Введение
По ныне действующей программе Коровиной в 10
классе по литературе рекомендуется проводить по
18 уроков внеклассного чтения. Тем не менее многие
словесники игнорируют (в большей или меньшей
степени) этот факт, аргументируя это чрезвычайно
насыщенной программой: 1) И.А. Гончаров, И.С.
Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М.
Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Кроме
того, это действительно сложные темы, уяснить
которые (в связи с отсутствием жизненного опыта)
способны далеко не все ученики. С этим фактом не
поспоришь.
Тем не менее и для проведения в системе уроков
внеклассного чтения есть свои аргументы..
Во-первых, современный среднестатистический
десятиклассник воспринимает классическую
литературу XIX века почти так, как поэмы Гомера:
происходили те события давно, понять суть
изображаемого трудно. А произведения
современной эпохи читаются легче, и
анализируются с большим интересом, так как их
значительно проще понять. Сужу по собственному
опыту: наши юноши и девушки охотно читают
В.Войновича, Ю. Бондарева, В. Дудинцева. Романы
этих авторов вызывают огромный интерес,
формируют читательский опыт. Да и произведения
1-ой половины XX века: антиутопия Е. Замятина «Мы»,
роман В. Набокова «Машенька» – небезынтересны,
так как в 9 классе школьники уже изучили
исторический материал о тоталитарном обществе и
о русской эмиграции в 20-е годы XX века.
Во-вторых, изучение таких острых в политическом
смысле произведений формирует зрелую
гражданскую личность с ярко выраженными
демократическими взглядами. Здесь мы идем рука
об руку с учителями истории и обществознания, и
данные уроки можно проводить совместно с ними.
Бинарные темы всегда вызывают интерес
неадекватностью поставленных проблем.
И наконец, в-третьих, уроки внеклассного чтения
позволяют часть тем в 11 классе провести заранее,
тем самым хоть немного разгрузив более чем
насыщенную программу выпускного класса. Так,
проведя в 10 классе 2-х часовой семинар по пьесе А.
Вампилова «Утиная охота», впоследствии к
проблемам драматургии XX века обращаюсь только в
обзорных темах, напоминая учащимся опыт анализа
данного текста.
Конечно, такая интенсивная система работы
требует основательной подготовки: в конце 9
класса учащимся выдается список литературы для
летнего чтения, а произведения внеклассного
чтения описываются наиболее интригующе для того,
чтобы подростки прочитали летом как можно
больше.
Все уроки внеклассного чтения провожу только в
форме семинаров, выдавая вопросы за полторы-две
недели, что стимулирует интерес читателей и
помогает сразу увидеть наиболее актуальные
вопросы текста. Кроме того, все семинары по
внеклассному чтению проходят всегда в 2 урока,
что дает возможность опросить каждого ученика и
осветить поднятые проблемы достаточно глубоко и
последовательно. При анализе произведений XX века
важным считаю и рассмотрение вопроса о традициях
классической литературы у авторов последующих
эпох.
Сводная таблица уроков
внеклассного чтения
№ п/п |
Тексты XIX в. |
Произведение вн/чтения |
Что связывает тексты XIX и
XX
веков |
1 |
А.Н. Островский «Бесприданница»,
«Гроза» |
А. Вампилов «Утиная охота» |
Сравнение трагической героини Ларисы
Огудаловой с наивной простушкой Ириной –
выявление доли ответственности человека за свою
судьбу.
Главный герой Зилов как типичный персонаж эпохи
Брежнева Л.И. недовольство работой, семьей,
зарплатой, общественными отношениями.
Сопоставление с Катериной из «Грозы». |
2 |
И.С. Тургенев «Рудин», «Отцы и дети» |
В.В. Набоков «Машенька» |
Проблема «лишнего человека» у
Тургенева и Набокова. Продолжение традиций
галереи «тургеневской девушки» и отказ от
традиций. Эволюция темы «дворянского гнезда» у
Набокова. Проблемы любви к Родине и смысле жизни.
Размышления о славе и смерти. |
3 |
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» |
Антиутопия Е. Замятина «Мы» |
Сравнение будущего в 4-ом сне Веры
Павловны и в романе «Мы». Что утопично? И что
логично? Проблема взаимодействия новейших
технологий и политического строя государства.
Проблемы любви и брака. Почему истинная любовь –
смертный враг Единого государства? |
4 |
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Б. Можаев «Мужики и бабы» |
Дискуссионность проблемы смысла жизни
на примерах Гриши Добросклонова и Андрея
Бородина. Типичный образ русской женщины –
Надежда Бородина. Общее т различное с Матреной
Тимофеевной. Картины деревенской жизни.
Отношение властей к крестьянам-землепашцам в
царской России. |
5 |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа
Головлевы», «История одного города» |
В.Войнович «Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана Чонкина» |
Юмор и сатира. Приемы гротеска и
гиперболы. Взаимоотношение государственной
системы и отдельной личности. |
6 |
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание» |
В. Дудинцев «Белые одежды» |
Проблема нравственного наказания
героев за зло, причиненное людям. Цель
оправдывает средства? Сопоставление
преступления Раскольникова и борьбы Дежкина
против врага науки Рядно. Герои-двойники и их
роль в произведениях (Раскольников-Свидригайлов
и Стригалев-Дежкин). |
7 |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Ю. Бондарев «Берег» |
Сопоставление подвига Андрея
Болконского и Андрея Княжко. Патриотизм и
общечеловеческие ценности. Не противоречат ли
они друг другу? Отказ от традиций прошлого в
военной теме: у Л.Н. Толстого изображение
«военных трутней» , у Бондарева – образы
эгоистов Межнина и Гранатурова. |
[Есть соблазн трактовать образ
утиной охоты у Вампилова как нечто
возвышенно-поэтическое. В самом деле – природа,
тишь, сосредоточенность души…Но оставлена ли
здесь Зилову автором надежда на возрождение?
«Знаешь, какая это тишина? – объясняет герой. –
Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился.
И ничего нет. И не было. И не будет». Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами
(«И ничего нет. И не было. И не будет»). Будто
гвозди заколачиваются…
В. Лакшин («Литература в школе» – 1992 г.
№2 с.68)]
Семинар по пьесе Александра Вампилова
«Утиная охота»
Безусловно, лучше всего «Утиную охоту» изучать
после знакомства с творчеством А.П. Чехова, так
как у Вампилова больше близких черт с этим
драматургом (лаконизм, многослойность образов и
т.д.), но в конце учебного года никогда не бывает
времени для внеклассного чтения. А в I четверти
это произведение вполне подходит для пробного
варианта семинара по внеклассному чтению: объем
мал (ученики могут познакомиться с текстом даже в
читальном зале), образы трактуются неоднозначно,
открытый конец вызывают бурные споры.
У многих учащихся «Утиная охота» вызывает
недоумение лаконизмом, отсутствием четко
сформулированной авторской позиции. Особенно
это бросается в глаза после чтения
«Бесприданницы», где десятиклассники легко
выделяли мировосприятие драматурга, его видение
общественных проблем.
Для лучшего усвоения темы мало познакомить
участников семинара с биографией Александра
Вампилова. Гораздо важнее провести
межпредметные связи с историей, вспомнить
совместно с юными читателями об эпохе застоя и ее
особенностях, о времени правления Леонида Ильича
Брежнева. Тогда станет понятнее отношение Зилова
и его приятелей к работе, «квартирный вопрос»,
отношение к личному автомобилю Кушака и многое
другое. Эпизод со статьей в газете из невинной
шутки превратится в политический сарказм над
государственным устройством страны, год за годом
обещающей светлое будущее и никогда не
выполняющей свои обещания.
Особое внимание следует уделить сравнительной
характеристике Зилова и официанта Димы.
Некоторые неискушенные читатели считают
последнего единственным положительным героем
пьесы. Важно помочь увидеть его эгоизм,
жестокость, приспособленчество и даже холодное
коварство.
Эмоционально происходит обсуждение сюжетной
линии Зилов-Ирина. Как относится автор к своей
главной героине? Сопереживает ей, сочувствует,
всю вину за происшедшее перекладывая на Зилова?
Интересен тот факт, что именно
девушки-десятиклассницы чаще строже юношей
судят Ирину…Судят за легкомыслие,
инфантильность, неумение и нежелание
анализировать свои и чужие поступки. Интересно
разворачивается обсуждение сопоставления
образов Ирины и Ларисы Огудаловой. На фоне Ларисы
с ее богатым духовным миром и трагизмом
восприятия жизни меркнет облик Ирины. Глупая
простушка, попавшая на удочку первого встречного
волокиты, вызывает намного меньше сочувствия,
чем героиня А.Н. Островского.
Еще более сложен финал пьесы. Пьяная ссора
Зилова с приятелями, его последующее одиночество
заставляют задуматься о его душе.
[В «Утиной охоте» есть некая тайна, некий
секрет, до сих пор не разгаданный. Мной тоже. Если
ставить пьесу об алкоголиках – тема исчезает.
Тупик надо сыграть.
Г. Товстоногов («Литературная газета» –
1984 – №33)]
Тупик, в котором оказался автор, – специфически
русский. С одной стороны, Зилов – герой времени,
его взрастила эпоха застоя, он плоть от плоти
системы Брежнева.
С другой стороны, он еще не утратил до конца
духовности (в отличие от официанта Димы), и
открытым финалом пьесы автор оставляет ему шанс
на возрождение
[…Вампилов [в этом монологе] показывает
искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не
очередной его треп, как ухитрились воспринять
его те критики, которые с порога отрицают в нем
духовные начала… («Тебя там нет…Ты еще не
родился…И ничего нет…И не будет» – то есть нет
больше его прежнего, дурного меня и не будет) –
это обет исправиться, возродиться, который он
дает жене, тоже признак «бездуховности»?
Б. Суриков (в книге «Александр Вампилов»
– М., «Советская Россия», 1989г., с.94)]
Пьесы А.Вампилова заставляют задуматься и о
времени, и о себе. В этом смысле сопоставление с
сегодняшним днем особенно интересно для
думающих читающих школьников. Представить себе
Зилова сегодня… Нашел бы он для себя нишу в наше
время? Смог бы реализовать свои способности? Или
бы удовольствовался ролью «лишнего» человека,
которому и эта эпоха не дает раскрыться?
Вопросы к семинару по пьесе А. Вампилова
«Утиная охота»
- Что общего и различного вы обнаружили в
изученных произведениях А.Н.Островского и в
«Утиной охоте»? Какие общие проблемы
рассматриваются?
- Попытайтесь определить, какая эпоха в жизни
Российского государства здесь отражена.
Приведите доказательства.
- Как Зилов и его приятели относятся к работе?
Случайно ли это? Или характерно для того времени?
- В чем вы видите значение частых повторений фраз
типа: «поехали», «понеслись»?
- Каково значение в пьесе любовного треугольника:
Зилов, Вера, Кушак? Как он характеризует этих трех
героев?
- Почему Вера всех мужчин называет аликами? Как
это характеризует ее саму и то общество, в
котором она вращается?
- Что нового о героях (Зилове и Галине)
рассказывает сцена воспоминания о молодости и
взрыве любовных чувств? Случайно ли упоминание
планетария, расположенного в бывшей церкви?
- Что вы думаете об Ирине? Какова ее роль в пьесе?
- Образ официанта Димы. Его значение в пьесе.
- Дайте развернутую характеристику Зилова. Если
бы вы были театральным режиссером (или актером,
играющим эту роль), на каких аспектах его
личности вы сделали бы акцент?
- Объясните символичность названия пьесы. Какие
идеи автор подчеркивает, давая своему
произведению такое название?
Семинар по роману В. Набокова
«Машенька»
Этот семинар бывает особо удачным в тех
классах, в которых ребята прочитали летом и
романы И.С. Тургенева, и эпопею «Война и мир» Л.Н.
Толстого – сопоставление сюжетов, коллизий,
нюансов, идет легко и непринужденно.
Данное занятие предваряю 2-часовой лекцией (на
факультативе) «Эволюция темы «дворянского
гнезда» в русской литературе XIX – нач.XX века (От
Пушкина и Тургенева до Толстого, Бунина и
Набокова)». Зачитанные эпизоды классической
литературы с описанием барских усадеб
Троекуровых, Лариных, Маниловых, Головлевых,
Болконских, Ростовых и т.д. помогут учащимся
уяснить роль дворянства в жизни российского
общества, значение «дворянских гнезд» как факта
культуры и как места жестокой эксплуатации
крестьян. Обращение к «Суходолу» И. Бунина
приоткроет перспективы 11 класса и раскроет
процесс деградации класса, потери ведущей роли в
общественной и политической жизни страны.
На фоне этой лекции станет более понятен
лаконизм В.В. Набокова в описании дворянской
усадьбы: после Тургенева и Толстого нет
необходимости в подробном описании, достаточно
2-3 мелких деталей. С другой стороны, в виде
подтекста воспринимаем мелкие нюансы рушащегося
аристократического быта: обезображенный стол
под лианами, чрезмерно заросшие аллеи парка. Ни в
усадьбе Троекуровых, ни в поместье ростовых
такого запустения не оставили бы. Сквозь
ностальгическую призму первой любви видим мы
мини-зарисовки писателя о «дворянском гнезде»,
находящемся на пороге разрушений. Но и эти
воспоминания тоже ярко характеризуют
главного героя: не от материальных благах,
потерянных в ходе революции, расстраивается
Ганин, а о тех милых сердцу мелочах быта, что
ассоциируются с детством и эпохой первой любви.
Отсутствие меркантильности – яркая черта
классической русской литературы XIX века, а
Набоков – продолжатель ее традиций.
[Сияющие, сладкопевные описания его русской
природы похожи на восторги дачника, а не
человека, с землею кровно связанного. Пейзажи
усадебные, не деревенские: парк, озеро, аллеи и
грибы – сбор которых любили и дачники (бабочки –
это особая статья). Но как будто Набоков никогда
не знал запаха конопли, нагретой солнцем, облака
мякины, летящей с гумна, дыхания земли после
половодья, стука молотилки на гумне, искр,
летящих под молотом кузнеца, вкуса парного
молока или краюхи ржаного хлеба, посыпанного
солью… Все то, что знали Левин и Ростовы,
Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Бунин, все
русские дворянские и крестьянские писатели, за
исключением Достоевского. Отсутствует в набоковской России и русский
народ, нет ни мужиков, ни мещан…Низшая каста,
отразившаяся в набоковском творчестве, – это
гувернантки и учителя.
Зинаида Шаховская , Б.Носик «Мир и дар
Владимира Набокова» (Первая русская биография)
отпечатано в Чехии, с.4]
Вопросы к семинару по роману В.В.
Набокова «Машенька»
- Чем вам понравился роман? Может, что-то
отталкивает? Что неприемлемо для вас?
- Можно ли назвать произведение
автобиографичным? Каковы ваши доказательства?
- Почему так рельефно, зримо вписаны мельчайшие
детали дворянской усадьбы героя (обои комнаты
и ее обстановка, аллеи парка, стол под липами и
т.д.)?
- Критики называют В.В. Набокова продолжателем
традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите
или опровергните это умозаключение.
- Как вы можете объяснить, почему воспоминания
юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?
- Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без
денег и даже без будущего, так важны воспоминания
о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой
любви?
- Портрет героини. Вы помните портрет Татьяны
Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини
Веры, Ольги Ильинской, Натальи Ласунской и Лизы
Калитиной. Что нового привнес в мировую
литературу портрет Машеньки? (Желательно
обратить внимание и на манеру изложения, и на
суть описываемого).
- Психологический портрет юного героя романа. Чем
он похож и не похож на героев русской
классической литературы? Наложило ли время свой
отпечаток, или сам он принципиально отличается
от юных дворян XIX века? Провести параллель Рудин
–Ганин.
- Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на
встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему
сначала сделал все, чтобы свидание произошло
(даже перевел стрелки будильника у Алферова) и
отправился ее встречать, а потом, дождавшись
прихода ее поезда, все же ушел?
- Как в романе показан эммигрировавшая
интеллигенция? Каково отношение автора к героям?
Анализ образов Алферова, Клары, танцоров,
Подтягина.
- Какие выводы о цели и смысле жизни, славе и
смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине
и других обитателях пансиона госпожи Дорн?
- Ностальгия не оставляла Набокова до самой
смерти. Образ утраченной России переходит из
романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа
«Машенька» «живут в изгнании и мучаются
ностальгией, заняты поисками утраченного рая»?
(Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).
- «Полно, я возвращусь когда-нибудь», – так писал
Владимир Владимирович в одном из стихотворений.
Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не
признавал России большевистской (воспринимая ее
однозначно как тоталитарную державу). Сейчас он
вернулся на Родину, но уже после своей смерти. Как
вы думаете, чему может научить своих потомков
великий русский писатель?
Трудно переоценить роль уроков внеклассного
чтения. Они помогают учащимся осмыслить
окружающий их мир и собственные душевные
переживания, развивают эмоционально и творчески,
являются той ступенькой лесенки, которая ведет к
глубокому постижению классической литературы.
Практическая невозможность ограничиться сухими
строками учебника (анализа этих произведений нет
в школьном учебнике) подвигает к самостоятельной
интерпретации произведений. Формирует думающего
читателя, активную творческую личность.
Приложение
1
|