Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 03:08:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (лекционный материал для учащихся 8 классов)
17.03.2011, 20:22:04
Цель: - показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;
- дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;
- прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели, плана урока.
3. Основная часть.

1) Лекция с элементами беседы.
Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой.

- Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?


Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения…

Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».

Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям.
Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы.
Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.

Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода.

Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами.

В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы.

Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.

С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде.
В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…»
Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.
Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.
На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв.
По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок.

Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.

Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XI – XII веков.
Церковные Светские
1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть.
речь религиозного характера. 2) Историческое сказание.
2) Хождение – описание путешествий 3) Летописи.
к святым местам.
3) Житие – биография и подвиги святых,
прославление их духовных качеств.

Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.
Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли.

Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.

Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись.
Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром.

О «Повести временных лет" пойдёт речь на следующем уроке.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 1633 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0