Цели и задачи:
- Учить формулировать мысль, убедительно
аргументировать её.
- Развивать умение логично, грамотно излагать
мысль.
- Расширять кругозор, воспитывать толерантность.
На задачи, заданные нам жизнью, ответы не
даются и в конце.
Э. Кроткий.
Ход урока
1 этап. Знакомство с текстом по В. Тендрякову.
Выразительное чтение текста по ролям. Задание –
передать голосом чувства говорящих.
Приводим текст:
До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони
Потехиной, который случился у меня после
родительского собрания. Василий Петрович тогда
сам начал его:
- Слышали: прямая линия короче кривой –
геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в
жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути
всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель
литературы, детей учите?
- Русской литературе хотя бы. А она тем
знаменита, что лучше других разбирается в
запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!
- Вы учите – будь только честным и никак
по-другому?
- Учу.
- И зла никому не делай – учите?
- Учу.
- И сильного не бойся, слабому помогай, от себя
оторви – тоже учите?
- Тоже.
- А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это
не по линеечке жить называется? Не геометрию из
книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а
прямолинейненько-то поступай!
- А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь
бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай
случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому
не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам
хочется вот такой свою дочь видеть?
- Я хочу… - Василий Петрович даже задохнулся от
негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб
Сонька моя счастливой была, приспособленной!
Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в
жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь,
огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то
будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего
отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу,
чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и
люба не станешь и любви большой и доброты особо
не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней,
кто легко хребет сломать может, а осторожничала,
иной раз от большой нужды и поклониться могла.
Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась Вот чего
хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке
вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги
поклонился.
- Всех этому научить или только вашу дочь?
- Всех, всех, чтоб вислоухими не были!
- Так что же получается, Василий Петрович, - все
науку воспримут, все станут не вислоухие, а
ловкачи, все будут стараться обманывать друг
друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном
же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?
- А что делать-то, когда он, мир, таков и есть,
доброго слова не стоит? И сменять его на другой
какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет –
приспосабливайся к нему.
- Сменять наш мир на другой нельзя, а вот
попробовать как-то исправить его…
- Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. На
что мне весь мир? Могу ли я с ним, со всем миром,
справиться? Или надеяться могу, что справится
Сонька? С ума ещё не сошёл- ни себя, ни её
Наполеоном не считаю! Я маленький человек, и она в
крупную не вырастет. Нужно мне совсем мало – чтоб
дочь родная счастливо жила. А остальные пусть
сами как-нибудь без меня устраиваются… А вы!
Второй этап. Работа по анализу текста.
- К какому стилю речи относится данный текст?
- Речь какого героя более эмоциональна? (Василия
Петровича).
- С помощью каких средств передаётся состояние
отца? (С помощью вопросительных, восклицательных
предложений, повторов слова "хочу”. Отец
использует в своей речи слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
(прямолинейненько), разговорную лексику (загодя,
сноровистая, коль).
- Дайте лексическое значение слова
"прямолинейный”. (откровенный, но лишённый
необходимой гибкости). Как относитесь к этому
качеству человека?
- Подберите языковой синоним к слову приспособленный
(гибкий). Какой смысл в это слово вкладывает
Василий Петрович? (ловкий, осторожный,
практичный)
- Каково, на ваш взгляд, состояние учителя
словесности? (Он озадачен, но уверен в своей
правоте).
- Через какие языковые средства это передаётся?
(неполные предложения, многоточие, повторяет
слова отца Сони, вопросительные предложения)
Третий этап. Формулировка проблем текста.
Работа в группах. Первая группа учеников
размышляет над точкой зрения Василия Петровича.
Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.
Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты,
в которых, по вашему мнению, отражается позиция
каждого из участников разговора. Работа у доски.
Может появиться следующая запись:
Отец |
Учитель |
"хочу, чтоб счастливой была” |
честным быть |
приспособленной |
не делать зла |
"огибай постоянно” |
сильного не бойся |
ловчи |
слабому помогай |
осторожничай |
будь щедрым |
"поклониться могла” |
попробовать исправить мир |
не пытайся исправить мир |
|
На какие вопросы отвечают участники диалога?
(Как нужно жить? Какие ценности беречь и
передавать детям?)
Четвёртый этап. Формулировка идеи.
В данном тексте сталкиваются две
противоположные точки зрения, отражающие
различные представления о жизни. Задание
ученикам: продолжите предложения.
1. По мнению Василия Петровича…
2. Учитель же считает…
Пятый этап. Подбор аргументов. Самостоятельная
работа.
1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей
прошлого, выберете те, которые помогут подобрать
аргументы в пользу той или иной точки зрения.
"Не надо быть невеждою, но невеждой
притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему
быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с
каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан)
"И если тот, кто живёт среди людей, не хочет
умереть от жажды, он должен научиться пить из
всех стаканов”. Ф. Ницше.
Признанья не дождётся твой талант,
И бизнес твой не будет эффективен,
Коль ты не будешь пить на брудершафт
С тем, кто тебе до тошноты противен.
Э. Севрус.
"Людей, которые ни к чему не подлаживаются,
живут, как им велит сердце, поступают согласно
своим правилам и чувствам, - вот кого мне почти не
доводилось встречать”. Н. Шамфор.
От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха.
Э. Севрус.
"Если умным человека делают горести, то
осторожный человек в своей ординарной жизни
никогда не станет умным”. Акутагава Рюносоэ.
"В ловких людях всегда замечаешь что-то
пошлое”. Р. Вальзер.
"Счастье есть благосостояние, соединённое с
добродетелью”. Аристотель.
"Наслаждаться счастьем – величайшее благо,
обладать возможностью давать его другим – ещё
большее”. Ф. Бэкон.
На свете счастлив только тот,
Кто треволнений избегает,
Тот, кто любви не признаёт,
Кто красотой пренебрегает,
Тот, кто не ведает обид,
Которыми другой убит.
Гартман фон Ауэ.
"Никогда нельзя жить счастливо, если всё время
дрожать от страха”. П. Гольбах.
"Счастье приходит к тому, кто сам создаёт
счастливцев”. К. Делиль.
"Честный человек душой возвышен, поэтому его
счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его
лежит печать свободы”. Хун Цзычэн.
2. Литературные герои в помощь современным
ученикам. Кто из литературных героев поможет
аргументировать вашу позицию?
Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова
"Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя
"Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина
"Капитанская дочка”, А. Болконский и Пьер
Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир”,
герои "маленькой трилогии” А.П. Чехова?..
"Призовите” их на помощь.
Шестой этап. Дискуссия. Ребятам предлагается
"защитить” точку зрения отца или учителя
словесности. Может получиться приблизительно
так:
- Гораздо спокойнее живут те, кто умеет
приспособиться к действительности, он не тратит
нервы в борьбе за справедливость.
- А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить,
если останетесь равнодушны к тем, кто
несправедлив?
- А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё
одни неприятности.
- Человек, как известно, состоит из тела, души и
духа. Утрата одной из составляющих ведёт к
деградации, уродству.
- Не кажется ли вам, что вечная борьба за
справедливость приводит к болезни тела? Это ведь
тоже одна из составляющих человека.
- Жизнь так устроена, что всегда приходится
чем-то жертвовать, "платить” за честь и совесть.
Пусть лучше это будет тело, чем душа.
- Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот,
по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким,
изворотливым?
- Но это значит унижаться, льстить тем, кого не
уважаешь, " прогибаться под мир”.
- Герои русских сказок спасались благодаря
хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих
врагов. Хочешь жить – умей вертеться.
- Но были и другие герои в литературе, мы
восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством.
Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а
соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца,
чем снискал уважение даже врагов.
- В свою очередь просим вспомнить Чацкого,
которого объявили сумасшедшим за то, что он
посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины
до сих пор блаженствуют на свете. - Однако именно
Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам
попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба
сама рассудит, кто чего стоит.
- Почему же в тепле, достатке живут чаще всего
изворотливые, способные "угождать всем людям
без изъятья”? Именно такие люди заботятся о
своём будущем и будущем своих детей. Вспомните
Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег
копейку, знал, как подойти к каждому человеку.
- Вы всё время говорите о материальном, а это не
может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера
Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми
людьми, но не могли жить спокойно, искали истину.
Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а
мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил:
"Мещанство – душевная подлость”.
- Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб
себе, кто говорит правду, когда все молчат,
стремится изменить мир, очень недолго живёт и
часто оказывался в ссылке или тюрьме.
- Да, жили недолго, зато жива о них память. А те,
для кого счастье заключается "в трёх аршинах
земли”,давно забыты.
Обсуждать данную проблему можно бесконечно,
истина всегда где-то рядом. Задача учеников –
выработать личное мнение и убедительно
аргументировать его.
Домашнее задание: написать сочинение-
размышление по тексту В. Тендрякова. |