Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 23.12.2024, 00:03:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
06.02.2011, 23:10:52

1. Решаем лингвистические задачи

 1. Какие из предложенных отрывков являются текстами, а какие нет. Объясните свою точку зрения.

Цветок роза.

Роза - цветок.

Не всякая роза чувствует себя польщенной, когда каждый нос считает своим долгом её понюхать (В. Швебель).

Среди цветов идет спор о прекрасном.

Среди цветов идет спор о прекрасном. Слово берет Колючка.

         – Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота – это да! Проникновение до самых глубин – это я понимаю, но представлять все в розовом свете…

(Ф. Кривин. Творческий метод).

2. Предположите, как связаны понятия «текст» и «ткань», исходя из этимологии слова  текст: в  латыни «textus» означает ‘ткань’.

3. «Текстом может быть и одно предложение, напри­мер загадка, афоризм, пословица, хроникальная за­метка в газете, и несколько предложений – басня, короткое стихотворение, зарисовка, и большой ро­ман». (Г.Я. Солганик. Стилистика текста). Что объединяет все эти жанры? Приведите примеры текстов-афоризмов, пословиц, загадок.

4. Можно ли считать текстами поговорки: «Цыплят по осени считают», «Как с гуся вода»,  «Пустить козла в огород»?

5. Придумайте заключительную фразу текста рассказа, чтобы он приобрёл такие признаки, как  целостность и завершенность.

         Известный русский писатель В.В. Вересаев по образованию был врачом. Но когда однажды один из собратьев по перу обратился к нему за медицинской помощью,  Вересаев с улыбкой сказал: «Знаете, я ведь царь-врач». – «Что это значит?» - спросил озадаченный писатель. – «Это очень просто, - ответил Вересаев.     … ».

2. Повторяем теорию

          Прочтите разные определения текста и выполните задания.

         Текст [латин. textum, букв. сотканное] – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде (Д. Ушаков. Толковый словарь русского языка).

         Текст [от лат. textus - ткань, сплетение] – в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности. <…> Текст обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь).

         Текст [от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь»] – основная коммуникативная единица устной и письменной речи: последовательность высказываний (предложений, абзацев), связанных по смыслу (темой и основной мыслью) и грамматически. Текст служит для передачи или сохранения различной информации, воздействия на читающего или слушающего (Справочник издателя). 

Текст – это относительно законченное по смыслу высказывание, ограниченное с одной стороны началом текста, с другой – его завершением (концом). В этом смысле текстом можно называть и одно предложение, напри­мер загадку, афоризм, пословицу, и несколько предложений – очерк, зарисовку, стихотворение, и крупное произведение, например ро­ман (Словарь литературоведческих терминов).   

         Задания

         1. На основе приведенных выше определений текста назовите его основные признаки.

         2. Дайте свое определение текста, закончив предложение: «Текст – это…».

 3. Упражнение

           Прочитайте рассказ Феликса Кривина «Многоуважаемый шкаф!», ответьте на вопросы и  выполните задания.

          В словарях прошлого века нет слова «престиж», хотя и тогда жили люди престижные, то есть достаточно уважаемые. Но было бы странно услышать в те времена:

         – Лев Николаевич землю пашет, потому что это престижно.

         – Алексей Максимович в люди пошел, потому что это престижно.

         Престиж – это не само уважение, это мода на  уважение.  Дурака  нельзя уважать, но если его принято уважать, ему будут оказывать уважение и всюду кричать, что он умный, даже если он настоящий дуб или шкаф...  Помните,  у Чехова: «Многоуважаемый шкаф!»

         В мире существует закон всемирного притяжения, но одни люди притягивают людей, и их называют душой общества, другие же притягивают только предметы, и их, в зависимости от силы притяжения,  называют хапугами, обиралами, рвачами, а то и просто ворами.

         Одушевленных притягивают одушевленные, неодушевленных - неодушевленные.

         Скажи мне, что ты притягиваешь, и я скажу, кто ты.

         – Ты меня уважаешь, шкаф?.. Я тебя уважаю...

 

Вопросы и задания

Определите по толковому словарю значение слова престиж, подберите к нему синонимы. Определите значения слов хапуга, обирала, рвач. К какому пласту лексики они относятся и какую стилистическую роль играют в рассказе?

Сформулируйте письменно проблему и основную мысль (авторскую позицию) текста. Какое значение для понимания авторской позиции имеет заглавие рассказа? Найдите и прокомментируйте выразительные средства, которые встречаются в тексте Ф. Кривина.  Как они помогают понять авторскую позицию?

Узнали ли вы «персонажей» миниатюры Кривина?

Докажите, что перед вами текст, а не цепочка предложений. Найдите в тексте слова-связки и определите, к каким частям речи они относятся.

Укажите предложения, связанные между собой только по смыслу.

 4. Упражнение

 Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.  Ответьте на вопросы и  выполните задания.

 1) Место распол..жения главной рез..денции российских императоров определил сам Петр Великий. 2) Первый дом для «зимнего пр..бывания царя» был срублен из дерева в 1708 году. 3) Всего в Петербурге было построено шесть разных по размерам «Зимних». 4) На постройку главного Зимнего дворца было израсходовано 2,5 ми(л,лл)иона рублей золотом. 5) Сумма по тем временам огромная. 5) Эти деньги соб..рали, в основном, с народа, повышая налоги и пополняя бюджет строительства (за)счет сборов на вино. 6) Именно поэтому средств на украшение царской рез..денции не жалели – о..делка Зимнего дворца была поручена лу..шим  русским  и иностра(н,нн)ым  мастерам. 7) Полы в большинстве помещений были покрыты узорчатым п..ркетом из це(н,нн)ых пород дерева. 8) Живописные пл..фоны зрительно увеличивали высоту потолков. 9) Огни сотен светильников отражались в полирова(н,нн)ом мраморе, привезё(н,нн)ом из Италии, и стёклах зеркал, доставле(н,нн)ых из Парижа… 10) Однако это великолепное убранство сохранилось не полностью: в 1837 году в Зимнем произошел пожар. 11) Попытки пожарных справиться с огнем не увенчались успехом. 12)  К несчастью, дворец выгорел почти (до)тла, спасти удалось только здание Эрмитажа. 13) Но вскоре после пожара Николай I распорядился начать во дворце  во(с,сс)тановительные работы. 14) Знаменитый Зимний дворец возродился за 15 месяцев, к марту 1839 года. 15) Несомненно, только благодаря усилиям строителей и архитекторов удалось столь быстро во(с,сс)тановить лучшее арх..тектурное сооружение русского б..рокко середины XVIII века (Н. Налимова, Л. Архипова).

Задания

1. Определите тему текста и озаглавьте его. Предложите несколько вариантов заголовка.

2. Найдите в тексте пары предложений, связанных при помощи 1) сочинительных союзов; 2) вводных слов;  3) синонимов; 4) тематических групп слов;  5) указательных местоимений; 6) лексического повтора; 7) видо-временной соотнесённости глагольных форм; 8) синтаксического параллелизма; 9) однокоренных слов; 10) смысловой связи.  Укажите случаи одновременного использования нескольких способов связи.

3. Укажите предложения, соединенные а) последовательной (цепной) связью; б)  параллельной  связью.

4. Определите значение слов  рез..денция, пл..фон, б..рокко. К каким словарям нужно обратиться, чтобы определить значение этих слов?

 5. Упражнение

 Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.  

         […] К ним относят смайлики, рожицы, значки, которые используются в роли междометий, передающих эмоционально-оценочное отношение автора к собеседнику или к содержанию своего сообщения, и за последнее десятилетие значительно расширили выразительный арсенал сетевой письменности. Вообще значков напридумано очень много, ими пестрят блоги, чаты, форумы. Есть целые графиконы (ср. лексиконы) – словари значков, смайликов.

         Самый употребительный (и общепринятый) знак – улыбка, сведенная к графическому минимуму: двоеточие плюс скобка: :) Конечно, она может шириться,
переходить в смех: :::))) и даже в хохот: :::::))))). Иногда она расплывается на всё лицо и становится знаком  радости, счастья. А сколько глаз сияет на этом лице – зависит от степени блаженства (двоеточия в круглых скобках): (:) радость, (::) ликование, (:::)– счастье, (:::::) – блаженство, (:::::::) седьмое небо.  

         […] не исключено, что эти знаки используются уже и в другом значении, или эти же значения выражаются другими знаками: омонимия и синонимия среди графем – такое же закономерное явление, как и среди лексем. Главное в графических знаках – быстрота их написания и мгновенная узнаваемость. И если неографемы пришлись вам по душе, пользуйтесь ими! (М. Эпштейн).

Вопросы и задания

1. Какое предложение должно стоять первым в тексте? Мотивируйте свой выбор.

А. Среди неографéм существует много искусственных, одноразовых.

Б. Неографéмы (от греческих корней neo - новый и grapho - пишу) – это новые элементы письма, новые графические знаки. 

В. Использование неографéм позволяет быстро и кратко передать эмоции, чувства, настроение, реакцию на письмо собеседника.

Г. О степени новизны или, напротив, употребительности неографéм, к сожалению, трудно судить: поисковые системы не позволяют искать знаки препинания.  

2.  Какое слово или сочетание слов должно стоять в начале второго абзаца текста, чтобы он имел такие признаки, как смысловая связность и завершенность: поэтому, именно потому, при этом,  следовательно? 

3. Найдите в тексте градацию. Какими языковыми средствами она выражена?

4. Каково ваше отношение к использованию неографем? Подберите и запишите несколько аргументов, доказывающих пользу или вред включения в  письменную речь неографем.

 

6. Упражнение

 

         Разбейте приведённые предложения на два самостоятельных текста, устно аргументируя, на каком основании вы отнесли предложение к тому или иному тексту. Выполните задания.

 

         Подтекст – это скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения значения слова с контекстом и особенно – с речевой ситуацией. Монолог Симеонова-Пищика своеобразная «пьеса в пьесе» со своим текстом и подтекстом, с богатством психологических реакций, с переплетением серьезного и смешного. Оказывается, и смешного помещика посещают мысли о смерти, он способен жалеть и сострадать, он стыдится этого сострадания и не может найти нужных слов. В зависимости от речевой ситуации, от намерений, цели говорящего предметные значения могут стать средством выражения эмоционального смысла, в то время как прямые лексические значения слов перестают формировать и определять внутреннее содержание речи. Аналогично строится монолог Шарлотты в начале второго действия. Она ест огурец и спокойно размышляет об абсолютном одиночестве человека без родины, без паспорта, без близких: «Все одна, одна, никого у меня нет и… кто я, зачем я, неизвестно…» В системе К.С. Станиславского термин «подтекст» приобрел более широкое значение  и стал обозначать психологическое состояние персонажа, выраженное в сценической речи. Сходное чувство вдруг обнаруживается в монологах недотепы Епиходова, проглядывает сквозь «галантерейные» словечки и бесконечные придаточные. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер». А ведь это гамлетовское «быть или не быть», только по-епиходовски неуклюже сформулированное! Подтекст может не получить словесного выражения, а прочитываться через жест, мимику, интонацию, строй речи, ритм фразы, которые обнажают душевное состояние персонажа. Таким образом, внешнему сюжету «Вишневого сада» соответствует привычная для реалистической драмы, и Чехова том числе, «речевая раскраска» характеров: бильярдные термины Гаева, просторечие и косноязычие Лопахина, витиеватость Епиходова, восторженность Пищика студенческо-пропагандистский жаргон Трофимова. Но на ином уровне, во внутреннем сюжете возникает общая лирическая стихия, которая подчиняет себе голоса отдельных персонажей.

         Задания

         1. Запишите и выразительно прочитайте полученные тексты.

         2. Определите, к какому стилю и типу речи они принадлежат?

         3. Определите средства связи между предложениями  в каждом из текстов?

 

7. Создаём текст

        

Прочитайте начало сказки-притчи. Ответьте на вопросы и выполните задания.

 

         «Жили рядом умелый садовник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли цветы и деревья невиданной красоты, у второго буйно росли только чертополох и крапива. И карлик завидовал соседу. Но однажды садовод заметил, что сначала у забора, а затем и по всему саду стали чахнуть цветы и деревья – это соседская зависть перебралась через забор и стала губить все вокруг. И понял садовник, что надо спасать сад. Он вспомнил, что около его дома растёт роза, которая одна в мертвом саду еще цветёт  и благоухает…» (М. Никитина, Л. Соколова).  

         Вопросы и задания

         1. Как вы понимаете, что такое притча? Какие притчи вам известны?

         2. Напишите продолжение и заключение  (финал) сказки-притчи по предложенному началу.

         3. Озаглавьте сказку, которую вы написали.

8. Создаём текст

          Напишите небольшой рассказ на тему одной из известных вам пословиц.  Сделайте пословицу зачином или концовкой рассказа. 

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 4668 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0