Предварительное задание
Класс делится на 10 микрогрупп, каждая из которых получает
небольшой текст: стихи и сочинения-миниатюры учащихся.
1.
Золотая осень
Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу читаю. А. Барто
2.
Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы.
...............................
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы. Ф. Васильев
3.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. Иван Бунин
4. Вот и пришла волшебница осень. Взмахнет
она невидимой палочкой — начнет падать золото листьев с деревьев,
устелет землю золотым ковром. Взмахнет волшебница другой раз — подуют
холодные ветры, заторопят птиц, улетающих на юг. Взмахнет третий раз —
заискрится иней на траве. Ходит она по лесам, по полям, по дорогам,
никто ее не видит, но все знают: осень пришла (Катя Н.).
5. Осень — красавица. Ей нравится носить наряды багряных и
золотых тонов. В ушах у нее дрожат и переливаются сережки из кленовых
листьев. Осень — щеголиха. Что ни день, то все ярче и ярче ее наряды, а
дополняет их синева неба, тонкая паутина деревьев, грибы мухоморы в
траве, черные клинья улетающих птиц. Красота! (Маша Т.)
6. Вот и пришла злющая старуха осень. Трудно с ней ладить.
Она вечно злится: дует ветром, швыряет листья, срывает шляпы с голов
прохожих. Но ей и самой плохо. Может быть, поэтому осенью так часто идет
мелкий нудный дождь. Это осень плачет (Лена Е.).
7. Осень я вижу обиженной девочкой. Она потеряла ключи от
лета. Вот и плачет дождем, сердится ветром, кричит прощальными криками
птиц. Осень, не плачь! Все будет хорошо. Лето через год опять вернется (Костя С.).
8. Осень — ужасная разбойница! Смотрите, что творит! Клены
подожгла за одну ночь, и несколько недель горит пожар багровых кленовых
листьев, который не может потушить ни одна пожарная машина. А еще осень
расплескала лужи на дороге. Надо обувать резиновые сапоги. А то еще
дождем начнет брызгать, снежком сыпать, ветром полы одежды поднимать.
Бр-р-р! (Олег Е.)
9. Осень — необыкновенная труженица. У нее множество дел.
Нужно позаботиться о деревьях, помочь им сбросить листву на зиму. Укрыть
листьями землю, чтобы не замерзли корешки растений. Подуть холодным
ветром, полить ледяным дождем людей, чтобы вспомнили: скоро зима, нужно
весь урожай быстрей собрать (Саша Б.).
10. Я представляю осень искусной художницей. В палитре ее
немного цветов: багряные, золотые, коричневые, но они удивительно
красивы. Каждое дерево осень красит в свой цвет: березу — в золотой,
клен — в яркий багрянец, а каштан получил чуть не все цвета: здесь и
красный, и желтый, и зеленого немного, а по краям — коричневая каемочка.
Красиво! (Марина К.)
Дети дома читают тексты и думают над
вопросом, какой образ осени сложился у них? И затем на уроке один из
учеников от каждой группы (по указанию учителя) читает заданное его
группе стихотворение или миниатюру, а желающие отвечают на вопрос. Вывод
. У каждого человека свое восприятие
осени. Разные авторы — и разные образы осени: то красавица или
художница, то почтальон или разбойница, то шалунья или труженица...
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
Художник и его кредо
О своих творческих принципах
Борис Щербаков говорил: «Задача художника найти в жизни момент
волнующий, в истории народа — значимый, в природе — выражающий
определенное настроение, в портрете — душевное состояние, характер. Для
того чтобы произведение волновало зрителя, необходимо, чтобы художник
сумел как можно ярче выразить суть явления не только с максимальной
правдивостью, но и с участием творческой мысли и пониманием идеи».
Творчество Бориса Щербакова разнообразно: тематическая
картина, портрет, натюрморт, пейзаж. Однако пейзажи занимают особое
место. Их у художника более тысячи. Они написаны в лучших традициях
пейзажной живописи. Образ природы на полотнах Щербакова отличается
мажорным, жизнерадостным звучанием.
О мастерстве живописца свидетельствует, к примеру, рассказ
художника Павла Корина о том, как в свое время группе художников, в том
числе и Щербакову, было заказано сделать копии с шедевров Дрезденской
галереи. Ему достались для копирования два шедевра — «Вирсавия» Рубенса и
«Святое семейство» Мантеньи. Работа заняла более двух лет. Когда в
Дрезденской галерее рядом с оригиналами выставили копии, то тысячи
зрителей были потрясены виртуозностью работы наших художников, которые
смогли передать малейшие особенности каждого мазка, каждого штриха
шедевров...
Борис Щербаков был уверен, что «природа настолько многолика и
бесконечно разнообразна в своих проявлениях, что всегда находится
мотив, чем-то трогающий душу. Даже в скучный, серенький денек, когда все
так обыденно. Но вдруг легкий ветер шевельнет ветки молодых берез на
поляне, и повеет свежестью, и уже бодро смотрим мы в темнеющую даль с
надеждой, что день не пройдет даром. Так родился небольшой пейзаж
«Свежий ветерок». И все это Родина, все то, без чего человек жить не
может, что дает ему силы в трудную минуту, покой в дни тревог и чистую
радость, когда счастье коснется вдруг своим легким крылом».
Если в картине «Свежий ветерок» выражена надежда, то в
картине «Верба зацвела» (из цикла «Ясная Поляна») — радость, в картине
«Вихри грозовые» — ожидание и тревога, в картине «Боярышник цветет» —
умиротворенность и покой, в картине «Старая ракита» — преклонение перед
красотой природы... А впрочем, каждый зритель может почувствовать что-то
свое.
Осень
Из биографии художника
Имя Бориса Валентиновича
Щербакова — народного художника СССР, лауреата Государственной премии,
члена-корреспондента Академии художеств СССР — занимает почетное место в
ряду мастеров кисти. С 1944 г. его работы экспонируются на
республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, они находятся в
коллекциях музеев и картинных галерей.
Борис Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Петрограде в семье
художника Валентина Щербакова — ученика Ильи Репина и Франса Рубо
(автора знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва»).
Всё благоприятствовало развитию природных способностей мальчика: первые
профессиональные навыки он воспринял от отца; видел, как пишет этюды
А.А. Рылов, сам писал рядом с ним на пленэре, пользовался его советами;
консультировался у превосходного педагога и художника В.Е. Савинского —
любимого ученика П.П. Чистякова... Борис Щербаков много писал, проявляя
особый интерес к творчеству А.И. Куинджи.
Рано освоив основы изобразительной грамоты, в 17 лет он
выдержал экзамен во Всероссийскую академию художеств и стал одним из
лучших студентов. Через шесть лет (в 1939 г.) Борис Щербаков успешно
заканчивает академию и начинает работу над тематическим полотном «Петр I
принимает иностранных послов». А в «сорок первом, в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду».
С первых дней Великой Отечественной войны Борис Щербаков — в
рядах Советской армии. В должности командира саперного взвода, а затем
как художник он находился на Западном и Ленинградском фронтах. Известно,
что во время войны «музы не молчат», и художник написал ряд батальных
картин, сделал множество зарисовок солдат и офицеров — участников боев.
Май 1945 года. Долгожданная победа! И с ней возвращение к
мирной жизни. Фронтовые зарисовки легли в основу созданной Борисом
Щербаковым портретной галереи воинов-героев: маршалы А.А. Гречко, М.Е.
Катуков, летчики А.И. Покрышкин, И.И. Кожедуб... В 1947 г. на одной из
художественных выставок экспонировалась картина Бориса Щербакова «В
семье героя».
Осенние мотивы
Все, кто бывал в мастерской
Бориса Щербакова (в Большом Черкасском переулке), любовались пейзажем
«Литвиново», который висел на стене у окна. Подмосковье. Река Нара.
Сентябрь. Бирюзовое осеннее небо с бегущими облаками. Золотой ясень,
багряный клен, червонные листья молодых берез, серебристая ветла вдали.
Сверкает холодная сталь водной глади, и неожиданно яркой зеленью горит
свежескошенный луг...
Осенние мотивы. Они нередко звучат в творчестве художника:
«Осень», «Пруд в селе Курки. Осень», «Ноябрьское утро. Зловещий пруд»,
«Поля опустели...». Осенние мотивы присутствуют и в большой пейзажной
сюите Бориса Щербакова, посвященной Пушкину, Лермонтову, Тургеневу, Л.
Толстому, Чехову, Шолохову...
Мысль об этом зародилась у художника давно, еще в 1934 году.
Тогда он, будучи студентом Академии художеств, отправился в
Михайловское. В то время это был тихий, заброшенный уголок России.
Сиротливо стоял домик Арины Родионовны в зарослях сирени, фундамент
господского дома зарос бурьяном... Так, еще неосознанно было положено
начало странствиям Бориса Щербакова по литературным местам: Кавказ,
Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Молдавия, Ростов Ярославский, Дон...
В результате художник создал циклы картин, каждый из которых
посвящен одному из писателей. Даже по названиям некоторых картин можно
догадаться — кому: «Уж небо осенью дышало» (Пушкин), «Гроза над Ясной
Поляной» (Л. Толстой), «На просторах Придонья» (Шолохов), «Дерево
бедных» (Л. Толстой), «Утро туманное, утро седое...» (Тургенев),
«Задонские дали» (Шолохов).
Создавая циклы, художник стремился в живописных образах
показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины
природы, дающие представление о родине, которую писатели любили
«истинно, свято и разумно».
В ожидании зимы
Экскурсия в осень
Летом 1961-го в Музее-усадьбе
Л.Н. Толстого была открыта выставка работ Бориса Щербакова «Четыре
времени года в Ясной Поляне». Мы совершим воображаемую экскурсию в одно
из них — в осень. Художник поведет нас не как гид, а как поэт-спутник,
останавливаясь в местах, его поразивших, передавая нам свою любовь к
родной земле, освященной духом жившего и творившего на ней гения. Иногда
он будет предлагать нам вспомнить то цитату из дневника или письма
Толстого, то сцену из романа-эпопеи «Война и мир», то страницы из
повести «Утро помещика» или романа «Анна Каренина»...
Итак, осенние пейзажи Ясной Поляны.
«На Прудище в ноябре»
На «Прудище» в ноябре
Прудище — неширокая долина, по которой идет дорога от усадьбы к реке Воронке.
Прудище отделяет Абрамовскую посадку (по имени садовника
Абрамыча, принимавшего участие в ее посадке; название рощи сохранилось
до наших дней) от других березовых посадок Толстого и «елочек».
Осенью, когда начинается красочный многоцветный карнавал
лиственных деревьев, скромницы елочки остаются в своем обычном зеленом
наряде. Завидное постоянство!
Осень смирилась
С хвойной стеной:
Красить не будет
Ни сосен, ни елок...
Осень обходит их стороной,
Осень боится острых иголок! Виктор Мусатов. Осень боится
На Прудище Толстой косил траву — сенокос
обычно начинался отсюда. Косили артелью. В своих «Воспоминаниях» сын
Толстого Илья Львович рассказывал: «Отец косил хорошо, не отставал от
других, хотя потел сильно и, видимо, уставал... Днем мы сушили траву и
собирали ее в копны, а по вечерней росе опять выходили с косами и
работали до ночи».
«Пруд в ноябре»
Вид на Большой пруд со стороны
усадьбы. В годы занятий школой Толстой купался в Большом пруду со своими
учениками или затевал с ними шумные катания на плоту.
Осень... С деревьев осыпались листья...
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду... С. Есенин.
Закружилась листва золотая...
Зимой Большой пруд превращался в каток, и
Толстой с членами семьи, гостями и деревенскими ребятами катался на
коньках, подолгу отрабатывая замысловатые фигуры.
«Месяц над рощей»
Нижняя часть Прудища у реки
Воронки. Справа опушка Абрамовской рощи. «Уж роща отряхает последние
листы с нагих своих ветвей...» (А.С. Пушкин). На втором плане в центре —
елочки, перемежающиеся с березовыми посадками Толстого. Елочки похожи
на вечнозеленых ежиков, а стройные березки — на белые свечи.
В одном из писем жене Л.Н. Толстой писал: «Правда, осень всегда бывает для меня тяжелым временем...»
«В зазеленевшей роще»
В 1873–1881 гг. по левой
стороне дороги, ведущей к реке Воронке, Толстой посадил березовую рощу,
названную «Абрамовской».
...Березовый лес Лев Николаевич очень любил. Большая часть
земли, занятая под лесом, — березы. В «Абрамовскую» посадку осенью 1900
года Толстой ходил гулять с Горьким. Впоследствии Алексей Максимович
вспоминал: «Был осенний хмурый день, моросил дождь, он (Толстой), надев
тяжелое драповое пальто и высокие кожаные ботинки — настоящие
мокроступы, повел меня гулять в березовую рощу. Молодо прыгает через
канавы, лужи, отряхивает капли дождя с веток на голову себе и...
ласковой рукою гладит сероватые, атласные стволы берез».
«Могила Л.Н. Толстого»
Лев Толстой в Ясной Поляне
От развилки в конце ясеневой
аллеи одна из дорог ведет налево в лес. Заказ к могиле Л.Н. Толстого.
Заказом крестьяне издавна называли запретный, «заказанный» лес, в
котором не разрешались рубка и пастьба.
Место погребения, связанное с памятью о брате Николеньке, было указано самим Толстым.
Из «Воспоминаний» Л.Н. Толстого: «...главная тайна в том,
как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не
ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы. Эта тайна была,
как он (Николенька) нам говорил, написана им на зеленой палочке, и
палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого заказа, в том месте,
в котором я... просил в память Николеньки закопать меня».
Л.Н. Толстой был убежден, что «этот мир не шутка, не юдоль
испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных
миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но
должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто
после нас будет жить в нем».
«Осенние тополя»
После Ясной Поляны мы
отправляемся в Молдавию, в город Кишинев, который был местом ссылки
А.С. Пушкина. Когда молдавская осень вступает в свои права, то буйство
красок достигает апогея! Пурпурно-красные цвета горят рядом с
лилово-фиолетовыми, червонное золото сверкает на фоне глубокой синевы
неба...
Из воспоминаний Бориса Щербакова: «...и вот пишу я с
какой-то вновь обретенной радостью, раскованностью позолоченные осенью
серебристые тополя, глядя на них снизу, а рядом — могучие вековые дубы,
звенящие червонной листвой. И все это на фоне синего неба, которое в
летнюю пору здесь обычно бледное, мутноватое, но зато теперь как будто
выдало всю силу синего тона, на какую только способно!»
Эта мажорная радуга осени напоминает нам пушкинские строки:
...Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
«Красные сумерки»
«Над Днестром, — вспоминал
художник, — по крутому холму растут удивительные деревья, осенью
превращающиеся в чудесный букет, в котором преобладают красные тона — от
глубокого вишневого до киноварной яри.
Начал я писать эту симфонию красных — глубоких и светлых, но
всегда гармоничных — тонов в тихий час сумерек, когда над горизонтом
поднимался огромный бледно-розовый диск луны. Назвал ее «Красные
сумерки». Помню, писал я, а мне все казалось, что это сказка, что так не
бывает. И вместе с тем я видел все это живое, шелестящее зарево перед
своими глазами, мог дотронуться до него рукой. Видел осенние краски,
неповторимые, единственные... К концу моей работы пейзаж сильно
изменился. Густые вишневые краски поблекли, облетели ярко-красные
листья, исчезли очарование и таинственность. Кончилась сказка!
Но я увозил ее с собой. На холсте».
Вместо заключения
Мы ценим искусство Бориса
Щербакова не только за виртуозное владение техникой и редкую
«натуральность», создающую эффект присутствия, но и за то, что оно вновь
и вновь демонстрирует красоту родной природы, вызывает желание
приобщиться к ней во все времена года. Зимой — постичь величие
дремлющего под снежным покровом леса, весной — испытать очарование
вешних зорь, летом — насладиться неяркой красотой севера, осенью —
полюбоваться радугой красок разнотравья, цветов, кустарников и
деревьев...
Домашнее задание
1. Составьте рассуждение на тему: «Пейзажная сюита Бориса Щербакова». (Устно или письменно — решает учитель.)
2. Отгадайте загадку:
Клены смотрят удивленно:
Маляра и краски нет...
Кто ж окрасил их, зеленых,
В красный цвет? (Осень.)
3. Известно, что Пушкин осень любил, Л. Толстой
недолюбливал. А каково ваше отношение к ней? (Ответ должен быть
развернутым.)
4. Одинакова ли по настроению осень на полотнах Исаака Левитана и Бориса Щербакова?
Боярышник цветет |