Создание
условий для интересного и результативного повторения темы «Части речи» через
использование на уроке стратегий чтения («слова-магниты» или «паутинка
ассоциаций», « мозговой штурм», «чтение с пометками», «синквейн»)
Повторить понятия «словосочетание», «нераспространенное
предложение».
Познакомиться с фрагментами литературных произведений
русских писателей, в которых имеются описание картин осени.
Формирование умения использовать метафоры и сравнения
в речи.
Развитие наблюдательности.
Оборудование.
Рабочая тетрадь, презентация картин
осенней природы, фонограмма Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»
ХОД УРОКА.
Орг.
момент.
Ребята. Сегодня у нас будет необычный урок русского
языка. Поэтому у нас на столе лежат цветные карандаши. А еще вы видите необычные тетради. Это путеводители нашего
урока. Как вы думаете, а зачем нам цветные карандаши на уроке русского языка? (дети предполагают, высказывают свои мысли). Итак, давайте не будем гадать, а просто
начнем наш необычный урок.
Актуализация
знаний.
Художественная
мастерская.
Ребята, посмотрите на обложку тетради (фото осеннего
пейзажа). Как вы думаете, а с какой темой будет связан наш урок? (осень)
Откройте тетрадь и нарисуйте краски осени. Я даю вам 5
минут. Какие краски осени вы использовали в своей картине? (ответы детей)
Нади
лишнее слово, аргументируй ответ.
ЖЁЛТЫЕ, ЖЕЛТИЗНА, ПОЖЕЛТЕЛИ, ЖЕЛТОК, ЖЁЛТЕНЬКИЙ,
ЖЕЛАТЬ, ЖЕЛТЕЮТ.
Лишнее слово ЖЕЛАТЬ, так как все слова родственные, а
слово желать – нет.
Давайте докажем, что оставшиеся слова родственные.
Какие слова называются родственными? (Это слова с одинаковым корнем, несущим
одинаковую лексическую нагрузку)
Выделите корень в родственных словах.
С помощью каких частей слова образованы родственные
слова. (С помощью приставок и суффиксов).
Участвует ли окончание в образовании родственных слов?
(Нет. Окончание меняет форму слова)
На какие три группы можно распределить оставшиеся
родственные слова? (По частям речи).
Запишите
слова в 3 столбика: 1 – имена существительные, 2 - имена прилагательные, 3 – глаголы.
ИМ СУЩ.
|
ИМ.ПРИЛ.
|
ГЛ.
|
желтизна
|
желтые
|
желтеют
|
желток
|
жёлтенький
|
пожелтели
|
Итак, ребята, сегодня на уроке мы повторим тему:
«Части речи». Но, чтобы это делать было интересней, я предлагаю наш урок
превратить в творческую лабораторию.
Основная
часть урока – повторения.
Сначала я
предлагаю вам посмотреть видеоролик. http://numi.ru/download.php?id=5192
(Клип. Основа – фотографии природы осенью:
подобраны фото с разной цветовой окраской осени, ее приметами - дождь, урожай, грибы, лужи, тучи…; в титрах
– автор музыки П.И.Чайковский, название муз.
Произведения Осенняя песня» из цикла «Времена года»)
Задачи просмотра:
Определить тему.
Постараться как
можно больше запомнить для себя что-то полезного.
По возможности найти что-то новое.
Возможно, по ходу просмотра вам будет что-то неясно и у вас появится
вопрос. Запомните его.
Просто получите эстетическое наслаждение от просмотра.
Видеоролик. Золотая
осень. Смена разных фотографий осенних зарисовок под музыку П.И.Чайковского
«октябрь» из цикла «Времена года»
Работа с
просмотренным материалом.
Сформулируйте тему ролика. (Осень)
По какому признаку вы это определили?
Давайте вспомним основные приметы осени, опираясь на
материал ролика.
Что для вас было новым, открытием?
Что было непонятно?
Кто автор музыки?
Какое музыкальное произведение прозвучало. Откуда это
может быть известно человеку, который этого не знал. (Надо внимательно читать
титры)
А где еще можно найти описание примет осени?(… и в
литературе)
Работа с
текстом.
Я предлагаю вам поработать с отрывками текстов, в которых есть описания природы
осенью. Сейчас вы прочитаете несколько
отрывков из разных произведений.
Задачи:
Чтение с пометками. Пометки следующие:
«?» – это мне не понятно,
«!» - это мне нравится,
«Ѵ»– это для меня новое.
Постараться найти как можно больше разных сравнений,
метафор примет осени, которые помогают украсить текст. Подчеркнуть.
Чтение (см. рабочая тетрадь в приложении). Звучит
легкая музыка.
Работа
после чтения.
Вспомните авторов отрывков произведений (Михаил
Пришвин, К.Ушинский, В.Короленко,
Д.Григорович, В.Арсеньев, Н.Сладков…)
Давайте разберемся с тем, что в текстах было непонятно.
Что для вас оказалось новым или необычным.
Что больше всего понравилось. Прочитайте.
Какие сравнения и метафоры нашли. В каком значении
употребляются слова в сравнениях и метафорах?
(В переносном)
Игра
«Слова-магниты»
А теперь, когда мы посмотрели на замечательные картины осени, прочитали прекрасные мысли великих писателей,
давайте поиграем в игру «Слово-магнит». Я предлагаю взять основное слово нашей
темы – ОСЕНЬ. Только я усложняю задачу.
Мы будем не просто «примагничивать» слова-ассоциации к основному слову. Мы еще
будем их классифицировать по частям речи.
ОСЕНЬ
|
Имя сущ.
|
Имя прилаг.
|
Глагол
|
Наречие
|
|
|
|
|
Что такое существительное? Что обозначает? (предмет,
событие, название…) На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?) Давайте вспомним главные события, действующие
лица осени: птицы, листья, дождь, грибы,
ветер, тучи, заморозки, лужи, погода, одежда, сапоги, зонтик, …
Какие слова относятся к именам прилагательным? Что
обозначают? На какие вопросы отвечают?) Как вы думаете, ребята, а признаки
каких слов будут обозначать наши прилагательные? (Признаки сущ. из 1 столбика):
перелетные, желтые, красные, багряные,
холодный, первые, теплая, сухая, хмурая…
Какие слова относятся к глаголам? Что обозначают? На
какие вопросы отвечают? Действия чего
обозначают наши слова-ассоциации? (действия наших имен сущ-х): собираются,
улетают, кружатся, идет, льет, срывает, несет, начинаются, одевают, …
Скажите, ребята, а как вы думаете, бывает ли признак у
глаголов, у действий? (…) Одно и то же действие можно делать по-разному, а
именно КАК? :хорошо, быстро, грустно, весело, плавно… Это НАРЕЧИЯ.
Пауза
отдыха. Показать
пантомиму. Учитель говорит слово. Ученик должен отреагировать на него
движениями или представить сказанное. Набор фраз. Вот и кончилось лето. Наступила осень. Птицы улетают. Дуют сильные
ветры. Стало холодать. Приходится доставать теплую одежду. А тут еще и дождь.
Где же зонт? Сапожки тоже придется
надеть. Лужи… Вот лист сорвался с ветки. Летит, кружится, танцует в воздухе и
плавно опускается на землю.
Итак, мы собрали слова в таблицу. Давайте посмотрим,
что у нас получилось.
Примерная
таблица.
ОСЕНЬ
|
Имя сущ.
|
Имя прилаг.
|
Глагол
|
Наречие
|
осень
листья
птицы
лужи
облака
тучи
дождь
ветер
сапоги
одежда
урожай
грибы
школа
листопад
|
золотые
желтые
багряные
серые
холодный
теплая
перелетные
частые
сильный
…
|
Улетели
Наступила
Идут
Похолодало
Выросли
Надевают
Собирают
Затянули
Появились
Запасают
Срывает
…
|
Холодно
Сыро
Скучно
Красиво
…
|
Работа со
словами из таблицы.
А теперь, ребята, я предлагаю вам составить несколько
нераспространенных предложений, используя слова из таблицы.
Давайте вспомним, что такое предложение. Какое
предложение считается нераспространенным. Чаще всего главные члены предложения
выражены какими частями речи? (именем сущ-м и глаголом).
Записываем 2-3 нераспространенных предложения.
(Например: Наступила осень. Листья пожелтели. Птицы
улетают. Ветер срывает…) Г/Р: подчеркнуть главные члены предложения
соответственно, указать части речи.
А теперь давайте составим словосочетания, используя
слова из нашей таблицы. Но для начала давайте вспомним, что такое
словосочетание.
Словосочетание –это два слова, одно из которых
главное, а другое – зависимое. От главного слова к зависимому можно построить
мостик-вопрос-связку. Скажите, а почему нераспространенные предложения нельзя
считать словосочетаниями? (оба слова главные)
Задание. Составить словосочетания, используя слова из
таблицы.
1 и 2 столбика – имя прил.+имя сущ.
(Например:
Перелетные птицы, холодный ветер, теплая одежда, желтые листья…) Г/Р:
показать стрелочки-связи, указать части речи.
4 и 3 столбика – наречие + глагол.
(Например, быстро собираются, плавно летят, часто
идут…)
Г/Р:
показать стрелочки-связи, указать части речи.
Записываем словосочетания, разбираем, анализируем (главное
слово, зависимое, вопрос-связка, части речи)
Рефлексия.
А теперь, когда мы повторили главное о частях речи, я
предлагаю закончить наш урок написанием синквейна.
Давайте вспомним, что такое синквейн, как он строится. (Памятка)
___________________________________________________________________________
СИНКВЕЙН (ПЯТИСТРОЧНИК) Помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему.
Правила создания
синквейна:
Слово.
Два слова-характеристики (часто прилагательные).
Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные).
Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4
слов.
Слово-синоним, выражающее мнение, отношение к предмету. Или слово, отражающее
эмоциональное отношение к теме.
____________________________________________________________________________
Осень.
____________,________________.
________,____________,______________.
______________,____________,_____________,____________.
__________!
Домашнее
задание.
Написать эссе (в свободной форме) по теме: осенние
зарисовки, используя слова, словосочетания, сравнения и метафоры из отрывков
произведений. Оформить в электронном варианте (печатном) или в рукописном. |