Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:34:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVI—XVII веках
09.06.2012, 09:53:52

Цели урока. Рассказать о присоединении и освоении земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с природными богатствами края; совершенствовать умения и навыки работы с картой и контурной картой; продолжение эстетического воспитания на примере работы с художественными произведениями (репродукциями картин, видеофрагментами, художественной литературой).
Оборудование
. Физическая карта России, карта «Расширение Русского государства в XVI—XVII вв.»; атласы по истории, географии России; репродукция картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»; рисунок учащегося «Мангазея»; видеофрагменты из художественного фильма «Ермак» и из документального фильма из серии «Царство русского медведя» «Сибирь»; книга В. Распутина «Сибирь, Сибирь…» (М., 1991); энциклопедия «Города России» (М., 1998).

ХОД УРОКА

Первый час

I. Вступительная часть

Учитель истории. На протяжении многих лет русские люди открывали новые земли, обживали их и преображали своим трудом, отстаивали с оружием в руках в борьбе с коренными народами. В итоге русскими были заселены и освоены огромные пространства, а некогда пустующие земли стали не только неотъемлемой частью нашей страны, но и ее важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами.
Освоение Сибири и Дальнего Востока открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных примерами стойкости, терпения, мужества.
На уроке мы проследим, как это происходило, что это дало нашей стране, какие природные ресурсы таила в себе эта земля, кем была населена и чем занимались коренные народы.
Какую часть территории нашей страны называют Сибирью и Дальним Востоком?
Ученик показывает на карте.
Кто знает, что означает название Сибирь?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель географии. Валентин Распутин в своей книге о Сибири говорит, что это слово так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Ученые придерживаются двух точек зрения:
1) Сибирь происходит от монгольского шибир, что в переводе означает лесная чаща;
2) название связано с именем сабиров или сипиров — народа, возможно, населявшего Прииртышье.
Как бы то ни было, но распространение названия Сибирь на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца XVI в.

II. Творческая часть

Учитель истории. О Сибири еще в древности ходило много небылиц и сказок, одних они отпугивали, у других еще тогда вызывали усмешку. Геродот (со слухов) писал: «У подошвы высоких гор обитают люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками. Плешивцы рассказывают, чему я, впрочем, не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, которые спят шесть месяцев в году».
Покорителями Сибири, как известно, стали русские люди. А когда произошло их первое знакомство с Сибирью?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Первыми, кто проник за Камень, т.е. за Уральские горы, были новгородцы в XI—XII вв. В XIV в. ими был проложен Северный морской путь, заканчивающийся в Обской губе. Покорение Сибири происходило в XVI в.
А в 1600 г. на реке Таз, в 300 км от Обской губы, под руководством московских воевод было основано постоянное поселение-крепость «о пяти деревянных башнях», названное Мангазеей. Здесь были воеводский двор, съезжая изба, таможня, гостиный двор, четыре церкви и обширный посад. У пристани теснились кочи. Через Мангазею осуществлялись обширные торговые связи между Поморьем, Сибирью и районами внутренней Азии. Но этот морской путь держался в тайне: «чтобы немецкие люди в Мангазею отнюдь дороги не проискивали, а будет кто с немецкими людьми ездити или в Мангазею дорогу учнет указывати, и тем людям быти от нас в великой опали и в смертной казне» — так гласил царский указ. Но дальше Мангазеи и русские люди проникнуть не могли. Почему?
Ученики
. Дальше находилось Сибирское ханство хана Кучума.

Просмотр видеофрагмента «Ермак».
Сообщение учащегося о Ермаке Тимофеевиче.

Учитель истории. Мы знаем о Колумбе почти все: откуда он родом, когда и сколько совершил путешествий, а вот о Ермаке Тимофеевиче — одни версии и догадки, здесь наша память застревает в глубоких сибирских снегах. И все же подвиг Ермака не забыт. Ему поставлен памятник в одном из сибирских городов скульптором М. Антокольским, ему посвящена картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стихотворение К.Ф. Рылеева. Таким образом, оправдываются слова летописи о Ермаке «родом неизвестный, душою знаменитый».
Первый основательный шаг за Урал сделал Ермак в начале 1580-х гг., другие пошли за ним.
1585 г
. Отряд под руководством Ивана Мансурова укрепился в так называемом Белогорье и в жестокой схватке с местным населением отстоял его.
1586 г.
В Сибирь отправился отряд Василия Сукина и Ивана Мясного и др.
Московское правительство уверилось, что Сибирью не овладеть одним ударом, и перешло к иной, проверенной жизнью тактике. Было решено закрепиться на новых землях, строя города-крепости, и, опираясь на них, продвигаться дальше, сооружая по мере необходимости всё новые и новые опорные пункты.
Учитель географии.
 Присоединение сибирских земель к России шло одновременно с их хозяйственным освоением. Это были две стороны одного процесса — превращения Сибири в неотъемлемую часть Русского государства. По сравнению с историей географических открытий хозяйственное освоение сибирских просторов выглядит более скромно. Оно менее насыщено яркими, запоминающимися событиями, а потому и менее известно. Это, однако, не должно умалять важности процесса освоения Сибири, представляющего собой закономерный этап сибирской истории. Именно о природных ресурсах края и о различных видах хозяйственной деятельности русских людей пойдет речь далее.

По ходу дальнейшего рассказа учителя на доске постепенно вычерчивается схема. Основные элементы этой схемы заранее подготовлены учащимися.
На доске вместо слов прикрепляются условные знаки, рисунки с изображением рыбы, птицы, ячменя и т.д.

Природные ресурсы Сибири

Биологические

рыба, пушнина, птица, звери,
лечебные травы

Минеральные

соль, сера, свинец, серебро, медь,
железная руда, слюда, горный хрусталь,
изумруды, жемчуг (Охотское море)

Водные

только озеро Байкал содержит 20%
мирового запаса пресной воды

Почвенные

ячмень, овес

Схема на доске

Учитель географии. Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования — рыбу. Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до XVII в. благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия занимала первое место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов — «мягкого золота». Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя.

Почему?

Ученики. Чем суровей климат, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее.
Учитель
. Со временем запасы соболя истощались. В конце XVII в. вышли царские указы, вообще запрещавшие русским промышлять в Сибири соболя. Они, впрочем, никогда полностью не выполнялись. И, несмотря на истребление большей части соболиного поголовья, охота на пушного зверя оставалась в Сибири одним из важнейших занятий переселенцев.
Учитель истории.
Кто же такие переселенцы?
Ученики
. Промысловики; казаки; стрельцы; пушкари; крестьяне и ремесленники по государеву указу; уголовники и политически неблагонадежные; беглые крестьяне.
Учитель географии
. Пушному промыслу, естественно, сопутствовала охота на мясную дичь и всякого лесного зверя. В ранний период освоения Сибири лесные продукты пользовались большим и постоянным спросом почти у всех переселенцев. Поэтому многие из них добывали зверей и птиц не только для собственного пропитания, но и на продажу. Леса богаты и лекарственными травами, и с 1665—1696 гг. издаются царские указы о сборе этого ценного сырья.
В огромном количестве в сибирских реках водилась рыба: таймень, форель, язь, омуль, налим, окунь, щука, карась, сазан. Однако только «про свой обиход» рыбу добывали лишь в самых глухих уголках Сибири. В остальных районах потребительский промысел очень быстро превращался в товарный.
Столицей Сибири XVII в. стал город Тобольск.

Сообщение учащегося о Тобольске.
На карту прикрепляется изображение герба города.

Учитель. В Сибирской столице — Тобольске — иностранный наблюдатель в середине XVII в. обратил внимание на «замечательно большой рыбный базар», какого он «не видел ни в одной стране». Рыбу туда привозили по 30, 50 и более телег в день и в самом различном виде — сушеную, соленую, мороженую. Ее продавали штуками, ведрами, кадушками, возами. Лучшие сорта иртышской рыбы стоили дешевле хлеба. Много продавалось икры, рыбьего жира и рыбьего клея. Рыбу покупали не только «про себя», но и для продажи в других районах Сибири, за рубежом, даже в русских городах, как ближних, так и дальних — в Костроме, Вологде, Устюге Великом, Москве.
Сибирский рыбный промысел не только содействовал созданию прочной продовольственной базы на восточной окраине страны, но и дал дополнительный толчок развитию торговых связей между различными областями страны.
Во второй половине XVII в. русские землепроходцы вышли к «жемчужине» Сибири — к озеру Байкал.

Просмотр видеофрагмента про озеро Байкал.

Учитель. О каком виде природных ресурсов шла речь в этом видеофрагменте?

Выслушиваются ответы учеников.

Второй час

III. Продолжение творческий части

Учитель географии. В XVII в. начинает делать первые шаги сибирская добывающая промышленность. И прежде всего стала развиваться такая ее отрасль, как соляной промысел. Это объяснялось повседневной потребностью переселенцев в соли и необходимостью иметь ее в большом количестве для заготовок впрок. На юге Западной Сибири русские добывали самоосадочную соль хорошего качества. С 1620-х гг. поездки «по соль» к озеру Ямыш стали практически ежегодными (добывали ее не только для себя, но и в «государеву казну» и для торговли). Солеварение было сложным и трудным делом, оно требовало привлечения множества людей — умелых специалистов-солеваров с помощниками, дровосеков для заготовки топлива, кузнецов для починки больших сковород для выпаривания соли. Все это увеличивало стоимость сибирской соли, но не являлось препятствием к расширению ее добычи. Так в этом крае возникло несколько крупных солеваренных предприятий под Иркутском, в Забайкалье.
Закрепившись за Уралом, русские люди попытались освоить и другие ресурсы. Переселенцы внимательно присматривались к природным богатствам края и «проведывали» их не только по государеву указу, но и по собственному почину. О наличии в крае той или иной «угоды» они в первую очередь стремились расспросить коренных его жителей.
А теперь, проанализировав карту атласа История России (с. 14) или атласа География России (с.6), перечислите, какие народы проживали в Сибири.
Ученики
. Якуты, остяки и вогулы (тунгусы), эвенки, буряты, хакасы.
Учитель
. Помощь в обнаружении различных видов ценного сырья чаще всего оказывали эвенки — прекрасные знатоки таежных дебрей от Енисея до Тихого океана. Чтобы обеспечить гарнизоны «зельем» (порохом) собственного производства, в XVII в. специально предпринимались поиски ископаемой серы. Такие месторождения были найдены на реке Олекме и в Иркутских степях. Из Москвы последовали обещания наград за открытые месторождения.
Еще большую заинтересованность проявляло московское правительство к «проведыванию» в Сибири руд цветных металлов, особенно серебра.
Как вы думаете, почему?
Ученики
. Серебро — основное сырье для изготовления денег, которое Россия вынуждена была тогда полностью ввозить из-за рубежа.
Учитель
. А какой еще металл надеялись найти русские в Сибири?
Ученики
. Золото, но оно было обнаружено в последующие столетия.
Учитель
. Царские указы того времени гласили: «и тех мест досмотреть, и сметить, и описать, на сколь верст и сажен в длину и поперек и в глубину каких руд … мочно ли в этом месте острог поставить и всякие заводы для плавки той руды завесть … и учинить опыты при себе, что из тех руд выйдет, и те руды и опыты, и досмотр прислать к Москве». Проанализируйте и сделайте выводы.
Ученики
. Изучение природных богатств стало вестись более квалифицированно, стали обращать внимание на качество руды, а также на экономическую целесообразность.
Учитель
. Хотя в итоге успехи в области цветной металлургии в XVII в. оказались довольно скромными (были получены лишь пробные плавки меди и серебра), недооценивать значение сделанных открытий не следует. Они послужили толчком для новых экспедиций, для глубокого научного изучения и широкого использования природных богатств края в будущем.
Наибольшее развитие получила такая отрасль добывающей промышленности, как железнорудная, в тесной связи с ней находились солеваренная и слюдяная. Сибирское железо нередко было высокого качества. Так, о Кузнецком месторождении современники писали, что получаемый там металл лучше шведского (одного из лучших в Европе).
Учитель истории
. Дорогу в Сибирь искали и европейцы. Корабли Голландии, Швеции, Англии и других стран стремились проникнуть к ее арктическому побережью. Не раз под любым предлогом иностранные торговые и дипломатические посланники просили пропустить их посмотреть Сибирь или хотя бы проехать через нее в страны Востока. И всегда получали твердый отказ: «Русским людям изъян будет».
Учитель географии
. Голод был постоянным спутником первых русских переселенцев. От него страдали и гибли начиная с «Ермакова взятья», и в таежных дебрях, и в местах, вполне пригодных для хлебопашества и скотоводства. Едва тлевшие очаги земледелия коренных обитателей Сибири не могли прокормить и сотой доли оказавшихся за Уралом русских людей. Им приходилось рассчитывать только на себя. Вначале многие переселенцы находили выход из положения, обратившись к непривычной для русского человека пище.
В Москве хорошо понимали, что без обеспечения переселенцев хлебом невозможно их закрепление в Сибири. Сначала продовольственный вопрос пытались решить путем ежегодной присылки хлеба из Поморья. Это было слишком дорого, требовало больших затрат времени и, главное, было слишком ненадежно. Для создания сибирской пашни правительство просто переводило «на вечное житье» в «новую государеву вотчину» крестьян из европейской части страны.
Посевы неожиданно затоплялись вешними водами, вымерзали и высыхали, гибли от неизвестных на Руси вредителей и болезней. Документы того времени часто сообщают, что «хлеб водой вымыло», что всходы начал поедать «степной нахожий гад кобылка», что «хлеб позяб» или «была засуха». О чем свидетельствуют эти факты?
Ученики
. О суровых природных условиях, наносивших удар по еще не окрепшему, только что складывающемуся хозяйству.
Учитель
. Но на этом трудном пути земледелец проявил большую настойчивость и в конечном счете вышел победителем. Из 20 сибирских уездов лишь 3 оставались «непашенными», остальные же имели возделанные поля и прочную основу для развития сельского хозяйства. В Сибири выращивали рожь озимую и овес яровой. В огородах выращивали лук, чеснок, морковь, редьку, огурцы, свеклу, капусту, репу. Так в течение одного столетия по сути бесхлебная Сибирь превратилась в край, обеспечивающий себя собственным хлебом.
Учитель истории.
 В первоначальный период своей истории сибирскому городу предстояло пройти три ступени развития. Почти каждый из них возникал как крепость, военно-административный пункт. Большая часть таких крепостей быстро становилась торговыми центрами. Это был второй этап развития сибирского города. Третий уже связан с превращением укрепленного поселения в центр ремесленного производства и товарного сельского хозяйства, т.е. в настоящий город в полном значении этого слова.

Сообщение учащихся о городах Томске и Тюмени.

Учитель. Дальнейшее освоение Сибири происходило в XVII в. Продвижение вглубь было стремительным, необычен был и процесс присоединения этих земель.

Сообщения учащихся о С.И. Дежневе, В.Д. Пояркове, Е.П. Хабарове.
По ходу рассказа ученики стрелками разных цветов отмечают на карте маршруты, пройденные путешественниками, и прикрепляют изображения гербов городов, основанных в ходе освоения этих земель.

IV. Подведение итогов, завершающий контроль


Учитель. В чем причина упорного продвижения русских «встречь солнца»?
Почему именно в XVI—XVII вв. состоялось присоединение Сибири и Дальнего Востока?
Как в гербах сибирских городов отразилась хозяйственная деятельность людей и природные богатства края?
Какое значение имело присоединение Сибири и Дальнего Востока к Российскому государству?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель истории. Простой, будничный труд преображал Сибирь в XVII в., и он же является основой освоения Сибири в наши дни. Быть достойными предшественников, сберечь землю, стоившую нашему народу огромных трудов и лишений, приумножить наследие первопроходцев — задача, которую ставит перед нами история.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець
Просмотров: 4752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0