Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 01:23:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Основные направления внешней политики СССР во второй половине 1950-нач 1960 гг.
19.04.2011, 11:17:47

Цель урока:

установить основные направления внешней политики СССР во второй половине 1950-нач 1960 гг. и помочь обучающимся проследить, как развивались отношения СССР с другими государствами в условиях «холодной войны», определить вместе с обучающимися значение овладения СССР ракетно-ядерным оружием, подвести обучающихся к пониманию особенностей взаимоотношений между СССР и США, развивать на уроке у обучающихся ключевые компетенции.

Задачи урока:

  • Образовательные

 

обучающиеся должны знать:

  1. Как складывались отношения СССР и западных держав в изучаемый период?
  2. Какие мирные инициативы были со стороны СССР?
  3. Какими были взаимоотношения внутри социалистического лагеря?
  4. Цель создания и состав Организации Варшавского договора.
  5. Какими выводами XX съезда руководствовалась советская внешняя политика в изучаемый период?
  6. Какие отношения были у СССР со странами «третьего мира»? Какую помощь оказывал им СССР?
  7. В чем суть Венгерского, Берлинского и Карибского кризисов внешней политики в изучаемый период? Их причины и последствия.
  8. Основные понятия и термины: «холодная война», сверхдержава, гонка вооружений, «дух Женевы», доктрина мирного сосуществования, Организация Варшавского договора, Берлинская стена.
  9. Важнейшие даты и события:
    • 19-23 июля 1955г. – встреча «Большой четверки» в Женеве
    • 25 января 1955г.- прекращение состояния войны с Германией
    • 15 мая 1955г. – подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией
    • 14 мая 1955г. –создание Организации Варшавского договора
    • 1956г. - Венгерский кризис
    • 1961г. - Берлинский кризис
    • 1962г. – Карибский кризис
    • 5 августа 1963г. - подписание договора о прекращении ядерных испытаний в космосе, в атмосфере, под водой.

 

  • Развивающие

 

обучающиеся должны уметь:

 

    1. работать с картой, осуществлять поиск и обработку необходимой информации, используя различные источники;
    2. лаконично выражать свои мысли и знания, выступая публично, выслушивать и принимать во внимание другую точку зрения;
    3. организовывать личную и групповую работу, правильно распределять свое время, соотносить результат своей работы с поставленными целями;
    4. находить связь настоящих и прошлых событий;

Тип урока:

урок с использованием элементов технологии развития критического мышления и модульного обучения.

Исторические персонажи:

Мао Цзэдун, Фидель Кастро Рус, Джон Кеннеди

Оборудование урока:

§ 7 учебника «История России 1945-2008. 11 класс» под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В.; политическая карта мира, раздаточный материал.

Домашнее задание:

§ 31 учебника Н.В. Загладина и др. «История Отечества XX – начало XXI века», вопрос № 3, 5, по выбору - задание №1. Работа с документом на с.295 учебника. Индивидуально дать ученикам сообщения об исторических персоналиях.

Ход урока.

1 этап. Вспомнить с какими странами, государствами мог поддерживать отношения СССР. Работа с картой. Составление кластера «Направление внешней политики СССР»


В ступительное слово учителя: Систему международных отношений, сложившуюся после Второй мировой войны и до конца 1980 гг. принято характеризовать как «холодную войну», которая в своем развитии делится на этапы, проявляющиеся в чередовании кризисов и последующей разрядке международной напряженности. В первые дни после смерти И.В.Сталина стали проявляться две разные линии в руководстве:

Позиции лидеров

  1. Возможное мирное сосуществование
(Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков)
2. Неизбежная борьба двух систем
двух систем
( В. Молотов )

Противоречия позиции лидеров в итоге привели к ошибкам во внешней политике.

Составление таблицы:

Знаю Хочу узнать Узнал
ВМВ – закончилась
Противостояние США и СССР
Мир разделился на два лагеря
Идет «холодная война»
Опущен «железный занавес»
Началась гонка вооружений
Создано ядерное оружие
Создано НАТО и СЭВ
   

Возвращение к кластеру. Обучающиеся самостоятельно формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Заполнение таблицы:

Знаю Хочу узнать Узнал
ВМВ – закончилась
Противостояние США и СССР
Мир разделился на два лагеря
Идет «холодная война»
Опущен «железный занавес»
Началась гонка вооружений
Создано ядерное оружие
Создано НАТО и СЭВ
К чему привело противостояние США и СССР?
Как складывались отношения Запада и СССР?
Какими были взаимоотношения СССР и стран Восточной Европы?
Какие отношения были у СССР с странами «третьего мира»?
 

2 этап. Организуется работа в группах, каждая группа получает технологическую карту.

УЭ Содержание учебного материала Руководство деятельностью
1 Цель: проследить, как развивались отношения СССР с другими государствами в условиях «холодной войны»
Для следующей работы выберите одно из направлений внешней политики, которое будет отработано вашей группой.
§ 7 учебника «История России 1945-2008. 11 класс» с.96-109
2.

Цель: выяснить, как складывались отношения СССР и западных держав, к каким последствиям они привели?
Работая с текстом учебника (§7 стр. 96-100), ответьте на следующие вопросы:

  1. К чему привело бы продолжение гонки вооружений? Почему СССР выступило с призывом о полном уничтожении ядерного оружия?
  2. Почему Советское руководство пошло на шаги по смягчению противостояния в Европе? Какие мероприятия были сделаны в этом направлении?
  3. Что такое «доктрина мирного сосуществования»?
  4. В чем заключалась проблема разделенной Германии?
  5. К каким последствиям привела эта проблема, и был ли решен «германский вопрос»? (изучив иллюстрацию на с.101) 1.
  1. Распределите вопросы между собой в группе.
  2. Обсудите ответы.
  3. Сделайте вывод.
  4. Подготовьте сообщение для другой группы о причинах и последствиях произошедших событий в изучаемый период.
  5. Выберете выступающего от вашей группы.
  6. Дополняйте материал.
3

Цель: определить, какими были взаимоотношения между СССР и странами Восточной Европы во второй половине 50-начале 60 гг., каковы их результаты?
Работая с текстом учебника (§7 с.100-104) и картой «Образование НАТО и ОВД» (с. 99), ответьте на следующие вопросы:

  1. Когда была создана Организация Варшавского договора?
  2. Какие страны и с какой целью вошли в ОВД? (карта на с. 99)
  3. Каким принципом руководствовался СССР в отношениях стран социалистического лагеря?
  4. Как отреагировали в социалистических странах на доклад Хрущева о культе личности? Какие события произошли?
  5. Как СССР отреагировал на эти события? Какие действия он предпринял? (документ 1 на с.110)
  6. Каковы последствия этих событий для дальнейших отношений в рамках ОВД?
  1. Распределите вопросы между собой в группе.
  2. Обсудите ответы. 3.Сделайте вывод.
  3. Подготовьте сообщение для другой группы о причинах и последствиях произошедших событий в изучаемый период.
  4. Выберете выступающего от вашей группы.
  5. Дополняйте материал.
4

Цель: определить, как складывались отношения СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине 50-начале 60 гг., их значение?
Работая с текстом учебника (§7 с.104-108) и картой «Мир в годы «холодной войны»» (с.162) , ответьте на следующие вопросы:

  1. Как развивались отношения СССР и Китая? К каким последствиям это привело и почему?
  2. Какие отношения сложились у СССР с развивающимися странами?
  3. Почему СССР оказывал поддержку и помощь этим странам?
  4. В чем заключались причины Карибского кризиса? (карта на с. 162 и документы на с.111)
  5. Какие уроки были извлечены из событий Карибского кризиса?
  6. К каким последствиям могло привести использование ядерного оружия?
  1. Распределите вопросы между собой в группе.
  2. Обсудите ответы. 3.Сделайте вывод.
  3. Подготовьте сообщение для другой группы о причинах и последствиях произошедших событий.
  4. Выберете выступающего от вашей группы.
  5. Дополняйте материал.

3 этап: Презентация ответов. По ходу выступлений обучающихся заполняется последний столбец таблицы.

Отношения СССР и западных держав:

Гонка вооружений привела к тому, что было создано такое количество оружия, в т.ч. и ядерного, что использование его привело бы к уничтожению мира. НО у СССР не было ни одной базы непосредственно у границ США, в то время как американцы содержали множество баз у самых границ СССР. Поэтому СССР призывал к всеобщему разоружению, также руководство страны пошло на смягчение военного противостояния в Европе: 25 января 1955г.- прекращение состояния войны с Германией

15 мая 1955г. – подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией, советские войска из которой были выведены. Также СССР вернул Финляндии военно-морскую базу в Порккала – Удд. В ответ на это Финляндия и Австрия объявляли о своем нейтралитете на международной арене. 19-23 июля в Женеве состоялась встреча «Большой четверки», таким образом, начался процесс выхода СССР из международной изоляции. И на XX съезде Хрущев Н.С. выступает с теорией о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ярким доказательством этого стал официальный визит Хрущева в США в 1959г. и его встреча с президентом Эйзенхауэром.

Но отношения СССР и западных держав обострились из-за «германского вопроса». В 1955 г. ФРГ вступило в НАТО и это вызвало опасения со стороны СССР, т.к. возникали предложения со стороны ФРГ о радикальном пересмотре ситуации, сложившейся после Второй мировой войны. Ситуацию осложняло увеличивающиеся количество беженцев из ГДР в ФРГ. Запад отказался от всех предложений СССР по данному вопросу и тогда в августе 1961 г. за одну ночь была возведена бетонная стена вокруг Западного Берлина. Мир вновь оказался на грани войны. Это хорошо видно из иллюстрации на с.101 учебника, на которой запечатлен момент острого противостояния между СССР и Западом. С обеих сторон к стене подошли танки и военная техника, таким образом, военные действия могли начаться в любой момент. Но СССР первым отвел танки, но «германский вопрос» остался нерешенным. Это еще сильнее накалило социальную обстановку в Германии и увеличило число недовольных людей.
Таким образом, с одной стороны сделаны шаги по смягчению противостояния между СССР и Западом, но в тоже время существуют нерешенные вопросы, которые могут привести к использованию оружия и поставить мир под угрозу.

Взаимоотношения между СССР и странами Восточной Европы.

14 мая 1955 г. – организована Организация Варшавского договора, посмотрев на карту на с. 99 учебника, мы можем определить какие страны вошли в эту организацию: СССР, Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания. Югославия не вошла в ОВД, но отношения с ней были нормализированы. Изучая карту, мы также обратили внимание, что большинство стран Западной Европы являются членами НАТО. Таким образом, мы можем сделать вывод, что целью создания ОВД является обеспечение совместной безопасности.

СССР в отношениях со странами социалистического лагеря использовал принцип «социалистического интернационализма», т.е. СССР имел право вмешиваться во внутренние дела во имя сохранения существующих порядков. Что он наглядно продемонстрировал в 1956 г., когда в Польше и Венгрии началась критика правящих коммунистических партий, вызванная докладом Хрущева на XX съезде КПСС. В Польше удалось решить эту проблему мирно, а в Венгрии в октябре недовольство вылилось в настоящее вооруженное антикоммунистическое восстание. Были захвачены правительственные здания, органы прежней власти ликвидировались. Правительство Надя объявило о выходе из ОВД. Изучив документ на с.110 учебника, мы видим, что в сложившихся условиях руководство СССР принимает решение ввести войска в Будапешт и подавить мятеж.

Таким образом, чтобы сохранить социалистический лагерь СССР пришлось применять военную силу, но в тоже время пойти на уступки и согласиться на более мягкую версию построения социализма и в Польше, и в Венгрии.

Отношения СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки
Отношения СССР с Китаем в этот период времени осложнились, вплоть до пограничных конфликтов, по ряду причин:

  • Китай предлагал продолжение бескомпромиссного противостояния с Западом, несмотря на угрозу ядерной войны.
  • СССР вынужден был вмешаться в конфликт КНР и Тайваня, где у власти были китайские националисты во главе с Чан Кайши. Их признавали США и др. государства, а Китай хотел взять остров под свой контроль, даже, несмотря на угрозу войны с США. Таким образом, СССР оказался бы, втянут в новую войну, т.к. он связан обязательствами с КНР. Конфликт был улажен дипломатическим путем. Тайвань признавался часть Китая, но сохранял независимость.
  • Руководство Китая обвинило СССР в отходе от принципов марксизма-ленинизма.
  • Советское оружие помогло Индии победить в пограничном конфликте с Китаем.

Между СССР и странами «третьего мира» отношения были дружественные. СССР оказывал помощь этим государствам, т.к. поддерживал антиколониальное движение, для того чтобы повысить свой авторитет среди народов мира, а также страны, получившие помощь от СССР, заявляли о своей «социалистической ориентации».

В октябре 1962г. происходит Карибский кризис. Проанализировав карту «Мир в годы «холодной войны»» на с.162 и документы на с.111 учебника, мы можем определить причины этого кризиса. Во-первых, американские ракеты располагались в непосредственной близости от СССР (Англия, Италия, Турция), в то время как у СССР не было ни одной базы вблизи границ США, что беспокоило руководство СССР. А во- вторых, признание Кубы СССР послужило поводом для беспокойства США, которые принимают решение свергнуть режим Ф. Кастро военным путем. В ответ СССР тайно размещает свои ракеты на Кубе. США об этом узнали и мир оказывается на грани ядерной войны. После обмена посланиями между Хрущевым и Кеннеди напряженность спала. Последствиями этого кризиса стало следующее:

  • СССР демонтировал ракеты с Кубы
  • США гарантировали безопасность Кубы и убрали ядерные ракеты из Турции, на территории которой до сегодняшнего момента их нет, а Куба сохраняет свою независимость.
  • 5 августа 1963г. в Москве СССР, США, Великобритания подписали Договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе, под водой.

Таким образом, Карибский кризис показал, что стороны не готовы перейти от противостояния в странах «третьего мира» к реальным вооруженным действиям.

4 этап: В конце урока проводится закрепление изученного материала. Возвращение к кластеру. Обучающиеся самостоятельно кратко подводят итоги по всем направлениям внешней политики, заменяя вопросы в схеме на обозначения.


Таким образом, мы видим, что советское руководство во второй половине 1950- начале 1960 гг. вело активную внешнюю политику по всем направлениям.
Обучающиеся выполняют задания для систематизации и усвоения пройденного, учитывая наличие времени.

Контроль:

1.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности
2) проведение полётов в космос на пилотируемых кораблях
3) ввод советских войск в другие страны
4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

2. Какая международная организация была создана в 1955 г.?

1) Организация Варшавского договора
2) Организация Объединенных Наций
3) Совет экономической взаимопомощи
4) Североатлантический блок

3. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия ; атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин
2) Н.С. Хрущёв
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачёв

4. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.
«...Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущёва, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран
».

1) 1954 г. 2) 1962 г. 3)1975 г. 4) 1985 г.

5.Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ
А) испытание водородной бомбы
Б) испытание первой атомной бомбы
В) подписание договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой
Г) Венгерский кризис

1) 1949 г.
2) 1953 г.
3) 1963 г.
4) 1986 г.
5) 1956 г.

 

А
Б В Г
       


6. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.


A) Берлинский кризис
Б) создание Организации Варшавского договора
B) Карибский кризис
Г) образование Совета экономической взаимопомощи

1
2 3 4
       

 

Домашнее задание: §
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, поурочные планы, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 2651 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0