школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Суббота, 03.12.2016, 01:13:38

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Осень на полотнах Бориса Щербакова
01.02.2011, 11:36:18

Предварительное задание
Класс делится на 10 микрогрупп, каждая из которых получает небольшой текст: стихи и сочинения-миниатюры учащихся.

1.

Золотая осень
Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу читаю.
А. Барто

2.

Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы.
...............................
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.
Ф. Васильев

3.

Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Иван Бунин

4. Вот и пришла волшебница осень. Взмахнет она невидимой палочкой — начнет падать золото листьев с деревьев, устелет землю золотым ковром. Взмахнет волшебница другой раз — подуют холодные ветры, заторопят птиц, улетающих на юг. Взмахнет третий раз — заискрится иней на траве. Ходит она по лесам, по полям, по дорогам, никто ее не видит, но все знают: осень пришла (Катя Н.).
5. Осень — красавица. Ей нравится носить наряды багряных и золотых тонов. В ушах у нее дрожат и переливаются сережки из кленовых листьев. Осень — щеголиха. Что ни день, то все ярче и ярче ее наряды, а дополняет их синева неба, тонкая паутина деревьев, грибы мухоморы в траве, черные клинья улетающих птиц. Красота! (Маша Т.)
6. Вот и пришла злющая старуха осень. Трудно с ней ладить. Она вечно злится: дует ветром, швыряет листья, срывает шляпы с голов прохожих. Но ей и самой плохо. Может быть, поэтому осенью так часто идет мелкий нудный дождь. Это осень плачет (Лена Е.).
7. Осень я вижу обиженной девочкой. Она потеряла ключи от лета. Вот и плачет дождем, сердится ветром, кричит прощальными криками птиц. Осень, не плачь! Все будет хорошо. Лето через год опять вернется (Костя С.).
8. Осень — ужасная разбойница! Смотрите, что творит! Клены подожгла за одну ночь, и несколько недель горит пожар багровых кленовых листьев, который не может потушить ни одна пожарная машина. А еще осень расплескала лужи на дороге. Надо обувать резиновые сапоги. А то еще дождем начнет брызгать, снежком сыпать, ветром полы одежды поднимать. Бр-р-р! (Олег Е.)
9. Осень — необыкновенная труженица. У нее множество дел. Нужно позаботиться о деревьях, помочь им сбросить листву на зиму. Укрыть листьями землю, чтобы не замерзли корешки растений. Подуть холодным ветром, полить ледяным дождем людей, чтобы вспомнили: скоро зима, нужно весь урожай быстрей собрать (Саша Б.).
10. Я представляю осень искусной художницей. В палитре ее немного цветов: багряные, золотые, коричневые, но они удивительно красивы. Каждое дерево осень красит в свой цвет: березу — в золотой, клен — в яркий багрянец, а каштан получил чуть не все цвета: здесь и красный, и желтый, и зеленого немного, а по краям — коричневая каемочка. Красиво! (Марина К.)

Дети дома читают тексты и думают над вопросом, какой образ осени сложился у них? И затем на уроке один из учеников от каждой группы (по указанию учителя) читает заданное его группе стихотворение или миниатюру, а желающие отвечают на вопрос.
Вывод
. У каждого человека свое восприятие осени. Разные авторы — и разные образы осени: то красавица или художница, то почтальон или разбойница, то шалунья или труженица...

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Художник и его кредо

О своих творческих принципах Борис Щербаков говорил: «Задача художника найти в жизни момент волнующий, в истории народа — значимый, в природе — выражающий определенное настроение, в портрете — душевное состояние, характер. Для того чтобы произведение волновало зрителя, необходимо, чтобы художник сумел как можно ярче выразить суть явления не только с максимальной правдивостью, но и с участием творческой мысли и пониманием идеи».
Творчество Бориса Щербакова разнообразно: тематическая картина, портрет, натюрморт, пейзаж. Однако пейзажи занимают особое место. Их у художника более тысячи. Они написаны в лучших традициях пейзажной живописи. Образ природы на полотнах Щербакова отличается мажорным, жизнерадостным звучанием.
О мастерстве живописца свидетельствует, к примеру, рассказ художника Павла Корина о том, как в свое время группе художников, в том числе и Щербакову, было заказано сделать копии с шедевров Дрезденской галереи. Ему достались для копирования два шедевра — «Вирсавия» Рубенса и «Святое семейство» Мантеньи. Работа заняла более двух лет. Когда в Дрезденской галерее рядом с оригиналами выставили копии, то тысячи зрителей были потрясены виртуозностью работы наших художников, которые смогли передать малейшие особенности каждого мазка, каждого штриха шедевров...
Борис Щербаков был уверен, что «природа настолько многолика и бесконечно разнообразна в своих проявлениях, что всегда находится мотив, чем-то трогающий душу. Даже в скучный, серенький денек, когда все так обыденно. Но вдруг легкий ветер шевельнет ветки молодых берез на поляне, и повеет свежестью, и уже бодро смотрим мы в темнеющую даль с надеждой, что день не пройдет даром. Так родился небольшой пейзаж «Свежий ветерок». И все это Родина, все то, без чего человек жить не может, что дает ему силы в трудную минуту, покой в дни тревог и чистую радость, когда счастье коснется вдруг своим легким крылом».
Если в картине «Свежий ветерок» выражена надежда, то в картине «Верба зацвела» (из цикла «Ясная Поляна») — радость, в картине «Вихри грозовые» — ожидание и тревога, в картине «Боярышник цветет» — умиротворенность и покой, в картине «Старая ракита» — преклонение перед красотой природы... А впрочем, каждый зритель может почувствовать что-то свое.

Осень

Из биографии художника

Имя Бориса Валентиновича Щербакова — народного художника СССР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии художеств СССР — занимает почетное место в ряду мастеров кисти. С 1944 г. его работы экспонируются на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, они находятся в коллекциях музеев и картинных галерей.
Борис Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Петрограде в семье художника Валентина Щербакова — ученика Ильи Репина и Франса Рубо (автора знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва»). Всё благоприятствовало развитию природных способностей мальчика: первые профессиональные навыки он воспринял от отца; видел, как пишет этюды А.А. Рылов, сам писал рядом с ним на пленэре, пользовался его советами; консультировался у превосходного педагога и художника В.Е. Савинского — любимого ученика П.П. Чистякова... Борис Щербаков много писал, проявляя особый интерес к творчеству А.И. Куинджи.
Рано освоив основы изобразительной грамоты, в 17 лет он выдержал экзамен во Всероссийскую академию художеств и стал одним из лучших студентов. Через шесть лет (в 1939 г.) Борис Щербаков успешно заканчивает академию и начинает работу над тематическим полотном «Петр I принимает иностранных послов». А в «сорок первом, в сорок памятном году прокричали репродукторы беду».
С первых дней Великой Отечественной войны Борис Щербаков — в рядах Советской армии. В должности командира саперного взвода, а затем как художник он находился на Западном и Ленинградском фронтах. Известно, что во время войны «музы не молчат», и художник написал ряд батальных картин, сделал множество зарисовок солдат и офицеров — участников боев.
Май 1945 года. Долгожданная победа! И с ней возвращение к мирной жизни. Фронтовые зарисовки легли в основу созданной Борисом Щербаковым портретной галереи воинов-героев: маршалы А.А. Гречко, М.Е. Катуков, летчики А.И. Покрышкин, И.И. Кожедуб... В 1947 г. на одной из художественных выставок экспонировалась картина Бориса Щербакова «В семье героя».

Осенние мотивы

Все, кто бывал в мастерской Бориса Щербакова (в Большом Черкасском переулке), любовались пейзажем «Литвиново», который висел на стене у окна. Подмосковье. Река Нара. Сентябрь. Бирюзовое осеннее небо с бегущими облаками. Золотой ясень, багряный клен, червонные листья молодых берез, серебристая ветла вдали. Сверкает холодная сталь водной глади, и неожиданно яркой зеленью горит свежескошенный луг...
Осенние мотивы. Они нередко звучат в творчестве художника: «Осень», «Пруд в селе Курки. Осень», «Ноябрьское утро. Зловещий пруд», «Поля опустели...». Осенние мотивы присутствуют и в большой пейзажной сюите Бориса Щербакова, посвященной Пушкину, Лермонтову, Тургеневу, Л. Толстому, Чехову, Шолохову...
Мысль об этом зародилась у художника давно, еще в 1934 году. Тогда он, будучи студентом Академии художеств, отправился в Михайловское. В то время это был тихий, заброшенный уголок России. Сиротливо стоял домик Арины Родионовны в зарослях сирени, фундамент господского дома зарос бурьяном... Так, еще неосознанно было положено начало странствиям Бориса Щербакова по литературным местам: Кавказ, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Молдавия, Ростов Ярославский, Дон...
В результате художник создал циклы картин, каждый из которых посвящен одному из писателей. Даже по названиям некоторых картин можно догадаться — кому: «Уж небо осенью дышало» (Пушкин), «Гроза над Ясной Поляной» (Л. Тол­стой), «На просторах Придонья» (Шолохов), «Дерево бедных» (Л. Толстой), «Утро туманное, утро седое...» (Тургенев), «Задонские дали» (Шолохов).
Создавая циклы, художник стремился в живописных образах показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие представление о родине, которую писатели любили «истинно, свято и разумно».

В ожидании зимы

Экскурсия в осень

Летом 1961-го в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого была открыта выставка работ Бориса Щербакова «Четыре времени года в Ясной Поляне». Мы совершим воображаемую экскурсию в одно из них — в осень. Художник поведет нас не как гид, а как поэт-спутник, останавливаясь в местах, его поразивших, передавая нам свою любовь к родной земле, освященной духом жившего и творившего на ней гения. Иногда он будет предлагать нам вспомнить то цитату из дневника или письма Толстого, то сцену из романа-эпопеи «Война и мир», то страницы из повести «Утро помещика» или романа «Анна Каренина»...
Итак, осенние пейзажи Ясной Поляны.

«На Прудище в ноябре»

На «Прудище» в ноябре

Прудище — неширокая долина, по которой идет дорога от усадьбы к реке Воронке.
Прудище отделяет Абрамовскую посадку (по имени садовника Абрамыча, принимавшего участие в ее посадке; название рощи сохранилось до наших дней) от других березовых посадок Толстого и «елочек».
Осенью, когда начинается красочный многоцветный карнавал лиственных деревьев, скромницы елочки остаются в своем обычном зеленом наряде. Завидное постоянство!

Осень смирилась
С хвойной стеной:
Красить не будет
Ни сосен, ни елок...
Осень обходит их стороной,
Осень боится острых иголок!
Виктор Мусатов. Осень боится

На Прудище Толстой косил траву — сенокос обычно начинался отсюда. Косили артелью. В своих «Воспоминаниях» сын Толстого Илья Львович рассказывал: «Отец косил хорошо, не отставал от других, хотя потел сильно и, видимо, уставал... Днем мы сушили траву и собирали ее в копны, а по вечерней росе опять выходили с косами и работали до ночи».

«Пруд в ноябре»

Вид на Большой пруд со стороны усадьбы. В годы занятий школой Толстой купался в Большом пруду со своими учениками или затевал с ними шумные катания на плоту.
Осень... С деревьев осыпались листья...

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду...
С. Есенин. Закружилась листва золотая...

Зимой Большой пруд превращался в каток, и Толстой с членами семьи, гостями и деревенскими ребятами катался на коньках, подолгу отрабатывая замысловатые фигуры.

«Месяц над рощей»

Нижняя часть Прудища у реки Воронки. Справа опушка Абрамовской рощи. «Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей...» (А.С. Пушкин). На втором плане в центре — елочки, перемежающиеся с березовыми посадками Толстого. Елочки похожи на вечнозеленых ежиков, а стройные березки — на белые свечи.
В одном из писем жене Л.Н. Толстой писал: «Правда, осень всегда бывает для меня тяжелым временем...»

«В зазеленевшей роще»

В 1873–1881 гг. по левой стороне дороги, ведущей к реке Воронке, Толстой посадил березовую рощу, названную «Абрамовской».
...Березовый лес Лев Николаевич очень любил. Большая часть земли, занятая под лесом, — березы. В «Абрамовскую» посадку осенью 1900 года Толстой ходил гулять с Горьким. Впоследствии Алексей Максимович вспоминал: «Был осенний хмурый день, моросил дождь, он (Толстой), надев тяжелое драповое пальто и высокие кожаные ботинки — настоящие мокроступы, повел меня гулять в березовую рощу. Молодо прыгает через канавы, лужи, отряхивает капли дождя с веток на голову себе и... ласковой рукою гладит сероватые, атласные стволы берез».

«Могила Л.Н. Толстого»

Лев Толстой в Ясной Поляне

От развилки в конце ясеневой аллеи одна из дорог ведет налево в лес. Заказ к могиле Л.Н. Толстого. Заказом крестьяне издавна называли запретный, «заказанный» лес, в котором не разрешались рубка и пастьба.
Место погребения, связанное с памятью о брате Николеньке, было указано самим Толстым.
Из «Воспоминаний» Л.Н. Толстого: «...главная тайна в том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы. Эта тайна была, как он (Николенька) нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого заказа, в том месте, в котором я... просил в память Николеньки закопать меня».
Л.Н. Толстой был убежден, что «этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».

«Осенние тополя»

После Ясной Поляны мы отправляемся в Молдавию, в город Кишинев, который был местом ссылки А.С. Пушкина. Когда молдавская осень вступает в свои права, то буйство красок достигает апогея! Пурпурно-красные цвета горят рядом с лилово-фиолетовыми, червонное золото сверкает на фоне глубокой синевы неба...
Из воспоминаний Бориса Щербакова: «...и вот пишу я с какой-то вновь обретенной радостью, раскованностью позолоченные осенью серебристые тополя, глядя на них снизу, а рядом — могучие вековые дубы, звенящие червонной листвой. И все это на фоне синего неба, которое в летнюю пору здесь обычно бледное, мутноватое, но зато теперь как будто выдало всю силу синего тона, на какую только способно!»
Эта мажорная радуга осени напоминает нам пушкинские строки:

...Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

«Красные сумерки»

«Над Днестром, — вспоминал художник, — по крутому холму растут удивительные деревья, осенью превращающиеся в чудесный букет, в котором преобладают красные тона — от глубокого вишневого до киноварной яри.
Начал я писать эту симфонию красных — глубоких и светлых, но всегда гармоничных — тонов в тихий час сумерек, когда над горизонтом поднимался огромный бледно-розовый диск луны. Назвал ее «Красные сумерки». Помню, писал я, а мне все казалось, что это сказка, что так не бывает. И вместе с тем я видел все это живое, шелестящее зарево перед своими глазами, мог дотронуться до него рукой. Видел осенние краски, неповторимые, единственные... К концу моей работы пейзаж сильно изменился. Густые вишневые краски поблекли, облетели ярко-красные листья, исчезли очарование и таинственность. Кончилась сказка!
Но я увозил ее с собой. На холсте».

Вместо заключения

Мы ценим искусство Бориса Щербакова не только за виртуозное владение техникой и редкую «натуральность», создающую эффект присутствия, но и за то, что оно вновь и вновь демонстрирует красоту родной природы, вызывает желание приобщиться к ней во все времена года. Зимой — постичь величие дремлющего под снежным покровом леса, весной — испытать очарование вешних зорь, летом — насладиться неяркой красотой севера, осенью — полюбоваться радугой красок разнотравья, цветов, кустарников и деревьев...

Домашнее задание

1. Составьте рассуждение на тему: «Пейзажная сюита Бориса Щербакова». (Устно или письменно — решает учитель.)
2. Отгадайте загадку:
Клены смотрят удивленно:
Маляра и краски нет...
Кто ж окрасил их, зеленых,
В красный цвет?
(Осень.)

3. Известно, что Пушкин осень любил, Л. Толстой недолюбливал. А каково ваше отношение к ней? (Ответ должен быть развернутым.)
4. Одинакова ли по настроению осень на полотнах Исаака Левитана и Бориса Щербакова?

Боярышник цветет
Категория: ИЗО | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, поурочное планирование, краски
Просмотров: 1294 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0