Цели. Продолжить знакомство учащихся с
типами химической связи, познакомить с
ковалентной химической связью и ее видом –
неполярной связью, научить записывать схемы
образования ковалентной неполярной связи;
сформировать понятие о кратности связи,
формировать умения выделять главное и делать
выводы, стимулировать познавательную активность
учащихся, интерес к предмету.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов, магнитофон, «следы
Колобков», карточки с заданиями. Актуализирующее начало
Учитель. Случилось это вчера
вечером. Было уже совсем поздно, на улице темно и
неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к
урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В
короткий миг между сном и явью мне вдруг
показалось, что слышу чьи-то голоса. Наверное,
галлюцинации. Нет, снова. Голоса все громче и
громче, спорят. Прислушиваюсь и узнаю их – да это
же Колобки! История очень интересная. Слушаю,
удивляюсь, ухмыляюсь. Просыпаюсь, смотрю в окно и
все забываю. Решаю, что это галлюцинации. Прихожу
в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и
записку. Прочитаем?
Уважаемая Ирина Александровна!
Услышанная вами история является чистой
правдой. Нам кажется, что она будет полезной и
познавательной для всех восьмиклассников, ведь в
городе, куда мы совершили путешествие по
анонимному звонку женщины, вам, как химикам, тоже
полезно будет побывать. Чтобы попасть в этот
город, воспользуйтесь нашими подсказками. Следы
от наших ног еще не смыла вода. |
Анализ знаний учащихся
Учащиеся у доски, используя «следы Колобков»,
составляют электронные и молекулярные формулы
заданных веществ – фторида лития, хлорида
кальция и оксида алюминия – с подробными
комментариями.
Задание следа дифференцированно и рассчитано
на разные классы. Обязательно написание
молекулярной формулы, а электронную формулу
пишут только в сильном классе.
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока,
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем,
Зовусь я… алюминием!
Я жилец квартиры восемь,
Я могу зажечь на спор
Спичку, свечку и костер,
Кто вам всем дышать дает?
Атмосферный кислород. Ответ. Al2O3.
Задание. Расположите следы по порядку
и прочитайте слово.
• Какая связь существует между полученным
словом и отгаданными нами веществами?
• Какой тип связи во всех этих веществах?
• Что такое ион?
• Какие силы лежат в основе притяжения ионов?
• Как образуются ионы?
• Как образуются положительно заряженные и
отрицательно заряженные ионы?
• Дайте определение ионной связи.
Изучение нового материала
Учитель. Ой, что это? Еще одна
записка? И как мы ее раньше не заметили?
Прочитаем.
Молодцы!
Вот вы и дошли до пункта назначения. Не
забудьте, заветное слово вам еще пригодится. А
вот и город. Посмотрите вокруг.
Удивились? Мы тоже – одни близнецы-двойники, да
такие дружные. Жаль, что разговаривать с вами они
не будут. Но мы все записали – читайте текст на
картинках-загадках. Угадали вещества? Чтобы
приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь
подсказками криминалиста Колбочкиной.
1. Молекулы каких веществ – простых или сложных
– живут в этом городе?
2. Атомы каких химических элементов образуют
эти молекулы?
3. Напишите электронные формулы молекул
водорода, кислорода и азота.
Что такое химическая связь? Какие ее типы вы
знаете?
Напишите на листочках ответы на наши вопросы
(не забудьте указать свою фамилию).
До свидания! Не прощаемся! До скорой встречи! |
Вниманию учащихся предлагается макет
дома, квартиры в котором занимают картинки с
изображением близнецов. Учащиеся читают задания
на картинках и отгадывают загадки. После этого
они выполняют другие задания, предложенные в
записке, с подробными комментариями.
Картинки-загадки
Жили в этой квартире два старичка. Ростом
они были невелики, зато глаза у них были большие и
голубые. На месте не стояли ни минутки. Говорили
много. Хвастались. – Сколько нам лет? Не помним!
Родились в 1787 г., а может быть, и раньше. Как нас
зовут? «Рождающие воду». |
А здесь живут высокие поэты. Их стихи
пользуются неизменным успехом. Поэзия есть
тот же кислород,
Рождая жизнь, она же жизнь берет,
Рождая красоту, сгорает в ней,
Во тьме сверкая сотнями огней.
Поэзия есть тот же кислород,
В пустыне – как поток прохладных вод,
Как
листьев упоительная тень –
Для странника в палящий знойный день.
Стихи их нам понять бывает тяжело.
Одно мы поняли – без них умрем мы. |
Странные эти братья, не от мира сего, а
главное – высокого мнения о себе. Парят в облаках
и смотрят на всех свысока. Ведь, что ни говори, без
них нет жизни на Земле. Они – составная часть
белков и нуклеиновых кислот. Полимерные цепи
этих веществ они круглосуточно плетут с самого
рождения живого организма. Предупреждаем вас
заранее:
Мы непригодны для дыхания.
Но все как будто бы не слышат
И постоянно нами дышат… |
Учитель подробно объясняет механизм
образования ковалентной связи, говорит о ее
кратности, длине. Рассматривает электронные и
структурные формулы веществ. Учащиеся
записывают основные положения в тетради.
Связь, образующаяся за счет обобществления
электронов (образования общих электронных пар),
называется ковалентной связью. Ковалентная
неполярная связь – это связь, возникающая в
результате образования общих электронных пар
между атомами одного и того же
элемента-неметалла.
Закрепление знаний
Задание. Укажите тип химической связи.
Вариант I. NaCl, MgCl2, Cl2.
Вариант II. KCl, CaO, Br2.
Учитель. Вот такая история
приключилась с нами. А вот Колобкам спасибо! Ведь
именно они помогли мне объяснить новый материал.
Домашнее задание.
|