Цель: познакомить учащихся с делением придаточных предложений на основные группы по значению и способствовать формированию следующих умений: 1. Находить главное и придаточное предложения. 2. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным. 3. Правильно ставить знаки препинания в СПП, уметь определять вид придаточного по их значению. 4. Составлять схемы с указанными придаточными. 5. Продолжить работу по развитию речи. Задачи развития: развитие внимания, логического мышления, устной монологической речи. Воспитательная задача: нравственное и патриотическое воспитание: воспитание любви и уважения к своей родине. Оборудование урока: таблица «Подчинительные союзы и союзные слова», «Основные виды придаточных предложений по их значению», перфокарты, карточка для индивидуальной работы. Ход урока. I. Организационный момент. Постановка цели урока. II. Повторение. 1. Фронтальный опрос. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать СПП. Вспомним: - Какое предложение называется СПП? - Рассказать о строении СПП. - При помощи чего придаточное предложение связывается с главным? - Обратимся к таблице «Подчинительные союзы и союзные слова»: - В чем отличие союзов от союзных слов? - Как различить союзы и союзные слова-омонимы? 2. Индивидуальная работа по карточке. Задание: из двух простых предложений составить ССП и СПП, доказать, что составленные предложения являются ССП и СПП. 1. Человек нашел свое призвание. 2. Труд становится для него радостью. 3. Синтаксический разбор предложения. Задание: произвести синтаксический разбор предложения и определить связь простых предложений в составе СПП. [Отечеством зовем мы наш Казахстан потому], (что в нем жили наши отцы и деды.)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное,
СПП, состоящее из 2-х простых предложений, выражающих причинные
отношения, соединенных подчинительным союзом что: 1-е простое (главное) – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное. 2-е простое (придаточное) – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное. - Докажите, что это предложение СПП. III. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными группами придаточных
предложений по их значению. Тема нашего урока: Основные группы
придаточных предложений по их значению». 1. Работа с предложением. [Центром области , (в которой мы живем,) является город Усть-Каменогорск.] Задание: 1. Произвести синтаксический разбор СПП без характеристики простых предложений. 2. Определить главное предложение. 3. Определить место придаточного. 4. Поставить вопрос к придаточному. 5. Какое слово в главном предложении или все предложение поясняется придаточным? 6. Союзом или союзным словом присоединяется главное к придаточному? 7. Сделать вывод: на какой вопрос отвечает придаточное?
8. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос какой?
следовательно, это придаточное предложение называется определительным. 2. Работа над вторым предложением. (Когда джунгары угрожали разорением нашей земле), [надежной защитой от кочевников казахскому народу служили бескрайние степи.] ( Когда …), [ ]. 1. Произвести синтаксический разбор СПП. 2. Доказать, что это СП является СПП. 3. Назвать главное предложение. 4. Задайте вопрос от главного к придаточному. 5. При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? 6. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос когда? Вывод: вид придаточного обстоятельственное. 3. Работа над третьим предложением. [ Великий Абай знал], ( что его песни вселяют в народ веру в счастливую жизнь). 1. Произвести синтаксический разбор СПП. 2. Доказать, что это СП является СПП. 3. Назвать главное предложение. 4. Задайте вопрос от главного к придаточному. 5. При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? 6. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос что? - Дополнение, придаточное что-то дополняет, изъясняет. 4. Лексическая работа. От изъясняться – говорить. Эти придаточные относятся к словам со значением речи, мысли, чувства и восприятия. 5. Обобщение. - На какие группы делятся придаточные по своему значению? - На какие вопросы отвечают придаточные? - Как определить основной вид придаточного предложения по значению?. IY. Закрепление. 1. Устная работа по таблице. 2. Работа с перфокартами. 1. Можно написать, что Прииртышье славится на весь мир уникальным ленточным бором. 2. Казахский язык принимается в нашей республике, как предмет, без значения которого невозможно узнать прошлое народа. 3. Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло нашу землю. 4. Настанет время, когда наш народ заживет счастливо. 5. В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается об истории нашей страны. 6. Космодром, на котором приземлился воздушный корабль, был в получасе езды от центра города. 7. Недаром говорится, что дело мастера боится. 8. Куда ни взглянешь, всюду бескрайние степи. 3. Работа по развитию речи. Задание: продолжить предложения и определить вид придаточного. 1. Мы вечно будем прославлять ту землю, … 2. Природу края надо беречь, потому что … 3. Запоминаются те книги о родине, которые … 4. На душе весело, когда … 5. Не забывайте о том, что … Y. Подведение итогов. YI. Домашнее задание. |