1.
Решаем лингвистические задачи
1. Какие из предложенных отрывков
являются текстами, а какие нет. Объясните свою точку зрения.
Цветок
роза.
Роза
- цветок.
Не
всякая роза чувствует себя польщенной, когда каждый нос считает своим долгом её
понюхать (В. Швебель).
Среди
цветов идет спор о прекрасном.
Среди
цветов идет спор о прекрасном. Слово берет Колючка.
– Я никак не могу согласиться с
творческим методом Розы. Острота – это да! Проникновение до самых глубин – это
я понимаю, но представлять все в розовом свете…
(Ф.
Кривин. Творческий метод).
2. Предположите, как связаны понятия
«текст» и «ткань», исходя из этимологии слова
текст: в латыни «textus» означает
‘ткань’.
3. «Текстом может быть и одно
предложение, например загадка, афоризм, пословица, хроникальная заметка в
газете, и несколько предложений – басня, короткое стихотворение, зарисовка, и
большой роман». (Г.Я. Солганик. Стилистика текста). Что объединяет все эти жанры? Приведите примеры
текстов-афоризмов, пословиц, загадок.
4. Можно ли считать текстами поговорки:
«Цыплят по осени считают», «Как с гуся вода», «Пустить козла в огород»?
5. Придумайте заключительную фразу
текста рассказа, чтобы он приобрёл такие признаки, как целостность и завершенность.
Известный
русский писатель В.В. Вересаев по образованию был врачом. Но когда однажды один
из собратьев по перу обратился к нему за медицинской помощью, Вересаев с улыбкой сказал: «Знаете, я ведь
царь-врач». – «Что это значит?» - спросил озадаченный писатель. – «Это очень
просто, - ответил Вересаев. – … ».
2.
Повторяем теорию
Прочтите
разные определения текста и выполните задания.
Текст
[латин. textum, букв. сотканное] – всякая запечатленная в письменности или в
памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно
воспроизвести, повторить в том же виде (Д. Ушаков. Толковый словарь русского
языка).
Текст
[от лат. textus - ткань, сплетение] – в лингвистике понимается как продукт речевой
деятельности. <…> Текст обладает определенной прагматической установкой,
жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и
внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. (Российский
гуманитарный энциклопедический словарь).
Текст [от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура»,
«связь»] – основная коммуникативная единица устной и письменной речи:
последовательность высказываний (предложений, абзацев), связанных по смыслу
(темой и основной мыслью) и грамматически. Текст служит для передачи или
сохранения различной информации, воздействия на читающего или слушающего
(Справочник издателя).
Текст – это относительно законченное по смыслу высказывание, ограниченное с
одной стороны началом текста, с другой – его завершением (концом). В этом
смысле текстом можно называть и одно предложение, например загадку, афоризм,
пословицу, и несколько предложений – очерк, зарисовку, стихотворение, и крупное
произведение, например роман (Словарь литературоведческих терминов).
Задания
1. На основе приведенных выше
определений текста назовите его основные признаки.
2. Дайте свое определение текста,
закончив предложение: «Текст – это…».
3. Упражнение
Прочитайте рассказ Феликса Кривина «Многоуважаемый шкаф!»,
ответьте на вопросы и выполните задания.
В словарях прошлого века нет слова «престиж»,
хотя и тогда жили люди престижные, то есть достаточно уважаемые. Но было бы
странно услышать в те времена:
–
Лев Николаевич землю пашет, потому что это престижно.
– Алексей Максимович в люди пошел,
потому что это престижно.
Престиж – это не само уважение, это
мода на уважение. Дурака
нельзя уважать, но если его принято уважать, ему будут оказывать
уважение и всюду кричать, что он умный, даже если он настоящий дуб или
шкаф... Помните, у Чехова: «Многоуважаемый шкаф!»
В мире существует закон всемирного
притяжения, но одни люди притягивают людей, и их называют душой общества,
другие же притягивают только предметы, и их, в зависимости от силы
притяжения, называют хапугами, обиралами,
рвачами, а то и просто ворами.
Одушевленных притягивают одушевленные,
неодушевленных - неодушевленные.
Скажи мне, что ты притягиваешь, и я
скажу, кто ты.
– Ты меня уважаешь, шкаф?.. Я тебя
уважаю...
Вопросы и задания
Определите по толковому словарю значение слова престиж, подберите к нему синонимы. Определите
значения слов хапуга, обирала, рвач. К какому пласту лексики они относятся и какую
стилистическую роль играют в рассказе?
Сформулируйте
письменно проблему и основную мысль (авторскую позицию) текста. Какое значение
для понимания авторской позиции имеет заглавие рассказа? Найдите и прокомментируйте выразительные
средства, которые встречаются в тексте Ф. Кривина. Как они помогают понять авторскую позицию?
Узнали
ли вы «персонажей» миниатюры Кривина?
Докажите,
что перед вами текст, а не цепочка предложений. Найдите в тексте слова-связки и определите, к
каким частям речи они относятся.
Укажите предложения, связанные между собой только по
смыслу.
4. Упражнение
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и
раскрывая скобки. Ответьте на вопросы и
выполните задания.
1) Место распол..жения главной рез..денции российских
императоров определил сам Петр Великий. 2) Первый дом для «зимнего пр..бывания
царя» был срублен из дерева в 1708 году. 3) Всего в Петербурге было построено
шесть разных по размерам «Зимних». 4) На постройку главного Зимнего дворца было
израсходовано 2,5 ми(л,лл)иона рублей золотом. 5) Сумма по тем временам
огромная. 5) Эти деньги соб..рали, в основном, с народа, повышая налоги и
пополняя бюджет строительства (за)счет сборов на вино. 6) Именно поэтому
средств на украшение царской рез..денции не жалели – о..делка Зимнего дворца
была поручена лу..шим русским и иностра(н,нн)ым мастерам. 7) Полы в большинстве помещений
были покрыты узорчатым п..ркетом из це(н,нн)ых пород дерева. 8) Живописные пл..фоны
зрительно увеличивали высоту потолков. 9) Огни сотен светильников отражались в
полирова(н,нн)ом мраморе, привезё(н,нн)ом из Италии, и стёклах зеркал,
доставле(н,нн)ых из Парижа… 10) Однако это великолепное убранство сохранилось
не полностью: в 1837 году в Зимнем произошел пожар. 11) Попытки пожарных
справиться с огнем не увенчались успехом. 12)
К несчастью, дворец выгорел почти (до)тла, спасти удалось только здание
Эрмитажа. 13) Но вскоре после пожара Николай I распорядился начать во дворце во(с,сс)тановительные работы. 14) Знаменитый
Зимний дворец возродился за 15 месяцев, к марту 1839 года. 15) Несомненно,
только благодаря усилиям строителей и архитекторов удалось столь быстро
во(с,сс)тановить лучшее арх..тектурное сооружение русского б..рокко середины XVIII века (Н. Налимова, Л. Архипова).
Задания
1. Определите тему текста и озаглавьте его. Предложите
несколько вариантов заголовка.
2. Найдите в тексте пары предложений, связанных при
помощи 1) сочинительных союзов; 2) вводных слов; 3)
синонимов; 4) тематических групп
слов; 5) указательных местоимений; 6) лексического повтора; 7) видо-временной
соотнесённости глагольных форм; 8) синтаксического параллелизма; 9)
однокоренных слов; 10) смысловой связи. Укажите
случаи одновременного использования нескольких способов связи.
3. Укажите предложения, соединенные а) последовательной
(цепной) связью; б) параллельной связью.
4. Определите значение слов рез..денция,
пл..фон, б..рокко. К каким словарям нужно обратиться, чтобы определить
значение этих слов?
5.
Упражнение
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните
задания.
[…] К ним
относят смайлики, рожицы, значки, которые используются в роли междометий,
передающих эмоционально-оценочное отношение автора к собеседнику или к
содержанию своего сообщения, и за последнее десятилетие значительно расширили
выразительный арсенал сетевой письменности. Вообще значков напридумано очень
много, ими пестрят блоги, чаты, форумы. Есть целые графиконы (ср. лексиконы) – словари значков, смайликов.
Самый употребительный (и общепринятый)
знак – улыбка, сведенная к графическому минимуму: двоеточие плюс скобка: :) Конечно, она может шириться,
переходить в смех: :::))) и даже в хохот: :::::))))). Иногда она расплывается на всё лицо
и становится знаком радости, счастья. А сколько глаз сияет на этом
лице – зависит от степени блаженства (двоеточия в круглых скобках): (:) –
радость, (::) – ликование, (:::)– счастье, (:::::)
– блаженство, (:::::::) – седьмое небо.
[…]
не исключено, что эти знаки используются уже и в другом значении, или эти же
значения выражаются другими знаками: омонимия и синонимия среди графем – такое
же закономерное явление, как и среди лексем. Главное в графических знаках –
быстрота их написания и мгновенная узнаваемость. И если неографемы пришлись вам
по душе, пользуйтесь ими! (М.
Эпштейн).
Вопросы и задания
1.
Какое предложение должно стоять первым в тексте? Мотивируйте свой выбор.
А.
Среди неографéм существует много искусственных, одноразовых.
Б.
Неографéмы (от греческих корней neo - новый и grapho - пишу) – это новые
элементы письма, новые графические знаки.
В.
Использование неографéм позволяет быстро и кратко передать эмоции, чувства,
настроение, реакцию на письмо собеседника.
Г. О
степени новизны или, напротив, употребительности неографéм, к сожалению, трудно
судить: поисковые системы не позволяют искать знаки препинания.
2. Какое слово или
сочетание слов должно стоять в начале второго абзаца текста, чтобы он имел такие
признаки, как смысловая связность и завершенность: поэтому, именно потому, при этом,
следовательно?
3. Найдите в тексте градацию. Какими языковыми
средствами она выражена?
4. Каково ваше отношение к использованию неографем? Подберите
и запишите несколько аргументов, доказывающих пользу или вред включения в письменную речь неографем.
6. Упражнение
Разбейте приведённые предложения на два
самостоятельных текста, устно аргументируя, на каком основании вы отнесли
предложение к тому или иному тексту. Выполните задания.
Подтекст – это скрытый смысл
высказывания, вытекающий из соотношения значения слова с контекстом и особенно
– с речевой ситуацией. Монолог Симеонова-Пищика – своеобразная «пьеса в пьесе» со своим текстом и
подтекстом, с богатством психологических реакций, с переплетением серьезного и
смешного. Оказывается, и смешного помещика посещают мысли о смерти, он способен
жалеть и сострадать, он стыдится этого сострадания и не может найти нужных слов.
В зависимости от речевой ситуации, от намерений, цели говорящего
предметные значения могут стать средством выражения эмоционального смысла, в то
время как прямые лексические значения слов перестают формировать и определять
внутреннее содержание речи. Аналогично строится
монолог Шарлотты в начале второго действия. Она ест огурец и спокойно
размышляет об абсолютном одиночестве человека без родины, без паспорта, без
близких: «Все одна, одна, никого у меня нет и… кто я, зачем я, неизвестно…» В
системе К.С. Станиславского термин «подтекст» приобрел более широкое
значение и стал обозначать
психологическое состояние персонажа, выраженное в сценической речи. Сходное чувство вдруг обнаруживается в монологах недотепы
Епиходова, проглядывает сквозь «галантерейные» словечки и бесконечные
придаточные. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не
могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или
застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе
револьвер». А ведь это гамлетовское «быть или не быть», только по-епиходовски
неуклюже сформулированное! Подтекст может не получить словесного
выражения, а прочитываться через жест, мимику, интонацию, строй речи, ритм
фразы, которые обнажают душевное состояние персонажа. Таким образом, внешнему сюжету «Вишневого сада» соответствует привычная для
реалистической драмы, и Чехова том
числе, «речевая раскраска» характеров: бильярдные термины Гаева, просторечие и
косноязычие Лопахина, витиеватость Епиходова, восторженность Пищика
студенческо-пропагандистский жаргон Трофимова. Но на ином уровне, во внутреннем
сюжете возникает общая лирическая стихия, которая подчиняет себе голоса
отдельных персонажей.
Задания
1. Запишите и выразительно прочитайте
полученные тексты.
2. Определите, к какому стилю и типу речи
они принадлежат?
3. Определите средства связи между
предложениями в каждом из текстов?
7.
Создаём текст
Прочитайте
начало сказки-притчи. Ответьте на вопросы и
выполните задания.
«Жили рядом умелый садовник и злобный карлик.
У первого был чудесный сад, где росли цветы и деревья невиданной красоты, у
второго буйно росли только чертополох и крапива. И карлик завидовал соседу. Но
однажды садовод заметил, что сначала у забора, а затем и по всему саду стали
чахнуть цветы и деревья – это соседская зависть перебралась через забор и стала
губить все вокруг. И понял садовник, что надо спасать сад. Он вспомнил, что
около его дома растёт роза, которая одна в мертвом саду еще цветёт и благоухает…» (М. Никитина, Л. Соколова).
Вопросы
и задания
1. Как вы понимаете, что такое притча? Какие притчи вам
известны?
2. Напишите продолжение и
заключение (финал) сказки-притчи по
предложенному началу.
3. Озаглавьте сказку, которую вы
написали.
8.
Создаём текст
Напишите небольшой рассказ на тему
одной из известных вам пословиц.
Сделайте пословицу зачином или концовкой рассказа. |