Цель: Совершенствование знаний о свойствах и значении галогенов и их соединений. Задачи: 1.образовательная – обобщить знания о строении галогенов и их свойствах, значении в природе и для человека; закрепить умения по составлению уравнений химических реакций, решению задач, выполнению химического эксперимента 2.развивающая – развивать приемы мышления (сравнения, обощения) Оборудование: 1.плакат «Материк галогенов» 2.пробирки под номерами №1, №2, №3 с веществами NaCl, NaBr, NaI, AgNO3, кристаллический йод, фарфоровая чашка, горелка Ход урока. 1. Организационный момент.
На протяжении ряда уроков вы изучили строение, свойства и соединения
неметаллов VII группы главной подгруппы, образующих семейство галогенов.
И сегодня на уроке: Все свойства мы их повторим, Задачу сложную решим, Запишем много уравнений, Послушаем ряд сообщений. 2.Тема урока: Особенности галогенов и их соединений. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на материк галогенов. Для этого необходимо получить визу. I.Испытание – Конкурс «Пароль - отзыв». 1. Названия каких галогенов связаны обозначением цвета? («хлорос» - желто-зеленый, «иодос» - фиолетовый) 2. Изменив лишь одну букву в названии одного из галогенов, назовите фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора книги «жизнь животных». (бром – Брем) 3. Название какого галогена входит в название вещества, участвующего в фотосинтезе? (хлор – хлорофилл) 4. Недостаток какого из галогенов в организме человека приводит к кариесу зубов? (фтор) 5. Каким галогеном богата морская бурая водоросль – ламинария (морская капуста)? (йод) 6. О человеке, страдающим расстройством нервной системы, иногда говорят: «Врачи приписали ему пить бром». Правы ли они? Можно ли пить бром? (нет, бром ядовит) Молодцы! Первое испытание вы преодолели. Мы попали на химический материк галогенов. Что такое «галогены», Скажете вы без труда. Потому что всем известна эта дружная семья. Семь валентных электронов, Не хватает одного. И у щелочных металлов заберу они его. По свойствам они – неметаллы. Кислотный оксид все дают И как простые они ядовиты, Но пользу солями дают. II. Испытание – Назовите общие признаки семейства галогенов.
Родоначальником семейства галогенов является фтор. Мы попали в его
государство. Говорят, что фтор подобен человеку без чувства меры. Как вы
думаете, почему? Сообщение учащегося о фторе. Главной достопримечательностью государства является пик ФТОРА, самая высокая точка материка, как вы думаете, почему? Продолжим путешествие по океану ХЛОРА, омывающему материк. Как вы думаете, безопасным ли будет наш путь? Почему?
Действительно, хлор ядовитый и опасный для организма газ. В 1 мировую
войну хлор применялся как отравляющее вещество. Позже он входил в состав
новых видов отравляющих веществ – фосген, дифосген, хлорциан. Во время 2
мировой войны немцы рассчитывали применить соединения хлора, о чем
свидетельствуют обнаруженные склады с отравляющими веществами – 10,5
тысяч тонн фосгена, пушечные снаряды, авиационные бомбы, заряженные тоже
фосгеном. Уничтожить это отравляющее вещество можно раствором
гидроксида натрия, при этом образуются соли угольной и соляной кислот и
вода. Этот процесс называется дегазацией фосгена. III. Испытание – Решите задачу. Определить массу гидроксида натрия, необходимого для дегазации 100 т фосгена. (Ответ: 160 т NaOH) Чтобы обезопасить себя от действия ядовитого хлора, переплывая с острова на остров, мы должны добраться до государства брома. IV. Испытание – Осуществить превращение: Cl2 = HCl = NaCl = Cl2 = Br2
Благополучно преодолев морские преграды, мы достигли острова, с
которого легко попадем в государство «зловонного брома». Чем особенно
это государство? Сообщение учащегося о броме. Как видите,
по-своему физиологическому действию бром также является ядовитым
веществом. Сходны и химические свойства простых веществ галогенов и
свойства их соединений, в частности свойства галогеноводородных кислот. V. Испытание – Можно ли получить вещества, записанные справа при взаимодействии бромоводородной кислоты с веществами, записанными слева? Al = AlBr3 KOH = KBr Hg + HBr = HgBr2 K2CO3 = CO2 Al2O3 = H2O Запиши возможные уравнения реакций.
А теперь давайте заглянем в государство волшебного йода. Но чтобы более
подробно изучить его особые свойства, значение, хитрый йод поставил
перед нами новое испытание. VI. Испытание – Экспериментальное задание. Распознать в какой пробирке с галогенидами натрия находится иодид натрия? Напиши уравнения реакции. Даны пробирки под номерами №1, №2, №3 с веществами NaCl, NaBr, NaI
Йод – действительно удивительный волшебник. И свою способность к
таинственным превращениям он сейчас докажет, а вас просит объяснить
происходящие изменения. Демонстрация опыта «Возгонка йода». Вы выполнили все задания йода. И теперь узнаем, чемже знаменит еще этот галоген. Сообщение учащегося о йоде.
Но на карте материка галогенов есть «белое пятно» - это государство
астата, малоизученного галогена. В переводе с греческого «астатос» -
«неустойчивый». Его название очень удачно отражает природу данного
элемента. Самый долгоживущий радиоактивный изотоп астата живет 8,3 часа,
т. е. от полученного утром галогена к вечеру не останется и половины.
Обнаружили астат в продуктах распада радона, позже его выделили
химическим путем из элемента франция. И все же его в природе очень мало.
В земной коре астата содержится около 30 грамм. Намного проще получать
его искусственным путем. Но получают небольшие количества астата,
поэтому его физические и химические свойства изучены неполно. И пока это
еще «белое» пятно на карте. Но астат нельзя назвать бесполезным
элементом. Подобно йоду он концентрируется в щитовидной железе. И
использовать его для лечения заболеваний щитовидной железы даже
выгодней, чем йод. Итог урока. Сегодня на уроке мы
повторили общие признаки галогенов, особенности их физических и
химических свойств, свойства их соединений, показали значение их в
природе и жизни человека. Оцените свою работу на уроке по теме «Особенности галогенов и их соединений» по 5-балльной системе в информационном листе. Информационный лист Фамилия, имя ________________________________________ Класс _______________________________________________ Тема урока «Особенности галогенов и их соединений» № Основные вопросы Самооценка 1. Составление формул 2. Знаний свойств физических галогенов 3. Знание химических свойств галогенов 4. Умение решать задачи по уравнению реакции 5. Расстановка коэффициентов 6. Знание качественных реакций 7. Умение проводить химический эксперимент
|