работы «Школы молодого учителя», семинар или аукцион
педагогических идей, методическая выставка достижений молодого учителя
|
Администрация,
педагоги-наставники,
педагог-психолог
|
Приложение 2. Анкета молодого специалиста
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, анкету.
Ф.И.О.
Дата
- Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
- С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
- Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
- Что Вас привлекает в работе коллектива
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
Памятка для наставника
- Вместе проанализируйте учебные программы и пояснительные записки к ним.
- Составьте совместно тематический план, обратите особое внимание на
подбор материала для повторения, практических и лабораторных работ,
экскурсий.
- Оказывайте помощь при подготовке к урокам, особенно первым, к
первой встрече с обучающимися. Трудные темы разрабатывайте совместно. В
своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока с
тем, чтобы дать молодому учителю возможность раскрыть наиболее сложные
темы.
- Готовьте и подбирайте дидактический материал совместно, а также
отбирайте вместе наглядные пособия, тексты задач, упражнений,
контрольных работ.
- Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
- Помогите в подборе методической литературы для самообразования.
- Без назидания, доброжелательно, делитесь опытом, демонстрируя свою работу.
- Своевременно, терпеливо и настойчиво помогайте, никогда не забывайте отмечать успехи в работе.
- Помогите молодому педагогу научиться не копировать готовый
материал, не надеяться на имеющиеся разработки, а накапливать
собственный педагогический опыт.
|