Оборудование: живые растения,
гербарии, таблица «Органы растений», модель
цветка.
I. Проверка домашнего задания
В форме фронтальной беседы
заслушиваем краткие рассказы учащихся о
растениях, их использовании человеком, об охране
растений.
II. Изучение нового материала
Понятие об органах растений (связь с
курсом природоведения).
1. Основные органы цветковых растений.
Демонстрация гербариев, живых растений, моделей
цветков.
2. Демонстрируются разнообразные типы
корневых систем растений, характер ветвления
корней, показывается связь строения с функциями
(всасывание питательных веществ, удержание
растений в почве.)
Здесь можно использовать
произведения: «Корни» В.Соколова, «Кукуруза»
Ф.Искандера, «Жарко рябины взметнулся костер...»
В.Рождественского, «Листы и корни»
И.А. Крылова, репродукции картин И.Репина
«Крестный ход в Курской губернии» и Мясоедова
«Засуха», П.Бровкина «Земля».
3. Рассказ об особенностях строения
стеблей и листьев у разных растений (кактус,
пеларгония, ряска, кувшинка, верблюжья колючка) с
использованием таблиц и гербария. Можно
прочитать: «По поводу одного заблуждения»
Н.Глазкова, «Стебелек» В.Мозурюнао, «Подсолнух»
Н.Жоголева, «Эвкалипты» А.Оленича-Гнененко;
«Росянка» В.Рождественского, «Со всех сторон
простор осенний» В.Торопыгина, «Осень»
М.Лермонтова, «Зеленая застава» С.Маршака, «Дуб»
П.Комарова, «Земляника» Н.Гладкова.
Формулируется определение побега.
Виды побегов – прямостоячий, укороченный и т.д. В
побегах образуются, передвигаются и
откладываются питательные вещества. Можно
использовать: «Первая листва» А.Левушкина, «Дуб»
А.Пришельца, «Бамбуковый лес» А.Оленича-Гнененко,
«В весенний день мальчишка злой» Ф.Сологуба,
«Пень» В.Шалашова, «Сердцевина» В. Берестова,
«Пастух кору надрезал» Н.Брауна.
4. Значение цветения. Ученики отвечают
на следующие вопросы. Когда цветет наибольшее
количество растений? Какие растения имеют мелкие
цветы, а какие – крупные? Всегда ли цветки
располагаются на побегах одиночно? Почему нельзя
срывать цветки? Демонстрация слайдов цветущих
растений, репродукции картины А.Грицкой
«Подснежники».
5. Строение цветка объясняется по
схеме, нарисованной на доске цветными мелками и
по модели цветка. Схема зарисовывается в
тетрадях.
6. Необходимость охраны цветущих
растений (связь с курсом природоведения).
III. Подведение итогов урока
Вывод: цветковое растение состоит из
цветка, побега, корня, листьев и плодов; цветок
состоит из цветоножки, цветоложа, чашелистиков,
лепестков венчика, тычинок, пестика.
Н.Крымов. Лето |