Цель: 1. Дать общее понятие композиции, ознакомить с
абстрактной композицией; раскрыть основные правила композиции; определение
главного и второстепенного, целостности, контраста, ритма.
2. Развивать умения и навыки применения основных
правил композиции для определения идеи произведения, осуществления авторской
задумки.
3. Формировать эстетический вкус, активизировать
творческую инициативу.
Оборудование: материалы: одноцветные ручки, фломастеры,
карандаши, бумага; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции картин: Л. Лагаускас.
«Праздник», А. Тычина. «Минск. Советская улица»; образцы абстрактных
композиций.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа.
— Что такое графика?
— Какие виды графики вам известны?
— Существуют ли жанры этого вида изобразительного
искусства?
— Назовите основные выразительные средства графики.
— Какую роль художники-графики отводят цвету?
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
На предыдущем уроке мы ознакомились с основными средствами
графики. Но чтобы создать впечатляющий рисунок, необходимо не только мастерски
владеть этими средствами, но и знать основные правила композиции.
Именно композиция позволяет более полно и точно
определить авторскую мысль, главную идею произведения.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы узнаем основные правила
композиции, знание и применение которых помогают художникам-графикам обратить
наше внимание на главное и второстепенное в рисунке, передать отношение автора
к изображаемому предмету. Мы рассмотрим эти правила на примере сюжетных
рисунков, передающих конкретные предметы, явления абстрактных композиций.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Композиция в переводе с латинского — composition — сложение, приведение частей в единство, сочинение.
Любой рисунок — это сочинение на плоскости зримыми образами.
Один и тот же сюжет может передаваться по-разному.
Цель художника — найти такие средства выражения и следовать определенным
законам композиции, которые ясно раскрывали бы содержание.
Используя линию, пятно, точку, штрих, необходимо
помнить о таких понятиях, как пропорции, симметрия, ритм, контраст. Некоторые
из них мы рассмотрим на этом уроке.
Прежде чем приступить к работе, художник должен
выбрать форму и формат листа. Форма может быть разной: круглой, прямоугольной,
квадратной, овальной. Обратите внимание на то, как гармонично дополняют друг
друга изображенное дерево и не случайно выбранная круглая форма листа.
Очень важно и отношение фигур к форме и формату, т. е.
пропорции. Меняя месторасположение дерева на листе, его размеры, мы можем
создать ощущение значимости, силы и слабости, утверждения и одиночества.
Рассмотрите примеры в альбоме и скажите, как меняются ваше настроение,
впечатление от изображенного дерева.
Обязательным условием является выделение главного, т.
е. композиционного центра, который не всегда совпадает с геометрическим, с помощью
контрастов: форм, размеров, цвета и тени, линии и силуэта, светлых и темных
пятен, плавных и ломаных линий. Мы с уверенностью можем сказать, что контраст
— не что иное, как сочетание противоположного. Большая роль также отводится
симметрии и асимметрии, ритму, который издавна считался признаком красоты.
Вместе с учащимися учитель анализирует композиционные приемы представленных
композиций. Образцы использования вышеперечисленных правил представлены в
альбоме.
VI. Практическая работа
1. Слово учителя.
Абстрактный рисунок (композиция) — это сочетание
различных форм, линий, выражающее определенное чувство или настроение. Рассмотрите
в альбоме образцы абстрактных композиций и скажите, какое настроение они
создают, выделено ли главное и каким образом, чувствуется ли движение.
2. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Создайте композицию «Хор линий», применяя основные
законы композиции. Используйте только черный, серый и белый цвета. Выделите
главную линию-солистку.
Задание 2.
Нарисуйте, не отрывая карандаш от бумаги, линию, которая,
извиваясь и переплетаясь, образовывала бы геометрические фигуры или узоры.
Свободное пространство заполните точками,
штрихами, пятнами, выделяя композиционный центр.
Передайте настроение с помощью основных правил композиции. Назовите свою
работу. Учитель индивидуально консультирует учащихся, стимулирует их творческую
активность.
VII. Завершение урока
Демонстрация лучших творческих работ. Проверка соответствия
названия композиции.
Задание на следующий урок: принести акварель, кисти,
бумагу. |