Задачи урока
Образовательные
1. Продолжить формирование знаний об
особенностях крупных природных регионов на
примере природы Западно-Сибирской равнины.
2. Сравнить природные особенности двух равнин:
Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.
3. Познакомить с главной особенностью природы
Западно-Сибирской равнины — сильной
заболоченностью. Развивающие
1. Развивать умение работать с картами
атласа и учебника.
2. Развивать умение выделять главное,
анализировать.
3. Развивать память. Воспитательные
Воспитывать любовь к красоте родной
природы, гордость за наши природные богатства.
Номенклатура
Западно-Сибирская равнина, Сибирские Увалы,
Васюганская равнина, Ишимская равнина,
Барабинская низменность, Урал, Алтай, Казахский
мелкосопочник, Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Томь,
Енисей, Обская губа, Ямал, Гыданский полуостров,
Тюменский Север, Уренгой, Ямбург, Медвежье,
Мессояха.
Опорные знания
1. Физико-географическое положение крупного
природного региона.
2. Связь геологического строения с рельефом
местности.
3. Климат и климатообразующие факторы.
4. Природные зоны и их особенности.
Планируемые результаты урока
1. Выявить главные особенности природы
Западно-Сибирской равнины.
2. Научиться сравнивать природные районы (на
примере сходств и различий Восточно-Европейской
и Западно-Сибирской равнин).
Оборудование:
учебник (Э.М. Раковская. География: природа
России. — М.: Просвещение, 2002), учебный атлас по
географии России для 8—9-го классов, настенная
карта, контурная карта (или фрагмент контурной
карты) на Западную Сибирь.
План урока
1. Вводное слово учителя с определением темы
урока.
2. Распределение работы в группах по основным
компонентам природы (раздача индивидуальных и
групповых заданий). Определение мотивации по
выполнению работы (заполнение контурной карты).
3. Выступления учащихся по темам (презентации).
4. Первичное закрепление знаний (заполнение
пропусков в «письме другу», подводящем итоги
познавательной деятельности на уроке).
5. Работа с картой.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово
Я читаю два фрагмента стихотворений и
обращаюсь к ученикам:
В конце урока вы скажете, какое из двух
стихотворений больше подходит для описания
природы Западно-Сибирской равнины.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали.
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью Земли...
(Константин Бальмонт)
...Но, как путь из варяг в греки,
Стлали за волоком волок,
К Полюсу под огненный полог
Текущие разливами реки.
И с таежных дебрей и тундровых полей
Собирала мерзлая земля ясак —
Золото, мамонтову кость, соболей.
Необъятная. Пало на долю твою —
Рас и пустынь вскорчевать целину.
Европу и Азию спаять в одну
Евразию — народовластия семью.
Вставай же, вставай.
Как мамонт, воскресший алою льдиной,
К незакатному солнцу на зов лебединый —
Ледовитым океаном взлелеянный край!
(Михаил Зенкевич)
Сегодня мы будем самостоятельно изучать
особенности природы Западно-Сибирской равнины и,
кроме того, сравним изучаемую равнину с равниной
Восточно-Европейской.
В конце урока вы сдаете заполненную контурную
карту и «письмо».
2. Распределение работы в группах
Класс делится для работы в парах.
На каждый рабочий стол дается задание. Учитель
: Выполняя полученные
инструкции, вы составите характеристику одного
из компонентов природы Западно-Сибирской
равнины.
На выполнение дается 5 минут, по истечении
которых мы заслушаем все ответы и заполним
контурные карты. После выполнения заданий ученики выступают с
отчетами о выполненной работе — по одному от
каждой пары.
Из этих коротких выступлений складывается
полное представление о природе
Западно-Сибирской равнины, дается ее сравнение с
Восточно-Европейской равниной.
Карточки от 1.1 до 1.4 посвящены географическому
положению и размерам Западно-Сибирской равнины.
Карточки 2.1 и 2.2 посвящены рельефу,
геологическому строению и полезным ископаемым
Западно-Сибирской равнины.
Ответы на карточки 3.1 и 3.2 должны
охарактеризовать климат равнины и его влияние на
природную среду.
Благодаря ответам по карточкам 4.1 и 5.1—5.3 дети
узна’ют реки и природные зоны Западно-Сибирской
равнины.
Ввиду того что в разных школах используются
разные атласы, страницы каждому учителю, который
будет пользоваться этими карточками, придется
вписать самому. Что же до указанных страниц по
учебнику — они, как уже отмечалось, даны по книге
Э.М. Раковской. В принципе те же задания можно
строить и на основании других учебников, но тогда
номера страниц и рисунков в карточках придется,
разумеется, менять.
3. Выступления учащихся по темам
(презентации)
По истечении 5 минут заслушиваются все ответы
учащихся.
4. Первичное закрепление знаний
(индивидуальная работа)
Учащиеся будто бы из Западной Сибири пишут
короткое «письмо другу». В письме они должны
рассказать об особенностях этого района.
Если класс сильный, письмо пишется в
произвольной форме и стоит просить учеников,
чтобы они украсили текст специфическими
терминами из словарика. Учащимся послабее
целесообразно дать набор географических
названий и терминов, которые в письме должны быть
упомянуты. Слабым учащимся предлагается шаблон
письма, в который они только вписывают
пропущенные слова.
Словарик
Займища — заболоченные низины. Здесь
сочная трава — отличный корм для крупного
рогатого скота. Колки
— отдельные рощи деревьев, чаще
берез, в лесостепи. Лесоболотная зона
— лесная зона,
которая сильно заболочена из-за плоского рельефа
и близкого залегания грунтовых вод.
5. Работа с картой
Нанесение на контурную карту объектов,
перечисленных в списке номенклатуры. При
заполнении карты учащиеся базируются на
информации из сообщений одноклассников.
6. Домашнее задание |