Цель: - показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности; - дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе; - прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели, плана урока. 3. Основная часть. 1) Лекция с элементами беседы. Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой. - Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?
Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение,
звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в
тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения… Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».
Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения
прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять
искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же
установками, что и к современным произведениям. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы. Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.
Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в
Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось
вокруг Киева и Новгорода. Запись: Принятие христианства при
Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические,
культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией,
Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами. В то
время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от
друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую
создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города
Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы. Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.
С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв
общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и
служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные
грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде. В Древней
Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом
выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник,
который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По
свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие.
Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец –
вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец
иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные
части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные
переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что
книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних
рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь
реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная
глубина, ими мы в печали утешаемся…» Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.
Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале
существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в
Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.
На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся
города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во
Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор
сохранились здания, построенные в XI – XIII вв. По мере развития
экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством
появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы
древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по
истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок. Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах. Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XI – XII веков. Церковные Светские 1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть. речь религиозного характера. 2) Историческое сказание. 2) Хождение – описание путешествий 3) Летописи. к святым местам. 3) Житие – биография и подвиги святых, прославление их духовных качеств. Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.
Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и
стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли. Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.
Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в
политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал
игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил
летопись. Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких
десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату
исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных –
минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое
летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть
переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого
монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества
нескольких поколений летописцев. Запись: В 1073г. монах Никон
создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором,
а затем доработана монахом Сильвестром. О «Повести временных лет" пойдёт речь на следующем уроке.
|